Особенности психологического консультирования представителей иной культуры. Понятие и характеристика мультикультурального консультирования.




В современной зарубежной психологии проблема кросс-культурных взаимодействий в рамках психологического консультирования и психотерапии является одной из наиболее популярных. Изучение кросс-культурных аспектов психотерапевтического взаимодействия помогает консультантам быть более точными на разных его этапах: во взаимоотношениях с клиентом и в понимании проблем, вызвавших нарушения в жизни клиента, в минимизации культурно-обусловленных ошибок (biases) понимания клиента, проблемных ситуаций его жизни. Возможности и ограничения мультикультурного консультирования связаны с тем, насколько его субъекты готовы и стремятся: • к развитию способности к более полному, точному самопониманию, в том числе, как члена определенных этнокультурных групп; • к развитию способности понимания другого человека как представителя всего человечества, так и конкретных этнокультурных групп; • к пониманию особенностей ситуации взаимодействия и построению в диалоге с собеседником, в ситуациях разной степени проблемности и/или неопределенности, преобразующего контакта. В результате отсутствия развернутых обращений к проблеме кросс-культурной специфичности консультативного контакта в рамках изучаемых в ходе профессиональной подготовки академических курсов и практических семинаров, многие консультанты в реальной практике продолжают находиться в состоянии интолерантности и внутренней «инкапсуляции» (culturalincapsulation) по отношению к проблемам кросс-культурных контактов. В ситуации мультикультурного контакта они пытаются руководствоваться собственными, зачастую обыденными, критериями оценки происходящего с клиентом, принадлежащим к иной этнокультурной группе, вести себя так, как предписывают нормы их собственной культуры [7; 11; 19]. Так они, получают возможность проверить ловушки универсализма или крайнего релятивизма на собственном опыте, а также сталкиваются с массой конфликтных ситуаций, отражающих переживание субъектами консультирования невозможности и даже нежелания понять и быть понятым. Инкапсуляция в рамках доминантной культуры приводит: • к фиксации обыденных для данной культуры норм поведения, ценностей, моделей общения и способов осмысления происходящего, наряду с нечувствительностью к межкультурным различиям (в сфере ценностей, способов понимания себя и мира, моделей общения); • к стремлению защитить профессиональный statusquo, и, таким образом, к зависимости консультанта от узкопрофессиональных дефиниций, моделей общения, технологий, ценностей, к низкой толерантности к «необычным», «непонятным», «кризисным» ситуациям, возникающим во взаимоотношениях с клиентами иных этнокультурных групп. В этой ситуации важно найти путь к пониманию культурного опыта людей, их переживаний, возникающих в связи переходами из одной культуры в другую, помочь им оценить то, что им присуще, чтобы понять нарушения. Выход из «культурной инкапсуляции» консультанта и консультируемого обычно описывается как путь, имеющий ряд этапов. Оно осуществляется через этноцентризмв толерантность: в универсализм. Мультикультурное предполагает внимание к этничности и культуре, как основание процесса социально-психологической помощи - признание абсолютных общечеловеческих ценностей, признание этнических норм взаимодействия, соотнесение достижений консультативной психологии со средствами «народной» психологии, медицины и педагогики, формирование уважительного отношения к правам и способам понимания себя и мира всех людей, развитие толерантности. Межкультурное («сравнительно-культурная», «транскультурная», «кросс-культурная», «культурно-ориентированная», «культурная», «антропологическая» психиатрия и «этнопсихиатрия») консультирование и психотерапия получили известность в 1980-е годы ХХ века, выделившись в отдельное направление, наряду с тремя другими направлениями в психотерапии — психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психотерапией, в качестве «четвертой силы». Параллельно к нему в последние десятилетия ХХ века оформились антипсихиатрическое консультирование и процессуальный подход. Обе эти перспективы представляют собой попытку осмысления возможностей помощи человека человеку, связанных с особенностями и противоречиями их жизненных миров: ценностных систем, способов понимания, моделей общения, попытку осмысления ограничений, проявляющихся в нарушениях общения, конфликтах ценностных ориентаций, возникновению барьеров понимания и иных «сопротивлений» в ситуации консультирования. Как и любой другой подход, мультикультурное консультирование — это не только ценностная установка или метод организации взаимодействия, общения. Это особая система способов понимания происходящего в консультативном диалоге. Это целостное направление, которое объединяет в себе идеи и техники психоаналитической, бихевиоральной и гуманистической психологии, опираясь на мультикультурные, общечеловеческие, ценности. Специалисты и создатели мультикультурного направления подчеркивают, что «неудача ждет как на пути чрезмерного акцентирования культурных различий, так и при чрезмерном акцентировании культурного сходства; успех же — на пути одновременного учета обеих перспектив». Если избыточно акцентируются культурные различия, результатом оказывается стереотипизированная, нетерпимая (exclusionary), политизированная и антагонистическая интерпретация. Если излишне акцентируется культурное сходство, проявляется пренебрежение важными для культуры качествами ее идентичности и эксплуатация культурных меньшинств, маскируемая под процесс объединения и смешения этнокультурных групп. Поэтому одним из самых важных принципов этого подхода признают работу в культурном контексте клиента. Специалист должен уметь «входить» в мир своего клиента, чтобы суметь постигнуть существенные отличия этого мира от его собственного, быть открытым к уважительному принятию этих отличий. Необходимость мультикультурного консультирования связана с заботой о точности выводов и толерантности взаимоотношений. Таким образом, этот подход: 1) направлен на преодоление культурных ограничений, 2) связан с использованием развивающего потенциала кросс-культурных контактов. Мультикультурный подход вносит в систему психологического консультирования ряд изменений, утверждая: 1. все консультанты нуждаются в развитии осознания существования и особенностей культурных особенностей в понимании, общении, ценностях и образов жизни людей разных групп. 2. этический императив «помогать, делать свое дело хорошо» в мультикультурной перспективе звучит «быть точным»; 3. подготовка психолога включает ознакомление с особенностями образа жизни, моделей общения, ценностей и иных специфических черт внутреннего мира (понимания, переживания), клиентов-представителей культурных меньшинств; 4. необходимость расширения репертуара умений, стратегий и техник, которые могут быть использованы в работе с клиенатми с учетом культурных различий, и существенно повышают эффективность коммуникации (общения). Антипсихиатрический подход аналгичным образом предлагает отнестись к клиенту, попытаться понять его, исходя из представления о непреодолимом различии культур «нормальных» и «ненормальных» людей. К. Ли и Б. Ричардсон выделили несколько важных моментов осмысления мультикультурной перспективы консультирования: 1. Мультикультурализм в реальном консультировании часто обсуждается, но не имеет большого значения в построении контактов и исследовании практики консультирования. Необходимо переосмыслить то, что сделано в рамках традиционного подхода к психологическому консультированию, с точки зрения мультикультурной перспективы 2. Все формы консультирования могут быть неприемлемыми для представителей того или иного культурного меньшинства в силу того, что они являются частью доминантной культуры. Консультирование может иметь относительную эффективность при учете факторов взаимодействия культур в сознании и жизнедеятельности консультанта и клиента, в том числе, как культур меньшинств и большинства. 3. Прекращение игнорирования межкультурных различий делает понимание менее стереотипным. Недооценка специфики культуры, попытка ориентироваться только на «общечеловеческие» закономерности, приводит к новому виду расизма. К. Ридлей описывает препятствующие достижению взаимопонимания примеры межкультурной некомпетентности: 1. соответствующая культуре клиента степень закрытости (открытости), приводящая к ошибкам консультанта в оценке готовности клиента решать его проблемы (наличии сопротивления, диалогической интенции — ее силе и направленности), в понимании сути проблем клиента; 2. дискомфорт, испытываемый консультантом/клиентом в присутствии представителя той или иной культуры, по не всегда и не во всем понятной для консультанта причине. Помощь иногда превращается в попытку доминирования (паттерналистские отношения), что фиксируется показателями «дефицит гипотез» проблем клиента; 3. перенос позитивных или негативных чувств переживаемых клиентом/консультантом к представителям иных этнокультурных групп, на консультанта/клиента может приводить к ошибкам интерпретаций происходящего во взаимоотношениях с консультантом/клиента и внутреннем мире клиента/консультанта; Однако, наряду с новыми возможностями, у мультикультурного консультирования много методологических слабостей: • отсутствие единой концептуальной основы, интегративных теоретических разработок, неопределенный уровень обобщения (генерализации) результатов из-за зависимости результатов конкретных примеров общения от принадлежности клиента и консультанта к той или иной этнокультурной группе; • переменные консультативного процесса («сеттинга») подчас более значимы, чем социально-психологические и этнокультурные переменные; • неадекватность подхода к анализу проблем мультикультурного взаимодействия только в терминах «меньшинства», • доверие консультанта к собственным оценкам и ошибки (недостатки) способностей к пониманию индивидуальности клиента, приводят к неадекватному осмыслению культурных особенностей клиента; Мультикультурный подход вносит в общую теорию консультирования ряд важных развивающие теорию и практику моментов: 1. представление о нежелательности применения концепта «нормальный» к пониманию людей, ситуаций и культур, например, индивидуализм «развитых» культур — не единственный способ человеческой жизнедеятельности, у коллективизма «традиционных» культур есть иные возможности и ограничения, в том числе психотерапевтические, которые могут быть поняты через особенности социального контекста в целом. Для культур с высоко контекстным общением сложно понять без примеров абстракции низкоконтекстных «высокоразвитых» культур; 2. понимая человека или группу, невозможно игнорировать их историю (историю культуры), существует необходимость изучения межкультурных различий, их взаимодействия в мультикультурном мире, учета различий как на уровне теоретических исследований, так и практической работы, в обучении, а также учета уровней развития той или иной культурной идентичности клиентов, живущих, как и консультант, в мультикультурном мире с его «шоками аккультурации» и т.д.; 3. для человека важна система естественной поддержки со стороны общества и близких людей, а также возможность опереться на свою культуру, ее ценности, модели общения, способы осмысления мира, необходимо внимание к этнокультурной среде клиента, которая может существенно отличаться от среды, привычной для специалиста, оказывающего помощь, особенно важно внимание к религиозным и духовным аспектам культуры клиента; 4. линейное (логическое, опирающееся на знания, усвоенные в рамках своей культуры) осмысление должно иногда дополняться нелинейным (интуитивным, обращенным к осмыслению феноменов чужой культуры как несводимых к «аналогичным» феноменам своей). 5. консультанты нуждаются в том, чтобы проанализировать собственные взгляды и их культурные основы. Аналогичным образом формулируются и постулаты антипсихиатрического подхода. Объединенный вывод, к которому приходят мультикультурный и антипсихиатрический подходы состоят в том, что условием продуктивности помощи являются следующие основные условия: 1) уважение и принятие клиента, признание его «всеобщей человечности», наряду с его особенностями, включая особенности, связанные с членством в разных этнокультурных группах; 2) понимание консультантом того, что именно он делает, каковы этические, этнокультурные и профессиональные основы его деятельности, 3) стремление понять клиента в «логике» его собственных моделей общения, способов понимания, ценностей, стремление понять как то или иное слово, поступок могут быть «услышаны», поняты клиентом. Взаимодействие консультанта и клиента представляет собой процесс взаимопонимания, в ходе которого происходит осознание и развитие: • ценностно-смысловых установок, позиций субъектов общения, в том числе за счет «культурного» обмена и принятия ценностей клиента как представителя иной этнокультурной группы; • способов понимания себя и мира клиентом и консультантом, тех возможностей и ограничений, которые имеют реализуемые субъектами мультикультурного диалога способы понимания в данной ситуации — в отношении данного клиента или психотерапевта; • осмысление моделей общения и поведения участников контакта как индивидуально-специфичных способов «воплощения», проявления в ситуации общения человеческих и культурно-специфических ценностей. Важно понимать, что «…когда мы пытаемся понять опыт, отличающийся от нашего, мы обнаруживаем себя в пожизненном процессе обучения». Ни один подход и стратегия вмешательства не может быть эффективной и конструктивной по отношению ко всем людям и жизненным ситуациям. Помощь эффективна, когда специалист «...использует такие техники и стратегии и ставит такие цели, которые согласуются с жизненным опытом и культурными ценностями клиента». Важно удерживать внимание на человеке как индивиде и как члене культурно специфической группы. Такой подход «фокусирован», в отличие от наивного, «провинциального» кросс-культурного подхода. Он требует от специалиста проверки собственных убеждений и установок в отношении различных культурно-специфических групп и их представителей, готовности к обсуждению межэтнических и расовых вопросов, проблем притеснения, выходящих далеко за рамки встречи. Консультирование - процесс осуществляющейся в процессе взаимопонимания «реинтеграции социальной системы», разрешения внутриличностных, межличностных и этнокультурных конфликтов, породивших нарушение.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: