Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения.




Понятие и виды норм экологического права.

Нормы экологического права – это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды.

Различают нормы Э.П.:

- отраслевые - охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

- комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

- экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на:

- нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").

- нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды (любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека).

Нормы-правила предусматривают экологические требования ­ императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

По содержанию экологические императивы подразделяются на:

- предупредительные (направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия);

- запретительные (не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде);

- обязывающие(природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования);

- разрешительные (по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду);

- восстановительные (компенсационные) (адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий);

- карательные (привлечение к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление);

- управомочивающие (компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства в области охраны окружающей среды);

- поощрительные (экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды).

Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения.

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды носят подзаконный характер. В системе источников экологического права они расположены в определенной иерархии и занимают значительное место, но с учетом перспектив создания правового государства их удельный вес должен быть существенно уменьшен.

Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в системе нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изм. и доп. от 11 июля 2004 г.); Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г.).

Нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Таковы постановления Правительства РФ:. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в ред. от 14 июня 2001 г.; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (с изм. и доп. от 23 ноября 1996 г., 30 июля 1998 г.).

Акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с генеральными законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое ре­гулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Так, например, законы о земле Саратовской области, Самарской области, Земель­ный кодекс Республики Татарстан.

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления по вопросам принятия и изменения уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

15. Классификация норм экологического права.

Различают нормы Э.П.:

- отраслевые - охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

- комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

- экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на:

- нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").

- нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды (любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека).

Нормы-правила предусматривают экологические требования ­ императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

По содержанию экологические императивы подразделяются на:

- предупредительные (направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия);

- запретительные (не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде);

- обязывающие(природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования);

- разрешительные (по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду);

- восстановительные (компенсационные) (адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий);

- карательные (привлечение к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление);

- управомочивающие (компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства в области охраны окружающей среды);

- поощрительные (экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды).

16. Экологическое правоотношение: понятие и особенности.

Экологические правоотношения – разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.

Основания возникновения экологических правоотношений – юридические факты (события и действия).

Событие возникает и порождает экологические правоотношения помимо воли человека. Иногда выступает непродуктивным действием человека.

Действие – полностью отражает поступок человека.

Экологические правоотношения включают в себя отношения граждан, должностных лиц, юридических лиц и общественных объединений.

Классификация экологических правоотношений.

- в сфере государственного управления природопользования:

1) экологические правоотношения в области разрешительной системы природопользования;

2) экологические правоотношения в области учёта природных ресурсов;

3) экологические правоотношения в области контроля за природопользованием;

4) экологические правоотношения в области охраны государством режима экологического благополучия.

- в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

1) правоотношения на приобретение природных объектов или элементов этих объектов в собственность;

2) правоотношения по осуществлению собственности своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нём природных ресурсов;

3) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект.

- в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов:

1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

2) право постоянного бессрочного пользования земельным участком;

3) право сервитута соседним земельным участком.

17. Субъекты экологических правоотношений: понятие и виды.

Субъектами экологических правоотношений являются:

государство - в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Существуют следующие виды общественных объединений как субъектов экологических правоотношений:

1) Экологические фонды (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов) – существуют за счёт пожертвований физ.лиц, юр.лиц, иностранных граждан. Например: Фонд Форда. Дает деньги на разные проекты, в том числе экологические.

2) Экологические союзы, партии (Гринпис, Партия зелёных) – добровольные общества по охране окружающей среды. Создаются при наличии 3-х и более членов, имеют свой устав.

18. Правовое регулирование охоты.

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:

1) промысловая охота;

2) любительская и спортивная охота;

3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке на особой территории (охотничье угодье: в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на:

1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);

2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).

3. Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.).

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире» (ст. 41) и Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010), ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц, осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

19. Оценка воздействия на окружающую среду.

ОВОС – деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных последствий.

Принципы ОВОС:

- презумпция потенциальной экологической опасности;

- обязательность проведения ОВОС при планировании хозяйственной и иной экономической деятельности;

- обязательность выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС;

- научная обоснованность и достоверность данных по ОВОС;

- расчёт результатов по ОВОС в соответствии с учётом связи экологических и социально-экономических факторов;

- недопущение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и связанных с ними других последствий.

Этапы процесса ОВОС:

1. Уведомление (общественность через СМИ), предварительная оценка и составление технических заданий на проведение ОВОС (предоставление необходимой документации по намечаемой экономической деятельности: основной и альтернативные планы, предварительная ОВОС и предварительные консультации с целью определения участников ОВОС.

2. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного материала по ОВОС.

3. Ознакомление общественности с предварительными материалами по ОВОС.

4. Подготовка окончательного варианта по ОВОС.

Содержание ОВОС:

- определение характеристик планируемой хозяйственной деятельности;

- выявление и анализ возможных альтернатив;

- анализ состояния территории на которую может оказать влияние хозяйственная деятельность;

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на другие природные объекты;

- определение мероприятий уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативное воздействие на природные объекты;

- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий.

20. Содержание экологических правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения. Экологические права и обязанности граждан. (ст. 42, 58 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Экологические права человека – узаконенные, имеющие правовые основы притязания индивида на природу (или её отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей.

Содержание экологических прав граждан:

- права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счёт ресурсов природы;

- права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающее среды;

- права, служащие средством обеспечения соблюдения защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья;

- право собственности на природные ресурсы;

- экологические права будущих граждан.

Содержание экологических обязанностей граждан:

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

- принимать участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

- повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности общественных объединений и иных некоммерческих организаций. (ст.12. ФЗ «Об охране окружающей среды»). Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие вобщественных эколо­гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Они вправе:

- разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за­щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

- за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше­ниями;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экс­пертизу;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

- требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под­писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе­рендумов по охране окружающей природной среды;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност­ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

21. Формы собственности на природные объекты.

В России признаются частная, государственная и иные формы собственности на природные объекты (ресурсы) – ст. 9. Конституции РФ. В настоящее время до конца урегулирован вопрос по формам собственности на природные объекты только с землёй. Второй вид – право собственности на особо охраняемые территории (только в государственной или муниципальной собственности).

Право собственности на лесные объекты – Лесной кодекс от 4.12.2006 №200-ФЗ.

Лесной фонд России – все леса на территории РФ, за исключением лесов, расположенных на землях, обороны, безопасности и населённых пунктов.

Лесные участки из состава лесного фонда – федеральная собственность.

Расположенные на землях иных территорий – регулируется вопрос Земельным законодательством.

Водные объекты – Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ.

Ст. 8. ВК РФ: водные объекты – федеральная собственность, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ, муниципалитету или юридическому лицу.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при отсутствии ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простираются до глубин доступных для геологического изучения. Не участвуют в товарообороте.

Недра и полезные ископаемые в них – государственная собственность (Закон «О недрах» 1992 г. в ред. 1995 г.).

Добытые полезные ископаемые – в любой форме собственности могут быть.

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы.

ФЗ «О животном мире» 1995 г.

Животный мир – государственная собственность.

Изъятые из среды обитания могут находиться также в частной и муниципальной собственности (питомники и зоопарки).

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ: объекты природы на континентальном шельфе – государственная федеральная собственность.

Исключительная экономическая зона – 200 морских миль ширина района находящегося за пределами территории моря.

22. Содержание права собственности на природные объекты.

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объ­екта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удер­жание этого объекта, фактическое господство над ним.
Различают полное и частичное владение землей и природными
объектами. Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автоном­ного образования.
Если природный объект находится на территории двух или не­скольких субъектов РФ, то порядок владения определяется соглас­но достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными объектами является абсо­лютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответ­ствующего субъекта федерации - собственника данного земель­ного массива.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природ­ный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуще­ствление определенных видов хозяйственной деятельности.
Право пользования землей и природными объектами предусматри­вает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, из­влечение из них полезных свойств, использование в иных це­лях ради удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землей и другими природными объектами характе­ризуется тремя основными факторами:
установлением для пользователей объектами природы опреде­ленных правил их эксплуатации;
государственный контроль за соблюдением установленных правил;
уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуа­тации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объек­тами - третье самостоятельное правомочие, предусматриваю­щее установление юридического статуса природного объекта.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как соб­ственником, предполагает:
определение категории объекта исходя из его основного целе­вого назначения;
• указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду оп­ределенному лицу (гражданину, организации).
Все природные объекты МОГУТ быть дифференцированы по кате­гориям'.
земли подразделены на семь категорий;
полезные ископаемые - на две категории (общераспространен­ные и не относящиеся к таковым);
водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, раз­личных народно-хозяйственных целей и т. п.

23. Право общего природопользования. Общая характеристика.

Право природопользования – система норм, регулирующих отношения по использованию природных объектов.

Право общего природопользования – право природопользования, заключенное в естественном праве человека пользоваться природными ресурсами.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов (ст. 76 Земельного кодекса РСФСР) предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки и т.п.);

▪ служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, пляжи, водоемы и т.п.);

• полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Каждый соответственно осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

24. Право специального природопользования. Общая характеристика.

Право специального природопользования – система норм, регулирующих отношения по использованию природных объектов, которое реализуется путём получения лицензии, путёвки, лесного ордера на использование природных объектов. В основном это природопользование в промышленных целях.

Лицензия, как правило, выдаётся от 5 до 17 лет.

Пример: получение охотничьего билета.

с 2011 года на территории России вместо охотбилетов разных обществ охотников и рыболовов введен в действие Единый Охотничий билет государственного образца. Однако это не значит, что билеты ООиР ушли в небытие. В некоторых обществах они еще продолжают действовать, но как «клубные карты».

Получить новый охотбилет могут все граждане, достигшие совершеннолетия, которые в данный момент не имеют судимости за преступления, совершенные умышленно.

Единственное требование, которое предъявляется к охотникам – знать охотминимум. Но сдавать экзамены по охотничьему минимуму, технике безопасности на охоте теперь не нужно. Вместо проверки знаний охотнику нужно теперь просто поставить свой автограф напротив надписи «С требованиями охотничьего минимума ознакомлен». То есть Минприроды искренне верит, что начинающие охотники перед тем как получить корочку, дающую право на охоту, прочитают и выучат правила охоты, технику безопасности и охотничье законодательство, которые нам, опытным охотникам, пришлось зубрить за ночь до экзамена. Но, хочется надеяться, что хотя бы прочитают.

Единый охотничий билет нового образца выдается на неограниченный срок, его не придется продлевать каждый год и менять на новый. Также он действителен на всей территории России.

25. Правовые основы управления в сфере охраны окружающей среды.

Управление природопользованием – совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Задачи:

- регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;

- предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности человека;

- оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

Принципы государственного экологического управления:

- законность;

- приоритет охраны окружающей среды;

- приоритет планов государственного управления в области охраны окружающей среды;

- сочетание государственного управления с местным самоуправлением.

26. Система органов управления в сфере охраны окружающей среды. Виды, общая характеристика.

Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.

Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

27. Органы общей компетенции в сфере охраны окружающей среды. Виды, функции, компетенция.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов охраны окружающей среды



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: