Стандартизация в образовании детей ОВЗ
ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства на территории РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания программ, возможность их создания с учётом образовательных потребностей и особенностей уч-ся.
Стандарты вкл. три системы обязательных требований:
- к структуре образовательной программы;
- к условиям её реализации;
- к результатам её усвоения обуч-ся.
В статье 11 ФЗ «Об образовании в РФ» отмечается следующее: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные образовательные стандарты специальные требования».
В настоящее время реализуются ФГОС общего (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования») и дошкольного (Приказ Минобрнауки России от17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования») образования.В соответствии с требованиями ФГОС и с целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в структуру ООП ОО включается специальный раздел: программа коррекционной работы (содержание корр.работы и (или инклюзивного образования) в школе и ДОУ соответственно. Программа корр. работы представляет собой содержание и реализации индивидуально-ориентированных мероприятий, направленных на социализацию ребёнка с ОВЗ, включение в образовательную среду, оказание ему помощи в овладении ООП. Процесс её проектирования опирается на заключение ПМПК, учитывает рекомендации ИПРА (для инвалидов), предполагает участие разных специалистов, учителей, воспитателей. (рисунок )
|
Процесс проектирования программы
|
|
Содержательный
аспект (вариативные
Учебные планы и программы
Деятельностный аспект
(педагогические технологии)
Процессуальный аспект
(организация обучения)
Приказами Минобрнауки № 1598, № 1599 от 19.12.2014г. утверждены ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования для обуч. с УО.
Часть ответа из билета (7-8)
Стандарт учитывает:
· неоднородность состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· наличие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особых образовательных потребностей;
· необходимость создания специальных условий получения образования, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В ОСНОВЕ ФГОС:
деятельностный + дифференцированный подходы:
Развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит:
от характера организации доступной им деятельности (учебной) в образовательном процессе;
разнообразия организационных форм образовательного процесса;
индивидуального подхода к каждому обучающемуся с ОВЗ.
Инновационность ФГОС
1. закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование;
|
2. в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»;
3. определены 4 варианта образовательных программ;
4. снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.
5. определены 4 варианта образоват. Прогр. (ФГОС НОО ОВЗ) и 2 варианта (ФГОС ОУО (ИН))
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований к начальном общему образованию разных групп детей:
глухих,
слабослышащих, позднооглохших,
слепых,
слабовидящих,
с тяжелыми нарушениями речи,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития,
с расстройствами аутистического спектра.
Варианты АООП НОО