Подходы к изучению инфраструктуры в страноведении




При географическом подходе сложность анализа заключается в том, что в территориальном разрезе инфраструктура— это понятие иерархическое. Речь может идти об инфраструктуре международной, внутригосударственной, межрайонной, внутрирайонной (межузловой) и локальной (узловой, внутригородской). Нередко выделяют сельскую инфраструктуру или инфраструктуру агропромышленного комплекса. Для всех этих видов инфраструктуры можно разработать специальные методы и критерии их оценки.

Своеобразие развития инфраструктуры определяется целым рядом региональных факторов:

- масштабами и темпами экономического развития района, О структурой материального производства (например, по материале- или энергоемкости),

- фондоемкостью отраслей хозяйства,

- объемом внутренних и внешних связей района,

- степенью развитости кооперационных связей,

- особенностями природной среды,

- свойствами экономико-географического положения и т.д.

Поэтому уровень развития и состав инфраструктуры существенно варьируются по территории, в значительной степени влияя на размещение производительных сил, на процессы индустриализации, интенсификацию сельского хозяйства, развитие рекреационных систем и т.п. Подчас насыщенность района инфраструктурными мощностями служит даже ведущим фактором размещения.

В географической литературе имеются примеры того, что эффект от ориентации на инфраструктуру во многих случаях перекрывает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в ряде случаев для отраслей с ярко выраженной тошшвно-сырьевой ориентацией. В капиталистических странах особенно ярко проявляются сверхконцентрации производительных сил в районах и центрах с развитой инфраструктурой. Поэтому сейчас нередки случаи, когда наиболее динамичны староосвоенные районы.

Отмеченная тенденция делает актуальным географический подход к изучению инфраструктуры как предпосылки размещения производительных сил, конечным результатом которого является выделение частей страны с разным характером и насыщенностью инфраструктуры, в том числе психообщественной.

Несмотря на то что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географической ситуации района, по-видимому, определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех районов. Выявление оптимальных региональных характеристик инфраструктуры — задача экономической географии.

Это направление территориальных сопоставлений инфраструктуры, особенно транспортной, развивается давно, и именно в нем наиболее ярко прослеживается подход к изучению «пассивной» (недвижимой) ее части и не затрагивается, как правило, активная.

Более глубокий с теоретической точки зрения подход к изучению инфраструктуры отмечается в географии с начала 1980-х годов. Часто применявшаяся до этого афористическая трактовка транспортной инфраструктуры как «сосудистой» («кровеносной») системы хозяйства получила в экономической географии углубленное и прикладное обоснование. Истоки этого мы находим еще в работах Баранского.

Основная идея подхода состояла в том, чтобы показать место и роль инфраструктуры в интегральной территориальной структуре хозяйства страны или района; определить научные принципы формирования «географически логичной» инфраструктуры, т.е. увязанной в своем развитии с экономике- и физико-географическими особенностями. Эти вопросы, как правило, выпадают из поля зрения других специалистов.

В то же время территориальные проблемы развития инфраструктуры чрезвычайно актуальны:

Во-первых, как уже было сказано выше, качественные и количественные показатели развития инфраструктуры зависят среди прочих факторов от многих экономике- и физико-географических условий. Например, такие показатели, как конфигурация и линейная концентрация транспортной инфраструктуры, часто определяются рельефом, рисунком гидрографической сети, физико-географическим положением. Эти же показатели зависят от величины и конфигурации территории страны, сети расселения, от территориального соотношения староосвоенных и пионерных ресурсных районов, экономико-географического положения и многого другого, что в целом может быть определено как географическая специфика страны или района.

Во-вторых, инфраструктура активно участвует в формировании интегральной территориальной структуры хозяйства страны и интеграционных группировок стран.

Территориальная структура хозяйства возникает на достаточно высоком уровне развития хозяйства как единого комплекса, когда отдельные районы страны соединяются в целое. Она является продуктом интеграции некогда обособленных частей страны в результате прогресса территориального разделения труда.

Инфраструктура играет при этом системообразующую роль, соединяя, в частности, территориально-производственные ячейки и ускоряя экономический оборот в масштабе всей страны.

В ряде крупных стран, где отчетливо выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, возникает острая проблема создания инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Категория экономической географии «опорная база активизации территории» по своему содержанию «инфраструктурное» понятие, обогащенное учетом фактора экономико-географического положения [Космачев, 1981].

Таким образом, инфраструктура играет наряду с расселением системообразующую роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны.

 

Глава 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: