Персоналии психологии и философии




Абеляр Пьер (1079-1142) – средневековый философ; представитель концептуализма (учения об универсалиях).

Августин Блаженный (Аврелий) (354-430) – христианский теолог, представитель патристики (учения отцов); основоположник волюнтаризма (воля, а не разум является основой души). Ему принадлежит идея о внутреннем опыте, обладающем активностью. Создатель «Исповеди», лирической автобиографии, в которой раскрывается внутреннее развитие личности от младенчества.

Адлер Альфред (1870 – 1937) – австрийский психолог, считавший основными движущими силами психического развития стремление к превосходству, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми как достижения общих целей. Создатель индивидуальной психологии

Айзенк Ганс (1916-1997) – английский психолог; представитель диспозиционального направления в психологии. Занимался изучением интеллекта, личности; автор многочисленных тестов.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – основатель Петербургской школы психологов и факультета психологии ЛГУ; один из основателей акмеологии и комплексного изучения индивидуальности. Работы: «Психология педагогической оценки» (1935); «Психология чувственного познания» (1960); «Теория ощущений» (1961); «Человек как предмет познания» (1969); «О проблемах современного человекознания» (1975).

Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) – известный отечественный психофизиолог; автор теории афферентного синтеза и теории функциональных систем.

Аристотель (384 г.- 322 г. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона; написал первую психологическую работу «Трактат о душе», в котором рассматривает принцип ассоциации; ввел нормативы научного мышления в виде формальной логики.

Бандура Альберт (1925-1988) – американский психолог; представитель социального бихевиоризма.

Басов Михаил Яковлевич (1892-1931) – известный ленинградский психолог, этолог и педагог; представитель педологии (науки о комплексном изучении ребенка).

Беркли Джордж (1686-1753) – английский философ. Представитель субъективного идеализма. Ему принадлежат теория ментализма (все знания есть функции психических процессов) и теория ассоциаций в объяснении процесса познания.

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) – известный отечественный психофизиолог; автор модели потребного будущего; автор теории построения движений. Работа «О построении движений» (1947).

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – крупнейший отечественный ученый в области психологии и медицины; основатель первой экспериментальной психологической лаборатории в России (Казань, 1985), исследовательских институтов в Санкт-Петербурге; создатель объективной психологии – рефлексологии.

Бине Альфред (1857-1911) – французский психолог; основатель первой французской лаборатории экспериментальной психологии, автор работ по проблемам психодиагностики, графологии, дефектологии. Разработчик первых тестов для изучения интеллектуального развития детей.

Блонский Павел Петрович (1884-1942) – известный отечественный психолог; представитель педологии (науки о комплексном развитии ребенка).

Бодалев Алексей Александрович (род. 1923) – известный отечественный психолог и организатор науки; один из основателей акмеологии; известен исследованиями в области социальной психологии общения.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – ученица Л. С. Выготского; известный отечественный психолог и педагог в области развития ребенка.

Болдуин Джеймс (1864 – 1934) – американский психолог, выделивший два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную.

Болдуин Джеймс Марк (1861-1934) – американский психолог; один из авторов теории рекапитуляции, в которой развитие ребенка рассматривается как повторение этапов эволюционного и культурного развития человеческого рода.

Брентано Франц (1838-1917) – австрийский философ и психолог; представитель функционализма; разрабатывал учение о сознании как внутреннем опыте субъекта.

Бронфенбреннер Ури (1917-2005) – американский психолог, отстаивающий важность теоретического анализа в науке. Автор социально-экологического подхода к развитию личности.

Брунер Джером (род. 1925) – американский психолог; показал роль социальных факторов в перцептивном развитии.

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ. Автор трактата «Новый органон», в отличие от «Органона» Аристотеля развил новое понимание задач науки и основ научной индукции. Выступил против схоластики, против заблуждений («идолов»); ввел принцип верифицируемости.

Бюлер Карл (1879-1963) – немецко-австрийский психолог, представитель натуралистического подхода в психологии развития; разработал теорию трех ступеней развития психики: инстинкт, дрессура, интеллект.

Вагнер Владимир Александрович (1849-1934) – основатель сравнительной психологии в России.

Валлон Анри (1879- 1962) – французский психолог, педагог, общественный деятель, разработал схему онтогенетических стадий в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности.

Валлон Анри (1879-1962) - французский педагог и психолог, показал роль социальных факторов в развитии ребенка.

Вебер Эрнст – немецкий физиолог, изучавший законы психофизики. Вебер написал первую работу о соотношении между интенсивностью раздражителей и динамикой ощущений в 1834 г.

Веккер Лев Маркович (1918-2002) – ученик Б. Г. Ананьева; профессор Ленинградского университета и университетов США; автор книги «Психические процессы». В 3-х тт. (1974-1981).

Вертгеймер Макс (1880-1943) – немецкий психолог; представитель гештальтпсихологии. Открыл фи-феномен и законы гештальта.

Вундт Вильгельм (1832-1920)– выдающийся немецкий психолог, философ, физиолог, лингвист, создатель первой в мире психологической лаборатории; основатель научной психологии; представитель структурализма в психологии. Основатель первой научной лаборатории и автор программы психологических исследований. Изучал элементы сознания: ощущения; представления; чувства. Основные работы: «Основы физиологической психологии»; «Психология народов».

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – крупнейший отечественный психолог, известный своими исследованиями в области методологии науки, в области психологии развития. Автор культурно-исторической психологии, теории развития высших психических функций и теории динамической локализации высших психических функций. Автор интеллектуальной модели обучения. Основоположник дефектологии. Работы: «Исторический смысл психологического кризиса» (1927); «Развитие высших психических функций» (1931); «Мышление и речь» (1934).

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) – крупнейший отечественный психолог; автор теории планомерного формирования умственных действий.

Гальтон Френсис (1822-1911) – выдающийся английский психолог; основатель дифференциальной психологии и науки «евгеника», подчеркивающей роль генетических факторов в развитии человека. Активно внедрял математические методы и тесты в психологические исследования. Основная работа «Исследование человеческих способностей» (1883).

Гартли Давид (1705-1757) – английский философ. Представитель ассоциативной психологии. Разработал учение о вибрации. Описал законы смежности и повторяемости в объяснении явлений памяти, рассудка, эмоций, воли и непроизвольных действий.

Гезелл Арнолдь (1880 – 1961) – американский психолог, изучавший природу младенчества и раннего детства, разработал систему тестов и норм развития детей от 3 до 6 лет, ввел в детскую психологию лонгитюдный метод исследования.

Гельмгольц (фон Гельмгольц) Герман (1821-1894)– немецкий ученый (физик, биолог, психолог); изучал механизмы работы нервной системы и органов чувств.

Гераклит (520 г. - 460 г. до н.э.) – древнегреческий философ; выдвинул идею закономерности всего сущего и идею развития.

Гербарт Иоганн-Фридрих (1776-1841) – немецкий философ, педагог и психолог. Применил принципы ассоцианизма в педагогике. Ему принадлежат идея активности души; идея апперцепции; учение о структуре души (апперцепции, перцепции и бессознательном); теория обучения.

Гиппократ (460г. - 370г. до н.э.) – древнегреческий философ; разработал учение о темпераментах.

Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ. Представитель эмпиризма (идея опыта в познании). Использовал ассоциацию как объяснительный принцип психологии.

Гросс Карл (1861- 1946) – немецкий психолог, исследовал проблемы игры, ее роли в психическом развитии ребенка. Игра рассматривалась как школа подготовки организма к жизненным испытаниям, служит целям биологического приспособления.

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ и математик. Открыл рефлекс. Сформулировал учение о 2-х субстанциях (сознание и тело), которые соединяются через эпифиз. Представитель психофизического дуализма и механического детерминизма.

Демокрит (V век до н.э.) – древнегреческий философ; выдвинул идею причинности.

Джемс Уильям (1842-1910)– выдающийся американский психолог и философ; основатель функционализма в психологии; разрабатывал учение о целостности, жизненной значимости и динамике сознания.

Дильтей Вильгельм (1833-1911)- немецкий историк культуры и философ; представитель «понимающей психологии».

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский социолог и психолог; автор теории коллективных представлений.

Жане Пьер (1859- 1947) – французский психолог, психиатр, назвавший свою концепцию психологией поведения, в которой психические процессы рассматриваются как часть активности субъекта, показал роль социальных факторов в развитии ребенка.

Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) – ученик Л. С. Выготского; известный отечественный педагог и психолог. Основные исследования – в области развития дошкольника (теория амплификации).

Зигмунд Фрейд (1858- 1939) – австрийский психолог, физиолог, врач-неврапотолог, основатель психоанализа.

Зинченко Владимир Петрович (род 1931) – известный отечественный психолог; руководил центром наук о человеке; организатор Института человека; специалист в области общей, инженерной психологии и методологии психологии.

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) – известный отечественный психолог; известен исследованиями в области психологии памяти.

Келер Вольфганг (1887-1967) – немецкий психолог; представитель гештальтпсихологии. Открыл явление «инсайта» («мгновенного схватывания»).

Клапаред Эдуард (1873- 1940) – швейцарский психолог, выделявший логику развития психики в филогенезе и онтогенезе, исследовал проблемы развития мышления у детей.

Климов Евгений Александрович (род.1930) – известный отечественный психолог; специалист в области психологии труда и профессионального развития.

Ковалев Александр Григорьевич (1913-1997) – известный отечественный психолог; занимался исследованиями в области характера, личности, воспитания и социальной психологии коллектива.

Кондильяк (де Кондильяк) Этьен Бонно (1715-1780) – французский философ. Представитель сенсуализма. Разработчик ассоциативной психологии.

Коул Майкл (род. 1938) – американский психолог; автор культурно-исторической психологии.

Коффка Курт (1886-1941) – немецкий психолог; представитель гештальтпсихологии. Изучал проблемы восприятия.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – известный отечественный психолог и клиницист. Основоположник дифференциальной психологии в России. Вместе с А. П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге; возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте. Автор идеи естественного эксперимента и первой типологии личности. Работы: «Очерк науки о характерах» (1909); «О естественном эксперименте» (1911); «Классификация личностей» (1922).

Ламетри (де Ламетри) Жюльен Офре (1709-1751) – французский врач и философ. Представитель сенсуализма (идеи механистического материализма отражены в работе «Человек-машина»). Разработчик ассоциативной психологии.

Ланге Николай Николаевич (1858-1921) – известный отечественный психолог-экспериментатор. Создал первую университетскую лабораторию экспериментальной психологии (1886). Автор моторной теории внимания.

Левин Курт – немецко-американский психолог, рассматривавший развитие личности как процесс дифференциации, увеличение количества регионов внутренней сферы. Развитие считал непрерывным процессом, в котором не выделяются дискретные стадии. Автор теории поля. Изучал потребности, мотивы, уровень притязаний личности, принятие группового решения и лидерство.

Лейбниц Готфрид (1648-1716) – немецкий философ. Ввел понятие о бессознательной психике. Представитель психофизического параллелизма (душа и тело существуют отдельно).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – выдающийся отечественный психолог. Совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию. Изучал произвольное внимание и память и проблемы развития психики. Основоположник деятельностного подхода к изучению развития; создатель теории деятельности. В 1950 заведовал кафедрой психологии, с 1966 г. – декан факультета МГУ. Работы: «Восстановление движений» (совм. с А. В. Запорожец, 1945). «Деятельность, сознание, личность» (1975). «Проблемы развития психики» (1981).

Лисина Майя Ивановна (1929-1980) – известный отечественный психолог; изучала развитие общения у дошкольников.

Локк Джон (1632-1704) – английский философ. Ему принадлежит учение о двух источниках опыта (ощущение и рефлексия, или интроспекция). Ощущение – знание о внешнем мире, а рефлексия – знание о внутреннем мире. Разработал учение о первичных и вторичных качествах предметов; теорию ассоциаций. Представитель сенсуализма (учения о первичности ощущений).

Ломов Борис Федорович (1927-1989) – известный отечественный психолог; ученик Б. Г. Ананьева. Один из основателей факультета психологии ЛГУ; организатор Института психологии АН; основатель и главный редактор «Психологического журнала» (1980-1987); специалист в области инженерной психологии.

Лурия Александр Романович (1902-1977) – выдающийся отечественный врач и психолог. Совместно с Л. С. Выготским создал культурно-историческую теорию; изучал развитие высших психических функций; основатель нейропсихологии.

Маслоу Абрахам (1908-1970) – американский психолог; представитель гуманистической психологии; автор теории мотивации; изучал проблемы самоактуализации. Маслоу выделяет 5 групп потребностей: витальные (биологические), потребность в безопасности, потребность в любви и признании у других людей, потребности самооценки и самоуважения, потребность в самоактуализации.

Мерлин Вольф Соломонович (1892-1982) – основатель Пермской школы психологии; изучал проблемы дифференциальной психологии, психофизиологии и индивидуальности человека.

Мид Маргарет (1901- 1978) – американский социолог, этнограф, изучала роль соотношения естественных и социокультурных факторов формирования типов личности, социализации работника в различных культурах. Автор концепции межпоколенных взаимодействий.

Милль Джеймс (1773-1836) – английский философ. Представитель ассоциативной психологии. «Ум - машина, приводимая в движение внешними стимулами». Разработал учение об ассоциации идей.

Милль Джон Стюарт (1806-1873) – английский философ. Представитель ассоциативной психологии. Ему принадлежит идея «ментальной химии» вместо «психологической физики». Описал три закона ассоциации (сходства, смежности, интенсивности). Предложил индуктивную логику.

Мюррей Генри (1893-1988) разработал оригинальную теорию личности, в рамках которой он предлагает классификацию основных потребностей человека: в самоунижении; в достижении; в аффилиации; в агрессии; в автономии; в противодействии; в защите (от нападений, критики, обвинений); в уважении (восхищение вышестоящим, поддержка его, подражание ему); в доминировании; в эксгибиции (производить впечатление на других); в избегании ущерба (избегать боли, болезней, смерти, опасных ситуаций); в избегании позора (унижений); в опеке (проявлять сочувствие и помогать беззащитным); в порядке; в игре; в отвержении (избавляться от негативных объектов и людей); в чувственных впечатлениях; в сексе; в поддержке (быть опекаемым); в понимании. В персонологии Г. Мюррея потребность понимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение, поведение. Потребности проявляют себя то в виде мотива, то в виде черты. Все потребности берут свое начало из бессознательных, либидозных влечений. Черты характера являются их сублимированной трансформацией под влиянием социальных факторов. Для изучения потребностей человека Г. Мюррей предложил свой метод – тест тематической апперцепции (ТАТ).

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973) – ученик В. М. Бехтерева; выдающийся отечественный психолог; известен исследованиями индивидуальных различий, неврозов; разработчик теории отношений личности.

Найссер Ульрик (род. 1928) – немецко-американский психолог; один из основателей когнитивной психологии (автор компьютерной метафоры); исследователь памяти.

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930-1972) – известный отечественный психофизиолог и психолог; изучал проблемы индивидуальных различий и свойства нервной системы.

Оккам Уильям (1285-1349) – средневековый философ и логик, представитель поздней схоластики. Представитель номинализма. «Бритва Оккама»: сущности не следует умножать без необходимости.

Олпорт Гордон - (1897-1967) – американский психолог; представитель гуманистической психологии; один из создателей диспозиционального направления в теории личности; изучал проблемы индивидуальности, используя интерпретационные методы. Основным фактором развития считавший стремление личности к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализацию.

Павлов Иван Петрович (1849-1936) – крупнейший отечественный физиолог; разработал учение о типах ВНД; описал свойства и типы нервной системы; ввел понятие «условный рефлекс»; разработал учение о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители; разработал учение о двух сигнальных системах.

Петровский Артур Владимирович (1924-2007) – известный отечественный психолог; автор стратометрической теории личности; изучал проблемы конформности, уровни развития группы.

Пиаже Жан (1896-1980) – выдающийся швейцарский психолог; автор генетической эпистемологии и психологии, изучал становление интеллекта и понятийного мышления у детей, выдвинул концепцию стадиального развития психики.

Платон (428 г. - 348 г. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа; разработал учение о частях души (разуме, вожделении и воле).

Платонов Константин Константинович (1904-1985) – выдающийся отечественный психолог и физиолог; изучал проблемы личности и психологии труда; создатель комплексных лабораторий по психологии труда.

Прейер Вильгельм (1841-1897) – немецкий физиолог и психолог. Ввел в детскую психологию метод многолетнего изучения ребенка посредством объективного наблюдения.

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987) – американский психолог и психотерапевт феноменологической ориентации в рамках гуманистической психологии. Исследователь Я-концепции личности. Считал фундаментальным компонентом структуры личности Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой.Создатель клиент-центрированной психотерапии.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – выдающийся отечественный философ и психолог; занимался методологическими вопросами психологии. Раскрыл принцип единства сознания и деятельности и принцип детерминизма в психологии. Известен исследованиями в области мышления. Работы: «Основы общей психологии»(1946); «Бытие и сознание» (1957); «О мышлении и путях его исследования» (1958); «Принципы и пути развития психологии» (1959); «Проблемы общей психологии» (1973).

Салливен Гарри Стэк (1892-1949) – американский психолог; представитель неофрейдизма; автор теории межличностной психиатрии.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – выдающийся отечественный физиолог. Ввел в психологию учение о рефлексе; предложил идею обратной связи; открыл центральное торможение. Выдвинул программу построения психологии, опирающийся на объективный метод. Работы: «Рефлексы головного мозга» (1863); «Кому и как разрабатывать психологию»; «Элементы мысли» (1878).

Скиннер Берхауз Фредерик (1904-1990) – американский психолог; представитель радикального бихевиоризма.

Спиноза Барух (1632-1677) – нидерландский философ. Представитель материалистического монизма в решении психофизической проблемы. Обосновал принцип детерминизма в науке (все явления порождаются действием материальных причин и законов). Разработал учение об аффектах.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) – выдающийся отечественный психолог и психофизиолог; известен исследованиями в области способностей и индивидуальных различий, зрительных ощущений, восприятия, музыкальных способностей и практического мышления. Руководил исследованиями свойств нервной системы; один из основателей дифференциальной психофизиологии. Работы: «Психология как основа для маскировочной техники»; «Зрительные ощущения и восприятия»; «Психология музыкальных способностей» (защищена как докторская в 1940 году); «Способности и одаренность» (1941); «Ум полководца» (1943); «Проблемы индивидуальных различий» (1961).

Титченер Эдвард (1867-1927) – американский психолог; представитель структурализма в психологии; основал «Журнал экспериментальной психологии», в котором пропагандировал научные методы изучения психики. Изучал свойства ощущений.

Толмен Эдвард (1886-1959) – американский психолог; представитель когнитивного бихевиоризма.

Торндайк Эдвард (1874-1949) – американский психолог; предшественник бихевиоризма.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – ученик В. Вундта; выдающийся отечественный психолог; автор общепсихологической теории установки; один из основателей Тбилисского университета и директор Института психологии АН Грузии.

Уотсон Джон Бродес (1878-1958) – американский психолог; основатель классического бихеворизма.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) – известный отечественный физиолог; автор теории доминанты.

Фехнер Густав Теодор (1801-1887)– немецкий физик, философ, психолог, описавший основной психофизический закон (закон Вебера-Фехнера), характеризующий взаимосвязь между раздражителем и ощущением. Фехнер в 1850-1860 г. издал работу «Элементы психофизики», в которой описал формулу соотношения раздражителя и ощущения.

Фома Аквинский (1225-1274) – средневековый философ и теолог, основатель томизма. Рассматривал интеллект как часть индивидуальности человека.

Франкл Виктор (1905-1997) – австрийский психолог и психотерапевт; представитель экзистенциальной психологии; автор логотерапии.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австро-немецкий психолог и психотерапевт; создатель психоанализа. Работы: «Я и Оно»; «Тотем и табу».

Фромм Эрих (1900-1980) – американский психолог; представитель неофрейдизма. Автор теории гуманистического психоанализа. Фромм вводит понятие экзистенциальных дихотомий, которые являются вопросами к себе, не имеющими ответа. Фромм выделяет типы социального характера. Э. Фромм определяет личность как «сумму врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его индивидуальность». Работы: «Иметь или быть».

Халл Кларк Леонард (1884-1952) – американский психолог; представитель реформированного бихевиоризма.

Холл Гренвилл Стенли (1846-1924) – американский психолог; ученик В. Вундта; основатель педологии;, автор работ по детской и педагогической психологии, один из авторов теории рекапитуляции, в которой развитие ребенка рассматривается как повторение этапов эволюционного и культурного развития человеческого рода. Одна из самых известных его работ «Юность».

Хорни Карен (1885-1952) – немецко-американский психолог и психотерапевт; представитель неофрейдизма; создатель культурно-философского направления психопатологии и психоанализа. Изучала женскую психологию. Хорни рассматривала роль патогенных условий воспитания в формировании базовой тревоги у ребенка; считала, что патогенные условия воспитания обусловлены культурой, поэтому ее теория называется социокультурной. Работы: «Невротическая личность нашего времени».

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) – ученик Грота и В. Вундта; выдающийся отечественный психолог; открыл первый Психологический институт в России (1912-1914); изучал проблемы сознания и воли.

Штерн Вильям (1871- 1938) – немецкий психолог, представитель натуралистического подхода в психологии развития; автор теории конвергенции двух факторов, разработал теорию персонализма, основой которой была идея изучения личности и закономерностей ее формирования.

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – известный отечественный психолог; автор периодизации психического развития ребенка до 17 лет; один из авторов теории учебной деятельности и развивающего обучения.

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917) – французский социолог, рассматривавший в качестве основных детерминант человеческого поведения понятие «коллективных представлений».

Эриксон Эрик (1904-1994) – американский психолог; один из основоположников эго-психологии, дополнил психоаналитическую концепцию идеями о социально-культурно-исторических детерминантах психики субъекта, представитель неофрейдизма; создатель эго-психологии и эпигенетической теории развития личности. Основное понятие – идентичность.

Юм Давид (1711-1776) – английский философ. Предложил два закона ассоциации: закон сходства идей и закон смежности идей во времени и пространстве.

Юнг Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог и психотерапевт; создатель аналитической психологии. Изучал проблемы бессознательного, проблемы типологии личности («Психологические типы»); автор диагностических методик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: