Наренкова (Белякова) Ольга Васильевна.
Учитель начальных классов, учитель-логопед, психолог.
Есть вопросы по книге?
Пишите.
т. +7-937-911-6265
(вайбер, вацап, смс)
Серия «Занимаемся с мамой»
Книга для родителей
Как дома научить
Ребенка говорить
Звуки Р, Рь
ЗАБОРЧИК
ДЛЯ ЧЕГО: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
КАК ДЕЛАТЬ: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
ВАЖНО!
Правильно выдерживать прикус, не выдвигать нижнюю челюсть вперед.
ШАРИК
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
ХУДОЙ-ТОЛСТЫЙ
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
КРЕСТИК
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
ВАЖНО!
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна
ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ
ДЛЯ ЧЕГО: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
КАК ДЕЛАТЬ: приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Трогаем каждый зубик, не касаясь губы, и не пропуская зубки. Движение слева-направо и справа-налево.
|
ВАЖНО!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
МАЛЯР
ДЛЯ ЧЕГО: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
КАК ДЕЛАТЬ: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
ВАЖНО!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
ГРИБОК
ДЛЯ ЧЕГО: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
КАК ДЕЛАТЬ: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
ВАЖНО!
Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.
При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
ЛОШАДКА
ДЛЯ ЧЕГО: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
КАК ДЕЛАТЬ: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
ВАЖНО!
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Грибок", а потом вернуться к этому упражнению.
|
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
КАЧЕЛИ
ДЛЯ ЧЕГО: работать над укреплением мышц языка и способностью поднимать язык вверх.
КАК ДЕЛАТЬ: Улыбнуться, открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Еще один вариант выполнения – поднимать язык и опускать за пределами зубов – поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе.
ВАЖНО:
Язык не загибается.
Рот открыт.
Челюсти не движутся.
Губа нижняя не подворачивается.
БАРАБАНЧИК
ДЛЯ ЧЕГО: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
КАК ДЕЛАТЬ: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д». Сначала звук произносить медленно, затем ускоренно.
ВАЖНО!
Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
Кончик языка не должен заворачиваться.
Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Проверить наличие воздушной струи можно, поднеся ко рту вертикально расположенную полоску бумаги, и она должна отклониться.
Выполнение данного упражнения становится доступным, когда у ребенка сформируется умение выполнять его элементы:
1. Удерживать рот в полуулыбке
2. Удерживать рот полуоткрытым
|
3. Удерживать широкий язык за верхними зубами.
Если артикуляционные навыки ребенка развиты недостаточно, необходимо разложить данное действие на отдельные операции и обратить внимание ребенка на обязательный контроль всех позиций одновременно.
1. Губы улыбаются.
2. Зубы разомкнуты на расстояние одного пальца.
P. S. Если удержание раствора зубов вызывает затруднения, на первых этапах можно рекомендовать использовать механическую помощь — прикусывать коренными зубами карандаш.
3.Широкий язык поднят за верхние зубы и выполняет мелкие удары.
4. Внимание ребенка необходимо обратить на симметричное положение языка в полости рта.
5. Максимально мелкие движения языка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы основная масса языка была неподвижна, боковые края прижаты к коренным зубам, а двигался только кончик языка.
6. Наличие толчка выдыхаемого воздуха контролируется тактильно или поднесением ко рту полоски бумаги.
При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Для чего нужна артикуляционная гимнастика или по-другому упражнения для языка?
Первая причина - это тренировка мышц языка.
Для чего мы тренируем мышцы языка?
Делаем это для того, чтобы язык научился занимать нужное положение во рту, которое необходимо для произнесения того или иного звука.
Если Вы ходите к логопеду, то данные гимнастика поможет вам комфортное и максимально просто выполнить домашнее задание дома.
Если вы не ходите к логопеду и решили сами попробовать поставить звук, то данные упражнения Вам помогут, как минимум, подготовить язык и при последующих посещениях логопеда сэкономить время и деньги или, как максимум, Вы может быть сможете исправить звук дома.
Как выполняется артикуляционная гимнастика?
В идеале её нужно выполнять каждый день по 15 минут. Если такого времени нет, то хотя бы два или три раза в неделю по 15-20 минут.
Естественно, нужно следить за утомляемостью ребенка и правильно подбирать мотивацию.
То есть если вы видите, что ребёнок устал, можно сделать небольшой перерыв.
Если вы видите, что у ребенка нет желания выполнять гимнастику, значит необходимо придумать игровую форму и в игровой форме выполнить данное упражнение.
Гимнастика выполняется сидя с ребенком перед настенным большим зеркалом, в котором ребёнок видит вас и себя.
Второй вариант: вы сидите на стуле и держите перед собой зеркало (зеркальная часть обращена к ребёнку).
Ребёнок, сидит напротив вас на стуле, смотрит на вас и видит, как вы выполняете упражнение. Затем переводят глаза в зеркало и видит свое выполнение.
Желательно для выполнения гимнастики отвезти одно и тоже время для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась физиологическая готовность и занятия проходили более успешно Также, рекомендуется проводить гимнастику в первой половине дня, либо в то время, когда ребёнок не устал.
Нежелательно проводить гимнастику сразу после сна или сразу после еды так как это может привести к печальным последствиям.
Во время выполнения гимнастики ребёнок должен сидеть на стуле перед столом в комфортном положении: ножки опущены на пол, спинка прямая, голова смотрит прямо в зеркало, дыхание свободное.
Не нужно заниматься с ребенком, когда он болеет.
Вы начинаете выполнять гимнастику с одного упражнения. Если, вы видите, что ребёнку крайне сложно выполнять, тогда вы каждый день или каждое занятие прибавляете по одному упражнению. Если же вы видите, что ребёнок вполне нормально реагирует на весь комплекс упражнений, тогда можно сразу же начинать выполнение всего комплекса поэтапно и выполнить его на каждом занятии столько сколько потребуется для окончательной тренировки мышцы языка.
УДАЧНЫХ ЗАНЯТИЙ!