Психологическое консультирование пожилых людей. Психологическая характеристика пожилого возраста и особенности консультативной деятельности.





По мнению А. Г. Лидерса, основаниями для психологической помощи им в форме консультирования могут быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям, к примеру, когда психолог оказы­вает помощь клиенту по запросу специалиста в области со­циальной защиты пожилых.

В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консультирования:

- возрастно-психологическое консультирование,

- семейное психологическое консультирование,

- профориентационное психологическое консультирование

- инди­видуальное психологическое консультирование, включая психологическое консультирование в особых ситуациях.

Предметом возрастно-психологического консультированияв старости, как и в любом возрасте, являются варианты прохождения субъектом нормальных возрастных кризисов.

Понятие нормативного психологического кризиса было разработано Л. С. Выготским для анализа детских возрастов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию.

Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, — противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, по­требность в сохранении своего положения в семье и обществе). Содержание этого главного кризиса позднего возраста заклю­чается в изменении внутренней позиции по отношению к жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, пере­оценке ценностей. В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.

Две основные проблемы консультирования:

1. помощь в подготовке к принятию «статуса пенсионера».

2. помощь в принятии своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической ненужностью, потерей многих социаль­ных связей и т. п.

Субъективное отношение к выходу на пенсию — событию, кардинально меняющему образ жизни, — может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими — как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа.

В целом свободный, хотя и трудный выбор позволяет характеризовать старость как возраст развития, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию. Итоговый выбор определяется решением задачи на смысл — смысл оставшейся жизни. Это пример также и того, как отношение к событиям, происходящим в старости, определяется всем предшествующим ходом жизни, а также личностными особенностями индивидуума. Трудовая деятельность человека в течение жизни определяет и знаменует многое. Это сознание занимаемого места в обществе, степень престижности, уровень благосостояния, удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью и, наконец, привычка к постоянной занятости. Личное отношение к каждой из этих категорий в сопоставлении с тем новым, что приобретается или теряется, и определяет характер реакции на сам факт прекращения работы и выхода на пенсию. Степень удовлетворенности новым положением и весь образ последующей жизни находятся в прямой зависи­мости от этого отношения.

Как отмечал Н. Ф. Шахматов,период принятия решения завершить общественную и трудовую деятельность и сам выход на пенсию оказываются наиболее трудным периодом для стареющего человека. Тревожность в большей или меньшей степени типична для всех пожилых людей в той ситуации. Однако вероятность динамики подобных переживаний и перехода их в невротические состояния или другие нервно-психические расстройства обычно преувеличивается. Невротические нарушения возникают лишь в том случае, когда выход на пенсию имеет принудительный для пожилого человека характер и происходит вопреки его личным установкам. Обычно неожиданная отставка вызывает тяжелую негативную реакцию у пожилого человека с последую­щим нарушением социопсихологической адаптации.

Пенсионные неврозы— состояния, возникающие в виде реакции в ответ на нежелательный или принудительный перевод на пенсию или же неприемлемые условия для пенсионного обеспечения.

Н. Ф. Шахматов подчеркивал, что обычно основными мотивами задержки с выходом на пенсию является не материальная сторона новой жизни, а боязнь потерять прежнее социальное положение, нежелание расстаться с привычным, а зачастую и любимым делом. При этом удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и в большей степени зависят от личных установок пожи­лого человека, его «умения строить свою жизнь».

В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было бы социально значимо.

Приступая к решению этой задачи, психолог должен иметь в виду следующее: чем раньше человек задумался над тем, чем он будет заниматься в старости, тем легче осуществиться его личностное самоопределение в пенсионном возрасте.

Психолог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать значимой для него.

Пожилой человек, имеющий конкретные планы использовать свободное время, легче принимает решение отказаться от прежней работы, чем лица, таких планов не имеющие. Не откладывая время выхода на пенсию, он увеличивает процент еще не старых, физически здоровых пенсионеров. Первично настороженное отношение к пенсионному образу жизни после работы с психологом уступает место согласию с новым положением, в котором пожилые люди находят положительные стороны.

Как указывал Н. Ф. Шахматов, в том случае, когда жизнь в старости заполнена делами и интересами, значимыми для данного человека, т. е. «жизнь на­полнена жизнью», утрата прошлого привычного стереотипа не представляется тягостной. Кроме того, жизнь в старости не является бездеятельной при условии, что сам человек сде­лает ее таковой.

Задача консультантазаключается в том, чтобы помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его на жизнен­ный для него самого и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически профессионального обсуждения и оценки, и общение с психологом может выполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека в верности выбранного пути.

Проблема подготовки человека к выходу на пенсию достаточно хорошо разработана в американской практической психологии.

Человек может пройти три этапа подготовки к пенсии:

1. «сбрасывание оборотов»,

2. планирование будущей жизни на пенсии

3. «жизнь в ожидании пенсии».

Консультант, помогая клиенту пройти эти этапы, учитывает следующие специфические факторы: располагает ли человек предпенсионного возраста достаточным доходом и сбережениями; есть ли у него место жительства; планирует ли он продолжить работать или чем-то заниматься после выхода на пенсию. Консультанты называют совокупность ответов на эти вопросы индексом пенсионной зрелости — показателем того, насколько человек готов к выходу на пенсию.

2. Вторая важная задача возрастно-психологического консультирования — это помощь в совладании человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и принятии всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых смысложизненных ориентиров. Психолог в ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его размышления над вопроса­ми, связанными со смыслом жизни.

Б. Г. Ананьев указывал на исключительную важность этих размышлений, их принципиальное влияние на благополучие протекания старости. Направленность на поиски смысла жизни выступает для пожилого человека как шанс обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости. Пожилой человек может и не воспользоваться этим шансом, отклониться от признания своего нового психофизиологического и социального статуса и от размышлений о смысле своей новой жизни.

В связи с этим Г. А. Вайзер указывает, что у стариков часто происходит сужение, угасание смысла жизни, который сводится к идее выживания; при этом они либо вообще стараются не думать о смысле жизни, либо осознают сам факт сужения смысла, что проявляется в репликах типа «Выжить бы...», «День прошел и ладно». Однако, отмечает автор, есть и другая группа старых людей, эмоционально-потребностная сфера которых характеризуется расширением, обогащением новыми смыслами, углублением главного смысла.

По мнению В. Франкла, активность сопротивления объективным условиям и обстоятельствам жизни при реализации смысла жизни является необходимым условием психического здоровья и сохранности личности. Осознание нового жизненного статуса в преддверии старческого возраста или в нем самом, понимание смысла своей новой жизни как важного условия, обеспечивающего сохранность временной перспективы, определяют целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости.

Открытие смысла в новом своем состоянии во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся сохранением социальных связей в этом возрасте, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни» и эти переживания относи­тельно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни.

Возрастно-психологическое консультирование пожилых предполагает возможность обращения членов семьи за помощью к психологу, но предметом консультирования становятся проблемы пожилого человека.

Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологического консультирования. При этом собираются следующие сведения:

— анкетные данные и основные сведения о семье;

— особенности прохождения основных этапов жизни: успешность обучения в школе, в среднем учебном заведении или ВУЗе (если это имело место), этапы профессионального роста, случаи перемены мест работы;

— особенности личности, эмоциональных переживаний, типичные психические состояния;

— характер межличностных отношений с членами семьи, с друзьями и коллегами по работе (эти данные потом сличаются со сведениями, получаемыми от самого клиента.

Консультант не должен показать пожилому человеку, что он располагает данными о нем, полученными от других людей;

— сведения о состоянии здоровья к моменту обследования и перенесенных заболеваниях, наличие травм и операций, хронических, частых, тяжких переживаний, случаи госпитализации, психических и психосоматических заболеваний, постановка на учет у психиатра и психонев­ролога.

В целом вопросы, касающиеся здоровья, желательно задавать клиенту в обобщенной форме (каково ваше самочувствие сегодня?) — пожилой человек вправе рассказать психологу о своем здоровье ровно столько, сколько считает нужным. Психолог должен внимательно выслушать жалобы и в дальнейшей беседе подчеркнуть, что он понимает страдания пациента, но полагается на его внутреннюю силу и способность преодолеть ненужность.

Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена с учетом особенности личности клиента и индивидуальных стратегий адаптации к возрастному фактору.

Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Они часто бывают, амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. Консультант при работе с пожилыми людьми должен постоянно демонстрировать безусловное уважение к ним, апеллировать к их жизненному опыту, следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата.

Речь консультанта должна быть простой и доступной для понимания, не следует увлекаться психологической терминологией. В процессе консультирования должны быть переданы необходимые психологические знания пожилому че­ловеку, но сообщения консультанта должны быть прозаич­ными и краткими. Следует помнить, что старому человеку трудно выдержать пятидесятиминутный по времени контакт с консультантом, его следует сократить до 25—30 минут.

Самое главное в консультировании пожилого — создание корпора­тивной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответствен­ность за принятые решения.

Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психологическое консультирование. Существует мнение, что это может быть системная семейная терапия, в которой разработаны представления о стадиях развития семьи. Одной из них является стадия «пустого гнезда» — момент, когда семью покидают последние дети и двое супругов остаются одни перед лицом надвигающейся старости. Данное направление работы с пожилыми людьми в системе семейного психологического консультирования основано на целостном подходе к семье.

Если в семью входят люди пожи­лого возраста — бабушки и дедушки, — то системному семейному консультанту понятна их роль в стабилизации па­тологических паттернов семейного взаимодействия и эти знания он передает другим членам семьи.

Конкретный опыт показывает, что в работе с пожилыми людьми наиболее востребованным является психологическое консультирование семей, в который совместно проживают представители разных возрастов, в том числе и поздних.

Как отмечает Р. М. Грановская, когда в качестве основной стратегии достижения источника радости старый человек целиком погружается в свое прошлое, то он теряет будущее, перестает развиваться как личность, одновременно ослабляются его связи с современностью и современниками.

Все труднее становится ему находить с ними общий язык, а это, в свою очередь, способствует дальнейшей утрате контактов с детьми, молодежью, жизнью. Тем самым старый человек обрекает себя на одиночество в период, когда ему совершенно необходимы дружеские и родственные связи. В том случае, когда он связывает свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе с тем и духовную молодость.

Поддерживая и укрепляя контакты с молодежью, сопереживая их поражениям и победам, он завоевывает их уважение и любовь и вместе с тем завоевывает для себя активную жизнь.

На ранних этапах старости (сразу после выхода на пенсию) общение стариков с окружающими (в частности, с членами семьи) полноценно, целью его является достижение эмпатии, сопереживания, в нем реализуются социальные качества личности. Если в дальнейшем отношения складываются неблагоприятно, то стремление к общению стариков детерминируется желанием утвердить свою индивидуальность, а достигаемая эмпатия превращается в средство утверждения. Далее, при ухудшении отношений в семье происходит отчуждение стариков от интересов семьи, а их общение с близкими побуждается эгоцентрическими установками. В таких случаях в семье возможно активное отторжение, игнорирование старого человека. Также мучительными для стариков становятся ситуации, когда даже в случае корректного отношения их воспринимают как объекты, а не как субъекты семейных отношений: с ними не советуются по поводу семейных проблем, их мнением не интере­суются.

Семейное психологическое консультирование направлено на помощь семье, имеющей пожилых людей, в создании внутрисемейного психологического климата. Зрелые и молодые члены семьи должны знать психологические особенности старости и старения и хорошо представлять себе, что выраженное ими раздражение или озлобленность в адрес стариков будут способствовать увеличению тревожности и депрессии последних, которые, в свою очередь, повлекут за собой грубые конфабуляции (вымыслы), бредоподобные идеи о притеснении, дальнейшее усиление проявлений «за­острений» черт характера.

В то же время ласковое, внимательное отношение к старикам, проявление любви и заботы со стороны взрослых детей и внуков станут некоторой гарантией долгого сохранения психологического благополучия стариков, их личностной сохранности.

Взрослые члены семей, проживающие совместно со ста­риками, должны помнить, что своим отношением к старым родителям они демонстрируют своим детям такой образец поведения, который будет усвоен их детьми и в будущем применен к ним самим. Таким образом, своим добрым и заботливым обращением со стариками их взрослые дети обеспечивают свое во многих отношениях благополучное будущее в поздних возрастах.

Психологическое семейное консультирование предполагает и работу с самими стариками. Им следует передать знание о закономерных психологических задачах и новообразо­ваниях разных возрастов, в том числе и старости. Осторожная, деликатная форма общения консультанта со старым человеком должна помочь последнему уяснить его роль в се­мье, его значения для стабилизации семьи. Эта форма работы с пожилым человеком так же должна начинаться в предпенсионный период (до появления характерных для старо­сти возрастных изменений, установок и личностных черт) и включаться в общую систему психологической фассилитации адаптации к старости. В ходе консультативной работы должен быть выявлен и осознан тот факт, что характер взаимоотношений в семье складывается задолго до того, как старые люди становятся немощными и нуждающимися в уходе. Если раньше эти взаимоотношения не отличались близостью, то с приходом старости они ухудшатся. В то же время при наличии уважения и терпимости у членов семьи, эле­ментарной психологической компетентности присутствие пожилых людей в семье может стать стабилизирующим и благотворным фактором.

Мало разработанным в нашей стране является профориентационное психологическое консультирование пожилых — консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию. В то же время в США проблема психологического сопровождения профессиональной карьеры человека в любом возрасте является актуальной. Считается, что выходящие на пенсию люди предпенсионного возраста не обязательно должны полностью прекращать работать. Профориентационное консультирование пожилых основано на достаточно прагматических положениях о том, что в будущем катастрофически стареющее общество может столкнуться с нехваткой рабочей силы и поэтому нерационально терять талантливых и продуктивных работников. В то же время пенсионные программы постоянно дорожают из-за увеличения числа неработающих пенсионеров. В связи с этим профориентационное консультирование предлагает программы обучения пенсионеров, программы неполной занятости или легкого труда для пожилых. Ряд таких программ имеют успех.

Индивидуальное психологическое консультирование пожилых предполагает, по нашему мнению, передачу им знаний о разных моделях старения и о значении образа жизни для процессов старения. Также это включает психологическое консультирование в особых ситуациях: в связи с потерями близких, в случае глубокой депрессии, в преддверии смерти.

В ходе индивидуального психологического консультирования пожилых чрезвычайно важно раскрыть понятие удовлетворенности жизни в старости, условия его достижения, а также условность понятия «счастливая старость». Уместно объяснить, что в американской геронтопсихологии нет понятия «счастливая старость», но есть понятие «успешное старение». Как уже отмечалось, «успешное старение», по мнению зарубежных психологов, предполагает постоянное приложение усилий для совладения с дефицитарностью, присущей этому процессу. Постоянная и разумная актив­ность, адекватные физические и умственные тренировки обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками совладения с ненужностью старости, способствуют решению основных задач возраста (они описаны Э. Эриксоном и Р. Пэком) и сопровождаются переживанием удовлетворения жизнью в этом возрасте.

В связи с этим Б. Л. Ньюгартенввел удачные термины: «молодые старики» и «старые старики». Первые живут активно и независимо, их жизнь мало отличается от жизни более молодого поколения. Вторые представляют себя зависимыми и нуждающимися в помощи, их жизнь безрадостна и лишена какой-либо перспективы. Среди «молодых стариков» больше образованных лю­дей, они дольше сохраняют здоровье и психическую полноценность.

Активное, «успешное» старение делает пожилого человека более стрессоустойчивым, а стрессы очень опасны для старости. Дело в том, что в каждодневной жизни пожилые люди достаточно долго не ощущают снижения своих интеллектуальных физических возможностей. Эффект старения не проявляется в выполнении привычных действий, но влияет на уменьшение резервных возможностей человека, поэтому возрастные ограничения проявляют себя особенно очевидно в стрессовой ситуации и в условиях жестких требований. Это относится как к интеллектуальным, так и к физи­ческим способностям.

Психологическое индивидуальное консультирование в критических ситуациях должно учитывать особенности эмоциональных переживаний в старости в случае утраты, в ожидании смерти.

Консультирование пожилых людей, перенесших утрату близкого, — это не такое тяжелое испытание для психолога, как работа с молодыми и зрелыми людьми в подобной ситуации, поскольку старики не так бурно проявляют свое горе и быстрее смиряются с ним. «Работа скорби» у стариков проходит более естественно и закономерно, и консультант может помочь этой работе в плане поиска новой идентичности. Старый человек в потери супруги (супруга) обретает новый смысл жизни в сохранении памяти о ней (нем). Далее он может жить мыслью о том, что, пока длится его жизнь, жив и ушедший, но оставшийся в его душе и памяти близкий и любимый человек. Работа консультанта может помочь пожилому человеку облегчить чувство вины перед умершим, фиксируя его воспоминания на том хорошем, счастливом, что они пережили вместе. Здесь может оказаться эффективной работа с семьей пожилого человека, перенесшего утрату: члены семьи должны знать, что его не следует оставлять одного, но и не надо «перегружать» опекой. Горюющему человеку нужны постоянные, но ненавязчивые слушатели. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего, главные задачи консультанта предоставить возможность клиенту выражать свои чувства и помочь близким скорбящего правильно реагировать на его скорбь.

Психологическое консультирование пожилого, переживающего тяжелую депрессию, всегда сочетается с активной психотерапевтической работой. При работе с пожилым, погруженным в это состояние, консультанту постоянно следует подчеркивать, что ответственность за состояние клиента он взять на себя не может, он может лишь помочь его самоопределению. Задачи консультанта в работе с депрессивными пожилыми клиентами заключаются в том, чтобы показать, что их пессимистический взгляд на мир — это результат депрессивного состояния, а также, чтобы поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении его трудностей.

 

 





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.