Предмет, метод, субъекты и объекты финансового менеджмента




Объектом изучения финансового менеджмента являются предприятия и

организации, осуществляющие финансовую деятельность и финансовые операции:

- любое промышленное предприятие;

- кредитные организации и учреждения;

- организации, работающие с центральным банком;

- иные участники финансового рынка.

Под методом финансового менеджмента необходимо понимать способ

подхода к изучению финансовых операций и осуществлению расчетов по ним.

Существует ряд методов, при помощи которых осуществляются финансовые

расчеты. К ним относятся:

1) экономико-статистические методы;

2) экспертные и аналоговые методы;

3) методы финансовой математики;

4) способы и приемы финансового менеджмента.

Предметом в финансовом менеджменте выступают финансовые операции

предприятия и его финансовая деятельность в целом.

Субъектами финансового менеджмента являются специалисты, осущес-

твляющие финансовую деятельность и финансовые расчеты. Основными

субъектами финансового менеджмента принято считать:

1) собственников предприятия;

2) финансовых менеджеров широкого профиля;

3) финансовых менеджеров узкого профиля (или функциональных финан-

совых менеджеров).

Собственники предприятия самостоятельно осуществляет функции

финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим

объемом финансовой деятельности. В этом случае нет необходимости

приглашать специалистов.

Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом –

наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового

управления предприятий. Такие специалисты используются в основном для

общего руководства финансовой деятельностью.

Функциональные финансовые менеджеры являются узкими специалистами

– наемными работниками, осуществляющими специализированные функции

управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятий.

Современная зарубежная и отечественная практика выделяет следующие

формы специализации функциональных финансовых менеджеров:

- инвестиционный менеджер;

- кэш-менеджер (управление денежными потоками предприятия);

- финансовый аналитик;

- риск - менеджер;

- антикризисный менеджер;

- менеджер по работе с ценными бумагами.

Функции и механизм финансового менеджмента

Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи

путем осуществления определенных функций, эти функции разделяют на две

основные группы:

1. Функции финансового менеджмента как управляющей системы.

2. Функции финансового менеджмента как специальной области управ-

ления.

Перечислим функции, входящие в каждую из групп:

1. При реализации первой группы функций финансовый менеджмент

рассматривается как часть системы управления в целом, т. е. менеджмент

предприятия, выполняющий следующие функции:

- текущее и стратегическое финансовое планирование;

- создание организационных структур, обеспечивающих управление фи-

нансовой деятельностью предприятия;

- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих

руководство финансовой деятельностью предприятия;

- контроль за реализацией принятых управленческих решений в области

финансовой деятельности;

- анализ различных направлений финансовой деятельности предприятий.

2. В функции финансового менеджмента, как специальной области

управления предприятием входит:

- финансовое управление активами;

- финансовое управление капиталом;

- управление инвестициями;

- управление денежными потоками;

- управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется

на его финансовом механизме, который представляет собой систему основных

элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих

решений в области финансовой деятельности предприятия.

Механизм финансового менеджмента включает следующие основные

элементы:

1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой

деятельности предприятия.

2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности

предприятия.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой

деятельности предприятия.

4. Систему конкретных методов и приемов осуществления управления

финансовой деятельностью предприятия.

Система информационного обеспечения финансового

Менеджмента

Эффективное функционирование любой управляющей системы в значи-

тельной мере зависит от ее информационного обеспечения. Информационная

система, или система информационного обеспечения финансового менеджмен-

та, представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора со-

ответствующих экономических и финансовых показателей, необходимых для

осуществления финансовых расчетов и подготовки эффективных управленче-

ских решений по всем направлениям финансовой деятельности организации.

Систему показателей информационного обеспечения финансового ме-

неджмента можно разделить на две большие группы:

1. Показатели, формируемые из внутренних источников информации.

2. Показатели, формируемые из внешних источников информации.

Обе эти группы показателей можно представить в виде следующей клас-

сификации.

1. Внутренние показатели финансового менеджмента которые характеризуют:

а) состав и структуру активов и пассивов;

б) доходы, финансовые результаты и рентабельность работы;

в) ликвидность имущества организации, и её платежеспособность;

г) деловую и инвестиционную активность организации;

д) финансовую устойчивость организации.

2. Показатели финансовых результатов деятельности отдельных структурных

подразделений организации, характеризующие:

а) уровень и величину доходов подразделений;

б) уровень и величину расходов подразделений;

в) финансовые результаты работы подразделений;

г) рентабельность работы подразделений.

3. Нормативно-плановые показатели.

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие ор-

ганизации;

б) система плановых показателей финансового развития организации.

Основными элементами информационной системы, формируемой из внут-

ренних источников информации, являются: пакеты статистической и финансо-

вой отчетности организации, данные регистров финансового (бухгалтерского) и

налогового учетов, данные бизнес-планов, учредительных документов, иная

внутренняя документация организации.

Для целей финансового управления могут быть использованы данные из

следующих форм статистической и финансовой отчетности организации.

Основные формы отчетности предприятия, используемые в финансовом

управлении:

1. Ф № 0710001«Бухгалтерский баланс»;

2. Ф № 0710002 «Отчет о прибылях и убытках»;

3. Ф №0710003 «Отчет об изменениях капитала»;

4. Ф № П-3 «Отчет предприятия о финансовом состоянии»;

5. Ф № 0710004 «Отчет о движении денежных средств»;

6. «Приложение к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и

убытках»;

7. Ф № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»;

8. Ф № 1-т и 2-т «Отчет по труду»;

9. Ф № 6 «Отчет о рентабельности отдельных видов продукции»;

10. Ф № 1-ф «Отчет о состоянии расчетов на предприятии»;

11. Ф № 10-ф «Отчет об основных показателях финансовой

деятельности предприятия»;

12. Ф № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств

предприятия и других не финансовых активов»;

13. Ф № 9 «Отчет предприятия по заработной плате»;

14. Другие специфические формы отчетности для различных отраслей

народного хозяйства.

Кроме того, для принятых текущих управленческих решений используется

вся система внутренней документации предприятия. А для принятых

долгосрочных и перспективных управленческих решений используется

информация о рыночном окружении и ситуации в экономике страны (индекс

инфляции, процентные ставки ЦБ и других. коммерческих банков, биржевые

котировки ценных бумаг и др.).

Система показателей информационного обеспечения финансового ме-

неджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные

группы.

1. Показатели, характеризующие экономическое развитие страны.

1) Темпы роста ВВП и национального дохода.

2) Объем эмиссии денег;

3) Денежные доходы населения.

4) Вклады населения в банках.

5) Индекс и темпы инфляции.

6) Ставка рефинансирования ЦБ.

7) Учетная ставка ЦБ.

8) Показатели отраслевого развития страны:

- объем произведенной и реализованной продукции отрасли;

- общая стоимость активов предприятий отрасли;

- сумма собственного капитала предприятий отрасли;

- сумма валовой и чистой прибыли предприятий отрасли;

- ставки налогов;

- индекс цен на продукцию отрасли, в рассматриваемом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.

1) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых ин-

струментов:

- виды основных фондовых инструментов, обращающихся на бир-

жевом и внебиржевом фондовом рынке и их стоимость (акции,

облигации, деревативы и др.);

- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондо-

вых инструментов;

- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструмен-

тов;

- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

2) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных ин-

струментов:

- кредитные ставки отдельных коммерческих банков;

- депозитные ставки отдельных коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных валют;

- курсы купли-продажи разных видов валют, установленные ком-

мерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурен-

тов:

1) Показатели деятельности банков

2) Показатели деятельности страховых компаний.

3) Показатели деятельности поставщиков продукции.

4) Показатель деятельности покупателей продукции.

5) Показатель деятельности конкурентов.

4. Нормативно-регулирующие показатели:

1) Система нормативов, регулирующих финансовую деятельность орга-

низаций страны.

2) Система нормативов, регулирующих функционирование отдельных

сегментов финансового рынка.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых

из внешних и внутренних источников, позволяет создать в каждой организации

целенаправленную систему информационного обеспечении финансового ме-

неджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых

решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельно-

стью.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие финансового менеджмента как науки.

2. Назовите и охарактеризуйте задачи финансового менеджмента.

3. Назовите научные концепции финансового менеджмента и методы,

разработанные в рамках каждой концепции.

4. Что является предметом финансового менеджмента?

5. Перечислите методы финансового менеджмента.

6. Кто является субъектами финансового менеджмента, дайте их клас-

сификацию.

7. Что является объектом изучения финансового менеджмента?

8. Что является информационным обеспечением финансового менедж-

мента?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: