РУССКИЙ ЯЗЫК_ _ 5-А класс _ 2 урока
УРОК.
Добрый день, ребята. откройте тетради, запишите по образцу:
Восьмое ноября
Классная работа
Тема урока. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Цели и задачи: мы повторим с вами все, что нам известно об имени прилагательном, научимся правильно писать безударные окончания имён прилагательных;
Ход урока.
Орфографическая минутка(перепишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончание, укажитесклонение, падеж)
Образец: отвечать у доскИ(1 скл., Р.П.); рассказать о другЕ (2 скл., П.п.)
Пишем в тетрадь
Побывать на спектакл...., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., пробираться по тропинк.., писать в тетрад….
2. ВСПОМИНАЕМ!!! Что нам известно об имени прилагательном?
(Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением прилагательных.
Прилагательные имеют непостоянные признаки:
- Род в единственном числе: красный флаг, белая лента, синее небо. Во множественном числе род не определяется: красные флаги и шелковые ленты.
- Число: белая стрекоза и белые розы.
- Падеж: красными цветами, о каменной стене.
Обратите внимание!
Имена прилагательные согласуются с именем существительным (то есть стоят в одном и том же роде, числе, падеже)
Запомните!!!
Род имен прилагательных определяется только в единственном числе.
Задание: Найдите в тексте имена прилагательные, определите род и падеж. Подумайте, какую роль в тексте играют имена прилагательные, зачем они нужны автору.
Пишем в тетрадь
|
Из кустов осторожно вышла енотовидная (ж.р., И.п.)собака. У неё короткие ноги, голова узкая, хвост длинный. Мохнатая шерсть серого цвета с белыми и тёмными просветами.
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании падежных окончаний имен прилагательных?
Окончания прилагательных в падежах совпадают с окончаниями вопросов, которые задаются в этих падежах.
Пример: в какОМ платье? – в красивОМ платье; от какОГО дерева? – от красивОГО дерева; по чьЕМУ следу? – по лисьЕМУ следу.
Безударное окончание можно проверить подбором похожего прилагательного в той же форме с ударным окончанием. Пример: красного – живОго.
Исключение: в формах мужского рода единственного числа И. п и В. п. написание гласных в окончаниях нельзя проверить вопросом.
В безударных окончаниях данных форм всегда пишется -ый (-ий): длинный, смелы
В окончаниях под ударением -ой: голубой, святой.
Закрепление изученного материала
Откройте учебник на стр. 48, выполните упражнение №104
УРОК 2.
Записали тему урока.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Цели: повторить местоимения 1,2 и 3-го лица; вспомнить, как пишутся местоимения с предлогом; правильно употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.
Ход урока.
1. Ребята, выйдите по ссылке, послушайте и вспомните, что вам известно о местоимении.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/
2. Откройте учебник, стр 51, прочитайте п.22.
Мы вспомнили, что есть личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.
-Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.)
|
Давайте изменим их по падежам:
1-ое л. | 2-ое л. | 3-ее л. | ||||
ед. ч | мн. ч | ед. ч | мн. ч | ед. ч | мн. ч | |
Кто? | я | мы | ты | вы | он, она | они |
У кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него, у нее | у них |
К кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему, к ней | к ним |
На кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него, на нее | на них |
С кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним, с ней | с ними |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нем, о ней | о них |
- Ребята, а вы обратили внимание, что у местоимений 3-го лица в косвенных падежах я выделила букву Н красным цветом, как вы думаете, почему?
(Если перед местоимением 3 л. имеется предлог, то к местоимению прибавляется н: до него, до нее, до них, за ней, за ними, о ней, о них.)