Цели образования финской школы
Речь о целях, которые не просто проговариваются учителями, а на самом деле определяют повседневную жизнь и деятельность учеников. Главная цель школьного образования в Финляндии – готовить будущих выпускников к жизни в современном мире и, насколько возможно, во временах «завтра» и «послезавтра».
Приведу пример. Современный человек активно пользуется гаджетами, а в будущем станет пользоваться еще и еще больше. Поэтому учителя иногда просят учеников пользоваться на уроках личными телефонами для поиска информации в Интернете или викторины по пройденному материалу через программы типа kahoot или myquiz. Организовано это так: заходя утром в класс, все ученики складывают свои телефоны в открытую коробку с ячейками. На уроке, если нужен телефон, ученики подходят и берут его, а после выполнения задания снова кладут в коробку. У нашей младшей дочери на телефоне не было выхода в Интернет, однако учительница всегда просила детей сесть парами, чтобы у пары был один смартфон и ученики могли пользоваться Интернетом.
А как же подготовка учеников к итоговым и переводным экзаменам? Такой цели в Финляндии нет, поэтому никаких переводных экзаменов нет. Итоговые отметки ученики получают каждое полугодие исходя из отметок за прошедший период. После 9 класса половина выпускников идут в трехлетнюю старшую школу – гимназию, а другие – в трехлетние профессиональные училища. Наш сын решил, что хочет после 9 класса получить профессию звукорежиссера. Учитель по профориентации помог сыну составить рейтинговый список и подать заявления в 5 образовательных организаций с этой профессией: 4 профессиональных училища и, на последнем месте – гимназия недалеко от дома, где есть такой курс по выбору. Отметки за первое полугодие 9 класса позволили сыну пройти в три образовательные организации, и сейчас он учится выбранной профессии в профессиональном училище.
|
Содержание финской начальной и основной школы
В начальной школе, которая длится 6 лет, и основной школе с 7 по 9 класс ученики учатся решать задачи, которые им ставит окружающая жизнь. Например, мой сын решал задачу на определении размера налогов с зарплаты, которые платит учитель и директор школы. В Финляндии эти налоги составляют от 4 до 29% в зависимости от размера зарплаты. Сын был крайне удивлен, когда вычислил решение этой задачи. Директорская зарплата почти в два раза больше учительской, но на руки, после оплаты налогов, директор школы получает ненамного больше.
Главные умения учеников – общеучебные: прочитать материал и ответить на вопросы, понять задание и проверить свое решение и т.д. Например, учителя кладут на последнюю свободную парту прописанные решения задач. Любой ученик, кто не смог решить задачу, самостоятельно встает и подходит к последней парте для самопроверки. Ошибиться в решении не стыдно, важно найти свою ошибку и переделать работу так, чтобы научиться решать подобную задачу и на итоговой работе получить высокий балл.
Количество учебного материала для обязательного освоения на уроках и в домашних заданиях в три-пять раз меньше, чем в обычной российской школе. Как говорят мои российские коллеги, многие задания в российских учебниках не связаны с современной жизнью или с будущим, но в финских учебниках такие задания просто отсутствуют. Однако есть много заданий по выбору, которые ученики делают в микрогруппах по интересам.
|
Основные методы обучения в финской школе
Урок английского языка. Доски традиционные - пишут мелом. На доске всегда - расписание на день
Я бы охарактеризовал основные методы и формы обучения так: модульные, преимущественно групповые, адаптивные. Каждый ученик знает точную дату итогового тестирования по отдельному модулю каждого предмета. В некоторых школах – это каждая шестая неделя, но в день не более одного теста в начальной школе и не более двух – в основной. Например, сегодня – это тест по английскому, завтра – по математике, послезавтра – проект по технологии и тест по истории, план согласуется учителями заранее в начале учебного года.
Итоговое тестирование – это урок или часть урока, когда ученики самостоятельно решают учебные тесты или представляют свои проекты. Еще одна особенность учебного процесса состоит в том, что все ученики пишут в тетрадях простыми карандашами, имея возможность стереть свои ошибки и переписать их. Точно также пишут и тесты. Очень радует, что каждый ребенок не только получает обратно свой тест с учительскими оценками каждого задания, но и должен принести его домой для подписи родителем.
Многие задания ученики выполняют микрогруппами или парами, а представлять результаты к доске выходит тот, кто пожелал. Зная, что моя дочь все еще стесняется говорить на финском языке, учитель за все годы не вызвала ее выступать перед классом ни разу!