Н.П. Соснина, учитель ОБЖ МАОУ "Уренская СОШ № 2"
Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способствующая творческому становлению личности каждого ученика.
Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на реализацию собственной индивидуальности и активизацию исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность (УИД) выступает как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в курсе ОБЖ. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и является организация УИД и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Организация УИД направлена на образование, воспитание, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления у учащихся и в целом их развитие. Именно поэтому в последнее время в практику многих образовательных учреждений по всей стране вошла УИД.
|
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Необходимо отметить, что УИД зависит от деятельности учителя и желания учащегося, состояния творческой атмосферы и влияет на мотивационный интерес к изучению данного курса. Деятельность учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Межличностное взаимодействие ученика и учителя является важным движущим потенциалом в реализации УИД, давая установку на совместную творческую работу, совместное планирование и анализ результатов деятельности. Междисциплинарное и практико-ориентированное содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» располагает возможностями для проведения различных видов учебно-исследовательских работ учащихся не только на уроках, но и внеклассных занятиях. При изучении курса ОБЖ учащиеся занимаются различной мыслительной деятельностью: сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы из изучаемого материала. Во время проведения уроков по курсу ОБЖ очень важно научить школьников доступным приемам УИД. В общеобразовательных школах, большой удельный вес при изучении курса ОБЖ в соответствии с учебными программами В.Н. Латчука, С.К. Миронова, А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, составляют практические работы, направленные на развитие исследовательских умений школьников, в ходе обучения с использованием учебной, учебно-методической литературы для организации УИД учащихся. Согласно проведенному анализу исследуемой проблемы, содержание организации УИД учащихся находится в динамике, она трансформируется в процессе обучения, развивая исследовательские умения, которые способствуют творческому становлению личности каждого ученика. Многие учителя, привлекая для участия в УИД школьников, ограничиваются заданием на написание рефератов или проектов, которые зачастую они сами и выполняют. При этом они забывают о том, что процесс организации и содержания УИД в школе целиком зависит от педагога, от осуществления им этапов и правил по подготовке учеников к участию в данном виде работ.
|
УИД учащихся в курсе ОБЖ может быть представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние школы, научные объединения учащихся. Непосредственно на уроках курса ОБЖ можно реализовывать такие виды занятий исследовательского характера как работа с различными видами информационных материалов – анализ текста, выделение причинно-следственных связей, подготовку аннотаций к источникам дополнительной литературы и т.д. Развитие исследовательских умений на уроках ОБЖ так же возможно в ходе создания учителем решения учащимися проблемных ситуаций, подготовке школьниками сообщений, эссе, проведении мини-исследований. Ведущим видом, УИД становится самостоятельная работа школьников по выполнению учебно-исследовательских заданий, что способствует развитию мотивации к изучению данного курса в школе и самообразованию. Некоторые нетрадиционные формы организации УИД обучающихся на уроках курса ОБЖ: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и др.
|
Домашнее задание исследовательского характера: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, творческие работы и др.
Выделяют следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности вне урока:
А. Образовательные экспедиции: походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля (активная образовательная деятельность учеников, в том числе и исследовательского характера).
Б. Факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, которые дают большие перспективы для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В. Ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, сочетающая в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций, а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.
Г. Проведение олимпиад, конкурсов, конференций, в том числе дистанционных, предметных недель, интеллектуальных марафонов и так далее. Например, выполнение учебных исследований или их элементов в рамках определенных мероприятий.
Д. Кружковая деятельность, примерами которой могут быть «Юные исследователи» или «Я - исследователь»
При данном разнообразии видов и форм учебно-исследовательской деятельности, раскрывается актуальность темы исследования, ее доступность, реальность, а у школьников повышаются интерес и мотивация к учебно-исследовательской деятельности, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету
При отсутствии или поверхностной УИД у учащихся в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
При организации УИД учащимися в курсе ОБЖ необходимо учитывать следующие требования:
1) разработанные задания исследовательского характера необходимо применять поэтапно;
2) проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся должно занимать определенное место и время на уроках;
3) информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся;
4) учебно-исследовательские задания должны быть интересными, а проблемы их решения - доступными и реальными [28].
Факторами успешности УИД в курсе ОБЖ могут быть:
а) соблюдение принципа добровольности в выборе темы занятий обучающегося этим видом работы;
б) максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
в) компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
г) материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ;
д) заниматься учебно-исследовательской деятельностью школьнику необходимо с раннего возраста, для того, чтобы данная работа стала потребностью [25