Объем дисциплины и виды учебной работы




ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»

Филологический факультет

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _________ Проректор по учебной работе

Ю.Н. Грицкевич __________________________

«_____» ______________ 20__ г. «_____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рекомендуется для направления подготовки

Филологическое образование

(профили подготовки: 540301 Русский язык и литература

Литература и литературное редактирование)

Очная форма обучения

 

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Псков

 


Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

кафедры «литературы» протокол №________от

__________20 г.

Зав. кафедрой литературы

Н.Л. Вершинина (ФИО)

(подпись)

«________»_____________20 г.

 


1. Цели дисциплины:

модуль 6 - Зарубежная литература 20 в. – дать общее представление о развитии литературы Европы и Америки в процессе обзора западноевропейской и американской литератур указанного периода с опорой на главнейшие ее явления.

Задачи курса

 

- формирование у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы и Америки 20 вв.;

- формирование у студентов представления об основных явлениях и логике развития литературного процесса, связанных с памятниками письменной культуры, созданными на английском, французском, немецком языках;

- приобщение студентов к мировой культуре 20 вв.;

- повышение уровня интеллектуального труда,

- совершенствование навыков конспектирования, реферирования;

- углубление и развитие навыков анализа художественного текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина профильной подготовки: 540301 Русский язык и литература и 540310 Литература и литературное редактирование. Модуль - Зарубежная литература рубежа 19-20 вв.

Модуль - Зарубежная литература 20 в. в курсе истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в процессе изучения античной, средневековой литературы, литературы 17-18 вв., литературы 19 в., а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, философии, культурологии, иностранного языка.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины (модуль 6 - Зарубежная литература 20 в. направлен на формирование следующих компетенций:

профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1),

компетенциив научно-исследовательской деятельности(в соответствии с ФГОС ВПО):

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5),

В результате изучения дисциплины (модуль 6 - Зарубежная литература рубежа 20 в. студент должен:

Знать

а) основные периоды развития зарубежной литературы, их хронологию;

б) хронологию исторических событий, влияющих на изменение художественного сознания исследуемого периода;

в) динамику литературных процессов в истории мировой литературы;

г) основополагающие понятия, термины и категории литературоведения в целом и зарубежные методологии в частности;

д) биографию и творчество ведущих авторов Европы и Америки исследуемого периода;

е) основные художественные произведения ведущих авторов Европы и Америки исследуемого периода, а также их основные теоретические работы;

ж) теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;

Уметь

- рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;

- анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, в единстве формы и содержания: исторические романы, психологические романы, социальные романы, философские романы, новеллы, поэтический цикл, романтические поэмы символистская лирика, экспрессионистическая лирика, футуристическая лирика, философские романтические драмы интеллектуальная драма, «новая» драма, драма-«дискуссия»;

- пользоваться справочной и критической литературой, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

- прочитать наизусть 1-2 стихотворения на выбор;

- использовать новейшие компьютерные технологии для подготовки и оформления кейсов, презентаций, портфолио, докладов и т.д.;

- работать в системе INTERNET;

- в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

- самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещаемых в лекционном курсе;

- дать развернутый устный ответ на экзамене: грамотно построенный, демонстрирующий хорошее понимание вопроса и эрудицию, умение проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст, соответствующий требованиям культуры речи.

- проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст.

Иметь представление

а) о вкладе зарубежных и русских ученых в изучение истории зарубежных литератур;

б) о современном состоянии изучения зарубежных литератур;

в) о национальной специфике каждой из изучаемых литератур (французской, английской, немецкой, американской) и межлитературных связях;

Владеть навыками

а) литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и т.д.);

б) использования современных методологий при анализе художественных произведений;

в) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

г) овладения сведениями о биографиях крупнейших писателей изучаемого периода;

д) самостоятельного поиска библиографии по исследуемой проблеме;

е) самостоятельного оформления библиографии по исследуемой проблеме.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции[1]          
Практические занятия (ПЗ, в том числе КСР – 16 ч.)[2]          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)          
Общая трудоемкость час зач. ед.          
         

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Французская и итальянская литературы. Французская литература. Социокультурная ситуация во Франции на рубеже19 – 20 веков. Париж как культурный центр Европы в конце 19 – начале 20 вв. Импрессионизм во французской живописи и проблема литературного импрессионизма.
Философские и литературные истоки натурализма. Позитивизм О. Конта. Концепция «трех факторов» И. Тэна. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины 19 в. Творчество Гонкуров. Э. Золя – глава французского натурализма.
Французский символизм: генезис и эстетика.
Итальянская литература. Образование единого государства. Кризис романтического мировосприятия эпохи Рисорджименто. Распространение позитивистских идей, их влияние на формирование веризма (Дж. Верга, Л. Капуана и др.). Интуитивизм Б. Кроче. Декаданс в итальянской литературе (Г. Д'Аннунцио).
2. Скандинавские литературы Немецкая литература. Литература Германии. Социокультурная ситуация в Германии на рубеже19 – 20 веков. Ф. Ницше. «Переоценка всех ценностей» в трудах Ницше. Концепция сверхчеловека в книге «Так говорил Заратустра». Влияние Ницше на западноевропейскую литературу начала 20 в. Натурализм в немецкой литературе.Г. Гауптман. Проблема творческого метода писателя. Драмы.
Австрийская литература. Культура Австро-Венгрии на рубеже веков. «Молодая Вена». Творчество Г. Гофмансталя: эссе, поэзия, драматургия. Эстетизм. Р.М. Рильке: лирика.
Скандинавские литературы. Неравномерность исторического и культурного развития скандинавских стран. «Движение прорыва» в Дании (Г. Брандес). Усложнение картины литературной жизни в 90-е гг. Г. Ибсен. Традиции «национальной романтики» в ранних романтических драмах и философских драматических поэмах. Психологическая драма идей.
  Литература Англии и США. Английская литература. Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков. Процесс интеллектуализации и психологизации английской литературы: Дж. Мередит, Т. Гарди, Д. Голсуорси.
Неоромантизм в английской литературе. Появление «новой драмы». Б. Шоу. Эстетические взгляды. Влияние Ибсена на Шоу.
Эстетизм. О. Уайльд как глава английского эстетизма.
Американская литература. Специфика литературного процесса в США на рубеже 19 – 20 веков: регионализм американской литературы, специфический характер американского романтизма, его большая временная протяженность. Становление реализма в американской литературе: «нежный реализм», Американский натурализм как эстетическая реакция на «нежный реализм». М. Твен – создатель эпоса американской жизни.
Д. Лондон. Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции в творчестве. Т. Драйзер. Влияние философии Г. Спенсера на Драйзера. Изображение американского общества в романах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: