ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
Филологический факультет
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _________ Проректор по учебной работе
Ю.Н. Грицкевич __________________________
«_____» ______________ 20__ г. «_____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рекомендуется для направления подготовки
Филологическое образование
(профили подготовки: 540301 Русский язык и литература
Литература и литературное редактирование)
Очная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Псков
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
кафедры «литературы» протокол №________от
__________20 г.
Зав. кафедрой литературы
Н.Л. Вершинина (ФИО)
(подпись)
«________»_____________20 г.
1. Цели дисциплины:
модуль 6 - Зарубежная литература 20 в. – дать общее представление о развитии литературы Европы и Америки в процессе обзора западноевропейской и американской литератур указанного периода с опорой на главнейшие ее явления.
Задачи курса
- формирование у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы и Америки 20 вв.;
- формирование у студентов представления об основных явлениях и логике развития литературного процесса, связанных с памятниками письменной культуры, созданными на английском, французском, немецком языках;
- приобщение студентов к мировой культуре 20 вв.;
- повышение уровня интеллектуального труда,
- совершенствование навыков конспектирования, реферирования;
- углубление и развитие навыков анализа художественного текста.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина профильной подготовки: 540301 Русский язык и литература и 540310 Литература и литературное редактирование. Модуль - Зарубежная литература рубежа 19-20 вв.
Модуль - Зарубежная литература 20 в. в курсе истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в процессе изучения античной, средневековой литературы, литературы 17-18 вв., литературы 19 в., а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, философии, культурологии, иностранного языка.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины (модуль 6 - Зарубежная литература 20 в. направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО):
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1),
компетенциив научно-исследовательской деятельности(в соответствии с ФГОС ВПО):
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5),
В результате изучения дисциплины (модуль 6 - Зарубежная литература рубежа 20 в. студент должен:
Знать
а) основные периоды развития зарубежной литературы, их хронологию;
б) хронологию исторических событий, влияющих на изменение художественного сознания исследуемого периода;
в) динамику литературных процессов в истории мировой литературы;
г) основополагающие понятия, термины и категории литературоведения в целом и зарубежные методологии в частности;
д) биографию и творчество ведущих авторов Европы и Америки исследуемого периода;
е) основные художественные произведения ведущих авторов Европы и Америки исследуемого периода, а также их основные теоретические работы;
ж) теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;
Уметь
- рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;
- анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, в единстве формы и содержания: исторические романы, психологические романы, социальные романы, философские романы, новеллы, поэтический цикл, романтические поэмы символистская лирика, экспрессионистическая лирика, футуристическая лирика, философские романтические драмы интеллектуальная драма, «новая» драма, драма-«дискуссия»;
- пользоваться справочной и критической литературой, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;
- прочитать наизусть 1-2 стихотворения на выбор;
- использовать новейшие компьютерные технологии для подготовки и оформления кейсов, презентаций, портфолио, докладов и т.д.;
- работать в системе INTERNET;
- в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;
- самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещаемых в лекционном курсе;
- дать развернутый устный ответ на экзамене: грамотно построенный, демонстрирующий хорошее понимание вопроса и эрудицию, умение проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст, соответствующий требованиям культуры речи.
- проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст.
Иметь представление
а) о вкладе зарубежных и русских ученых в изучение истории зарубежных литератур;
б) о современном состоянии изучения зарубежных литератур;
в) о национальной специфике каждой из изучаемых литератур (французской, английской, немецкой, американской) и межлитературных связях;
Владеть навыками
а) литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и т.д.);
б) использования современных методологий при анализе художественных произведений;
в) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
г) овладения сведениями о биографиях крупнейших писателей изучаемого периода;
д) самостоятельного поиска библиографии по исследуемой проблеме;
е) самостоятельного оформления библиографии по исследуемой проблеме.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции[1] | |||||
Практические занятия (ПЗ, в том числе КСР – 16 ч.)[2] | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Французская и итальянская литературы. | Французская литература. Социокультурная ситуация во Франции на рубеже19 – 20 веков. Париж как культурный центр Европы в конце 19 – начале 20 вв. Импрессионизм во французской живописи и проблема литературного импрессионизма. |
Философские и литературные истоки натурализма. Позитивизм О. Конта. Концепция «трех факторов» И. Тэна. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины 19 в. Творчество Гонкуров. Э. Золя – глава французского натурализма. | ||
Французский символизм: генезис и эстетика. | ||
Итальянская литература. Образование единого государства. Кризис романтического мировосприятия эпохи Рисорджименто. Распространение позитивистских идей, их влияние на формирование веризма (Дж. Верга, Л. Капуана и др.). Интуитивизм Б. Кроче. Декаданс в итальянской литературе (Г. Д'Аннунцио). | ||
2. | Скандинавские литературы Немецкая литература. | Литература Германии. Социокультурная ситуация в Германии на рубеже19 – 20 веков. Ф. Ницше. «Переоценка всех ценностей» в трудах Ницше. Концепция сверхчеловека в книге «Так говорил Заратустра». Влияние Ницше на западноевропейскую литературу начала 20 в. Натурализм в немецкой литературе.Г. Гауптман. Проблема творческого метода писателя. Драмы. |
Австрийская литература. Культура Австро-Венгрии на рубеже веков. «Молодая Вена». Творчество Г. Гофмансталя: эссе, поэзия, драматургия. Эстетизм. Р.М. Рильке: лирика. | ||
Скандинавские литературы. Неравномерность исторического и культурного развития скандинавских стран. «Движение прорыва» в Дании (Г. Брандес). Усложнение картины литературной жизни в 90-е гг. Г. Ибсен. Традиции «национальной романтики» в ранних романтических драмах и философских драматических поэмах. Психологическая драма идей. | ||
Литература Англии и США. | Английская литература. Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков. Процесс интеллектуализации и психологизации английской литературы: Дж. Мередит, Т. Гарди, Д. Голсуорси. | |
Неоромантизм в английской литературе. Появление «новой драмы». Б. Шоу. Эстетические взгляды. Влияние Ибсена на Шоу. | ||
Эстетизм. О. Уайльд как глава английского эстетизма. | ||
Американская литература. Специфика литературного процесса в США на рубеже 19 – 20 веков: регионализм американской литературы, специфический характер американского романтизма, его большая временная протяженность. Становление реализма в американской литературе: «нежный реализм», Американский натурализм как эстетическая реакция на «нежный реализм». М. Твен – создатель эпоса американской жизни. | ||
Д. Лондон. Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции в творчестве. Т. Драйзер. Влияние философии Г. Спенсера на Драйзера. Изображение американского общества в романах. |