- Экзистенциализм во французской литературе. Его основные представители. Философские основы, концепции мира и человека.
- Бытие и ничто»: французский экзистенциальный роман (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Л.-Ф. Селин)
- Французская проза 60-х гг. 20в. «Новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот)
- Театр абсурда во Франции (Э. Ионеско, С. Беккет)
- Развитие жанра лирико-философской прозы в творчестве Г. Гессе («Игра в бисер»)
- Парадоксальность базовых ситуаций как модель абсурдности современного мира в произведениях швейцарских писателей (Ф. Дюрренматт, М. Фриш)
- Мотивы преследования и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности в английской прозе 20в. (Г. Грин, И. Во, А. Мердок)
- Проблемы свободы выбора и нравственной ответственности (Г. Голдинг, Д.Р.Р. Толкиен)
- Проблема искусства и свободы в английской прозе 20в. (Дж. Фаулз)
- Тема «непреодоленного прошлого» в романах Г. Белля
- Философский скепсис и его преодоление в американской прозе 20в (Т. Уайлдер, Д. Апдайк, К. Воннегут)
- Поиски этических ориентиров в современном мире в повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
- Концепция философии и истории культуры в творчестве Х.Л. Борхеса.
- Категория «игры» в творчестве Х. Кортасара.
- Пространство и время в романах Г.Г. Маркеса.
- Сочетание западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе К. Абэ «Женщина в песках»
- Творчество Сартра. Основные положения его философии, статья «Экзистенциализм – это гуманизм».
- Роман Сартра «Тошнота» и его идейное содержание или рассказ «Стена».
- Творчество А. Камю. Его философия абсурда «Миф о Сизифе».
- Повесть Камю «Посторонний». Проблематика. Образ Мерсо.
- Роман-притча Камю «Чума». Образы героев. Философский смысл романа.
- Дадаизм и сюрреализм. Философские основы сюрреализма. Манифесты сюрреалистов. Понятие «автоматического письма».
- Жизнь и творчество Р. Роллана. Особенности мировоззрения писателя. Тетралогия «Очарованная душа»: идейный замысел романа, особенности композиции, проблематика, образная система.
- Проза А. де Сент-Экзюпери. Тема подвига в повести «Ночной полет». Этическая проблематика в философской сказке «Маленький принц».
- Прошлое и настоящее Германии в романах Г. Белля «Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна» и романе З. Ленца «Урок немецкого».
- Оживление формализма во французской литературе 50-60-х годов. «Антироман». Теоретические манифесты и художественное творчество Роб-Грийе.
- Роб-Грийе о смерти персонажей, отказ от сюжетности, «Шозизм» и школа взгляда. Роман «В лабиринте» и «В прошлом году в Маренбауде».
- Творчество Натали Саррот, романы «Планетарий», «Между жизнью и смертью», «Тропизмы» как принцип психологического минимализма.
- Антидрама 50-60-х годов и ее основные признаки. Традиции дадаистического и сюрреалистического театра.
- Абсурдизм пьес «Ионеско», «Лысая певица», «Носорог».
- Драматургия Беккета. Образ небытия, театр бездействия и безмолвия, пьеса «В ожидании Годо».
- Реалистические традиции в творчестве во французской литературе 50-60-х годов. Творчество Р.В. Баззена, Э. Триоле, Л.Арагона.
- Творчество Р. Мерля. Антиутопия «Мальвиль». Проблематика. Образы героев.
- «Роман идей». Творчество Веркора. Его роман «Люди или животные».
- Общая характеристика литературы ФРГ первых послевоенных лет. Основные литературные течения.
- Группа 47. Основные представители, история создания манифеста группы.
- Борхерт и его драма «Там, за дверью».
- Творчество Белля. Анализ одного из романов.
- Сатирические прозы Кеппена. Идейно-художественное содержание романа «Смерть в Риме».
- Тема расчета с прошлым и осмысление уроков фашизма в литературе ГДР (Д. Ноль, М.В. Шульц).
- Общая характеристика творчества Г. Грина. Особенности творческого метода. Основные темы и мотивы.
- Общественно-политическая проблематика романов Г.Грина «Тихий американец», «Комедианты».
- Творчество А. Мердок. Влияние философии экзистенциализма и Платона. Основные мотивы и образы.
- Идейно-художественное содержание романа «Черный принц» (или другого романа на выбор).
- Творчество Голдинга. Проблема человеческой личности и ее природы в романах-притчах.
- Идейное содержание повести «Повелитель мух».
- Роман-парабола «Шпиль». Философский смысл романа. Основные образы.
- Поколение «сердитых молодых людей» в литературе 60-х годов. Пьеса Осборна «Оглянись во гневе».
- Творчество Фаулза. Особенности его творческого метода, сочетание реализма и модернизма в его творчестве.
- Тема художника и искусства в творчестве Фаулза «Башня из черного дерева», «Даниель Мартин», «Маг».
- Идейно-художественный анализ романа Фаулза «Женщина французского лейтенанта».
- Американская послевоенная драма. А. Миллер, Т.Уильямс. Анализ одной из пьес «Смерть коммивояжера», «Стеклянный зверинец».
- Роман-притча Апдайка «Кентавр». Проблематика. Основные образы.
- Антифашистский роман У. Стайрена «Выбор Софи».
- Роман Т.Маркеса «Сто лет одиночества». «Местный миф» и создание всеобъемлющей картины.
