Объектом изучения финансового менеджмента являются предприятия и
организации, осуществляющие финансовую деятельность и финансовые операции:
- любое промышленное предприятие;
- кредитные организации и учреждения;
- организации, работающие с центральным банком;
- иные участники финансового рынка.
Под методом финансового менеджмента необходимо понимать способ
подхода к изучению финансовых операций и осуществлению расчетов по ним.
Существует ряд методов, при помощи которых осуществляются финансовые
расчеты. К ним относятся:
1) экономико-статистические методы;
2) экспертные и аналоговые методы;
3) методы финансовой математики;
4) способы и приемы финансового менеджмента.
Предметом в финансовом менеджменте выступают финансовые операции
предприятия и его финансовая деятельность в целом.
Субъектами финансового менеджмента являются специалисты, осущес-
твляющие финансовую деятельность и финансовые расчеты. Основными
субъектами финансового менеджмента принято считать:
1) собственников предприятия;
2) финансовых менеджеров широкого профиля;
3) финансовых менеджеров узкого профиля (или функциональных финан-
совых менеджеров).
Собственники предприятия самостоятельно осуществляет функции
финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим
объемом финансовой деятельности. В этом случае нет необходимости
приглашать специалистов.
Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом –
наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового
управления предприятий. Такие специалисты используются в основном для
общего руководства финансовой деятельностью.
|
Функциональные финансовые менеджеры являются узкими специалистами
– наемными работниками, осуществляющими специализированные функции
управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятий.
Современная зарубежная и отечественная практика выделяет следующие
формы специализации функциональных финансовых менеджеров:
- инвестиционный менеджер;
- кэш-менеджер (управление денежными потоками предприятия);
- финансовый аналитик;
- риск - менеджер;
- антикризисный менеджер;
- менеджер по работе с ценными бумагами.
Функции и механизм финансового менеджмента
Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи
путем осуществления определенных функций, эти функции разделяют на две
основные группы:
1. Функции финансового менеджмента как управляющей системы.
2. Функции финансового менеджмента как специальной области управ-
ления.
Перечислим функции, входящие в каждую из групп:
1. При реализации первой группы функций финансовый менеджмент
рассматривается как часть системы управления в целом, т. е. менеджмент
предприятия, выполняющий следующие функции:
- текущее и стратегическое финансовое планирование;
- создание организационных структур, обеспечивающих управление фи-
нансовой деятельностью предприятия;
- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих
руководство финансовой деятельностью предприятия;
- контроль за реализацией принятых управленческих решений в области
финансовой деятельности;
- анализ различных направлений финансовой деятельности предприятий.
|
2. В функции финансового менеджмента, как специальной области
управления предприятием входит:
- финансовое управление активами;
- финансовое управление капиталом;
- управление инвестициями;
- управление денежными потоками;
- управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства.
Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется
на его финансовом механизме, который представляет собой систему основных
элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих
решений в области финансовой деятельности предприятия.
Механизм финансового менеджмента включает следующие основные
элементы:
1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой
деятельности предприятия.
2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности
предприятия.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой
деятельности предприятия.
4. Систему конкретных методов и приемов осуществления управления
финансовой деятельностью предприятия.
Система информационного обеспечения финансового
Менеджмента
Эффективное функционирование любой управляющей системы в значи-
тельной мере зависит от ее информационного обеспечения. Информационная
система, или система информационного обеспечения финансового менеджмен-
та, представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора со-
ответствующих экономических и финансовых показателей, необходимых для
осуществления финансовых расчетов и подготовки эффективных управленче-
|
ских решений по всем направлениям финансовой деятельности организации.
Систему показателей информационного обеспечения финансового ме-
неджмента можно разделить на две большие группы:
1. Показатели, формируемые из внутренних источников информации.
2. Показатели, формируемые из внешних источников информации.
Обе эти группы показателей можно представить в виде следующей клас-
сификации.
1. Внутренние показатели финансового менеджмента которые характеризуют:
а) состав и структуру активов и пассивов;
б) доходы, финансовые результаты и рентабельность работы;
в) ликвидность имущества организации, и её платежеспособность;
г) деловую и инвестиционную активность организации;
д) финансовую устойчивость организации.
2. Показатели финансовых результатов деятельности отдельных структурных
подразделений организации, характеризующие:
а) уровень и величину доходов подразделений;
б) уровень и величину расходов подразделений;
в) финансовые результаты работы подразделений;
г) рентабельность работы подразделений.
3. Нормативно-плановые показатели.
а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие ор-
ганизации;
б) система плановых показателей финансового развития организации.
Основными элементами информационной системы, формируемой из внут-
ренних источников информации, являются: пакеты статистической и финансо-
вой отчетности организации, данные регистров финансового (бухгалтерского) и
налогового учетов, данные бизнес-планов, учредительных документов, иная
внутренняя документация организации.
Для целей финансового управления могут быть использованы данные из
следующих форм статистической и финансовой отчетности организации.
Основные формы отчетности предприятия, используемые в финансовом
управлении:
1. Ф № 0710001«Бухгалтерский баланс»;
2. Ф № 0710002 «Отчет о прибылях и убытках»;
3. Ф №0710003 «Отчет об изменениях капитала»;
4. Ф № П-3 «Отчет предприятия о финансовом состоянии»;
5. Ф № 0710004 «Отчет о движении денежных средств»;
6. «Приложение к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и
убытках»;
7. Ф № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»;
8. Ф № 1-т и 2-т «Отчет по труду»;
9. Ф № 6 «Отчет о рентабельности отдельных видов продукции»;
10. Ф № 1-ф «Отчет о состоянии расчетов на предприятии»;
11. Ф № 10-ф «Отчет об основных показателях финансовой
деятельности предприятия»;
12. Ф № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств
предприятия и других не финансовых активов»;
13. Ф № 9 «Отчет предприятия по заработной плате»;
14. Другие специфические формы отчетности для различных отраслей
народного хозяйства.
Кроме того, для принятых текущих управленческих решений используется
вся система внутренней документации предприятия. А для принятых
долгосрочных и перспективных управленческих решений используется
информация о рыночном окружении и ситуации в экономике страны (индекс
инфляции, процентные ставки ЦБ и других. коммерческих банков, биржевые
котировки ценных бумаг и др.).
Система показателей информационного обеспечения финансового ме-
неджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные
группы.
1. Показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
1) Темпы роста ВВП и национального дохода.
2) Объем эмиссии денег;
3) Денежные доходы населения.
4) Вклады населения в банках.
5) Индекс и темпы инфляции.
6) Ставка рефинансирования ЦБ.
7) Учетная ставка ЦБ.
8) Показатели отраслевого развития страны:
- объем произведенной и реализованной продукции отрасли;
- общая стоимость активов предприятий отрасли;
- сумма собственного капитала предприятий отрасли;
- сумма валовой и чистой прибыли предприятий отрасли;
- ставки налогов;
- индекс цен на продукцию отрасли, в рассматриваемом периоде.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
1) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых ин-
струментов:
- виды основных фондовых инструментов, обращающихся на бир-
жевом и внебиржевом фондовом рынке и их стоимость (акции,
облигации, деревативы и др.);
- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондо-
вых инструментов;
- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструмен-
тов;
- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.
2) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных ин-
струментов:
- кредитные ставки отдельных коммерческих банков;
- депозитные ставки отдельных коммерческих банков;
- официальные курсы отдельных валют;
- курсы купли-продажи разных видов валют, установленные ком-
мерческими банками.
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурен-
тов:
1) Показатели деятельности банков
2) Показатели деятельности страховых компаний.
3) Показатели деятельности поставщиков продукции.
4) Показатель деятельности покупателей продукции.
5) Показатель деятельности конкурентов.
4. Нормативно-регулирующие показатели:
1) Система нормативов, регулирующих финансовую деятельность орга-
низаций страны.
2) Система нормативов, регулирующих функционирование отдельных
сегментов финансового рынка.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых
из внешних и внутренних источников, позволяет создать в каждой организации
целенаправленную систему информационного обеспечении финансового ме-
неджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых
решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельно-
стью.
Вопросы для повторения
1. Дайте понятие финансового менеджмента как науки.
2. Назовите и охарактеризуйте задачи финансового менеджмента.
3. Назовите научные концепции финансового менеджмента и методы,
разработанные в рамках каждой концепции.
4. Что является предметом финансового менеджмента?
5. Перечислите методы финансового менеджмента.
6. Кто является субъектами финансового менеджмента, дайте их клас-
сификацию.
7. Что является объектом изучения финансового менеджмента?
8. Что является информационным обеспечением финансового менедж-
мента?