- Постмодернизм. Его философские и социальные корни. Своеобразие его эстетики, различные интерпретации его термина.
Примерные вопросы для подготовки к тематическому и рубежному тестированию
|
|
|
- Модернизм: философские основы модернизма, его основные течения. Концепция человека и мира. Особенности литературы модернизма.
- Жизнь и творчество Ф. Кафки. Своеобразие его художественного метода. Проблематика новеллы «Превращение». Картина мира и место человека в нем («Процесс», «Замок»). Значение Ф. Кафки в развитии литературы модернизма.
- Немецкая литература. ХХ века: темы, жанровые формы, представители.
- Жизнь и творчество Т. Манна. Особенности жанра интеллектуального романа. Проблематика романов «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус». Образы центральных персонажей.
- Э.М. Ремарк и литература «потерянного поколения» («На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Время жить и время умирать» и др.).
- Творческий путь Б. Брехта. Теория «эпического театра». Тема войны в драме «Мамаша Кураж и ее дети». Проблема личной ответственности в пьесе писателя «Жизнь Галилея».
- Литература ФРГ и деятельность Группы 47 (направленность группы, представители).
- Творческий путь Г. Белля. Тема войны в романе «Где ты был, Адам?».
- Синтез художественной прозы с документалистикой в литературе ХХ века. Проблематика, основные художественные приемы повести Г. Белля «Потерянная честь Катарины Блюм».
- Герой и окружающий мир в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».
- Литература ФРГ и деятельность Группы 61.
- Философия экзистенциализма и зарубежная литература ХХ века. Своеобразие романа Ж.П. Сартра «Тошнота»: проблематика, образная система.
- Творческий путь А. Камю. «Миф о Сизифе». Идейно-художественное содержание повести «Посторонний». Социальные проблемы в романе «Чума».
- Дадаизм и сюрреализм. Философские основы сюрреализма. Манифесты сюрреалистов. Понятие «автоматического письма».
- Жизнь и творчество Р. Роллана. Особенности мировоззрения писателя. Тетралогия «Очарованная душа»: идейный замысел романа, особенности композиции, проблематика, образная система.
- Проза А. де Сент-Экзюпери. Тема подвига в повести «Ночной полет». Этическая проблематика в философской сказке «Маленький принц».
- Л.Ф. Селин (роман «Путешествие на край ночи») и алитература.
- Антироман и основные принципы создания произведений Н. Саррот («Тропизмы», «Диалоги», «Откройте»).
- Театр абсурда в европейской литературе ХХ века. Пьеса Э. Ионеско «Лысая певица» и традиции дадаизма. Основные темы и приемы драматургии Ж. Жене («Служанки»).
- Образы главных героев в пьесе С. Беккета «В ожидании Годо», смысл названия.
- Основные темы и приемы драматургии Ж.Жене («Служанки»).
- Английская литература модернизма (Д. Джойс). Творчество В. Вульф и особенности ее психологического романа («Миссис Дэллоуэй»).
- Р. Олдингтон и литература «потерянного поколения». Проблематика и образная система романа «Смерть героя».
- Творчество Д. Фаулза. Роман «Коллекционер»: главные герои, особенности формы произведения.
- Тема изменения героя в романах Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта», «Маг».
- Герои и ситуация в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Своеобразие постановки темы природы человека.
- Творческий путь А. Мердок. Тема художника и творчества в романе «Черный принц».
- Проблематика романов Г. Грина, художественные приемы, взгляд на человека («Тихий американец», «Комедианты»).
- Развитие жанра антиутопии в творчестве О. Хаксли («Дивный новый мир»), Д. Оруэлл («1984», «Скотный двор»), Э. Берджесса («Заводной апельсин»).
- Общая характеристика американской литературы до 1945 года. Тема «американской мечты» и ее разработка в американской литературе.
- Творчество Э. Хемингуэя. Тема войны в романе «Фиеста», «Прощай, оружие!» и литература «потерянного поколения». Жанр философской повести «Старик и море».
- Творчество Д. Апдайка. Художественное своеобразие романа-мифа «Кентавр».
- Герой и окружающий мир в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
- Жанр притчи в творчестве Р. Баха («Чайка по имени Джонатан Ливингстон»).
- Жанр антиутопии в американской литературе ХХ века: К. Воннегут («Колыбель для кошки») и Р. Брэдбери («451° по Фарингейту»).
- Своеобразие латиноамериканской литературы. Роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: особенность композиции, образы главных героев, смысл названия.
Примеры форм тестовых заданий
1. Произведения Н. Саррот
1) «Эра подозрения»
2) «Волшебная гора»
3) «Планетарий»
4) «Золотые плоды»
2. Литературное направление, к которому принадлежит творчество В. Вулф - __________
3. Соответствие автор и произведение
Сент-Экзюпери | Колыбельная для кошки | ||
Кафка | Мерзкая плоть | ||
Дюрренматт | Ночной полет | ||
Воннегут | Процесс | ||
Физики |
Разработчики:
ПсковГУ каф. лит доцент каф. литературыЕ.В. Сашина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ ___________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты [3]:
____________________ ___________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
[1] В соответствии с ФГОС ВПО занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.
[2] В соответствии с ФГОС ВПО практические занятия, проводимые в интерактивных формах, должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
[3] Экспертами могут являться специалисты со смежных кафедр, и также предприятий и учреждений