Цели и задачи психолого- педагогического пункта




Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Оренбургского района с.Нежинка (далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г.№1014), Приказом Минобразования России от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ», Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010г. №2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», СанПиН 2.4.1.3049-13.

1.2. Настоящее положение определяет организационную структуру, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической пункта и направлено на утверждение статуса психолого- педагогического пункта в Учреждении.

1.3. Под психолого-педагогическим пунктом ДОУ понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителя и специалистов дошкольного образовательного учреждения, ориентированная на психологическое обеспечение воспитательно -образовательного процесса.

1.4. Психолого-педагогический пункт призван обеспечивать сохранение, укрепление здоровья и профилактику нарушений психического здоровья воспитанников, содействовать развитию личности процессу их воспитания, образования и социализации. 1.5. Деятельность психолого-педагогического пункта представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в ДОУ. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагога -психолога, логопеда, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия».

Объектом психолого-педагогической службы ДОУ является процесс воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом – социально-психологические условия успешного воспитания и развития.

1.6. В своей деятельности психолого-педагогический пункт руководствуется Декларацией о правах ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральными законами РФ, указами президента РФ, приказами Минобразования РФ Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.7. Деятельность психолого-педагогического пункта осуществляется: - во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательного учреждения. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости; - в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей. Диагностическая и коррекционная работа проводится только с согласия родителей.

1.8. Общее руководство психолого-педагогическим пунктом осуществляет заведующий Учреждения, методическое руководство – заместитель заведующего.

 

Цели и задачи психолого- педагогического пункта

2.1. Цели:

− содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива к освоению психолого­педагогических основ социализации ребенка;

− помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно­ ориентированного и воспитательно­ образовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей, педагогов и специалистов;

− содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи;

− оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2.2. Основные задачи психолого-педагогического пункта:

− максимальное содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка, формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

− обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития детей;

− изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер;

− профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии;

− оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации их деятельности;

− содействие повышению психологической компетентности педагогов, родителей в решении педагогических задач, в вопросах о закономерностях развития ребенка;

− психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников;

− содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

 

3. Направления деятельности психолого-педагогической службы

3.1 Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями через основные направления.

3.2. Психологическая профилактика: - подбор, разработка, апробация и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

- обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей;

- своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психологического здоровья детей.

3.3. Психологическое просвещение:

- повышение психологической культуры родителей воспитанников и педагогов образовательного учреждения;

- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, желания использовать психологические знания в работе с ребенком и в интересах личностного и профессионального роста педагогов, а также родителей.

3.4. Психологическая диагностика:

- психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в дошкольном учреждении в целях определения уровня формирования и развития познавательных процессов, потенциальных, индивидуальных возможностей и склонностей ребенка, развития эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей и степени адаптации.

- получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;

- определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии детей.

3.5. Психокоррекционная работа:

- активное психокоррекционное воздействие на развитие сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка с учетом его индивидуально-личностных особенностей;

3.6. Психологическое консультирование:

- оказание помощи педагогическому персоналу и родителям (законным представителям) в случаях неадекватного поведения в дезаптации со стороны ребенка, в обеспечении эмоционального благополучия, создании максимально комфортных условий пребывания ребенка в детском саду и домашних условиях

 

4. Организация деятельности психолого-педагогического пункта

4.1. Основное время продуктивной деятельности используется педагогом-психологом на: − психопрофилактическую работу по адаптации детей к условиям ДОУ;

− индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей);

− групповое обследование (диагностика на готовность детей к школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в группе);

− индивидуальные консультации педагогов и родителей по результатам индивидуальных и групповых обследований;

− индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

− групповые коррекционно-развивающие занятия;

− просветительская работа.

4.2. Психологическое просвещение педагогов и родителей через консультации, участие в педсоветах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях ДОУ.

4.3. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения.

4.4. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

4.5. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в учреждении.

4.6. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива.

4.7. Подготовительное время (методические часы) отводятся на организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов).

4.8. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий проводится только с согласия родителей

4.9. Педагог-психолог знакомит педагогов с материалами наблюдений в пределах профессиональной компетенции, а родители (законные представители) информируются о характере методов воспитания, обучения и оздоровления детей индивидуально.

4.10. Сотрудники психолого-педагогического пункта ведут регистрацию всех видов работ в форме записей в журналах установленного образца.

4.11. Результаты работы пункта доводятся в рамках допустимой открытости информации и с учетом принципов конфиденциальности.

 

5. Документация

5.1. Грамотное ведение документации позволяет педагогу - психологу структурировать и систематизировать свою работу.

5.2. Документация:

− годовой план работы педагога-психолога, составленный в соответствии с годовым планом образовательного учреждения;

− планы занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая);

− банк психодиагностических методик;

− результаты психологического обследования;

− индивидуальные карты психологического развития воспитанников;-

− программы коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками,

− журнал регистрации индивидуальных консультаций;

− журнал учета групповых форм работы;

− журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.

− отчеты о деятельности психологического пункта:

- аналитический, статистический отчет за год;

- аналитические справки о проделанной работе;

- результаты психодиагностики (протоколы обследования, заключения, сводные таблицы, рекомендации).

 

6. Кадровое, материально-техническое обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение психолого-педагогического пункта устанавливается в соответствии штатными нормативами, утвержденными управлением образования.

6.2. Деятельность ППП осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.

6.3. Педагог-психолог назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов Учреждения.

6.4. На педагога-психолога распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ.

6.5. Для занятий с педагогом-психологом выделяется специальный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенный специальным оборудованием согласно общим требованиям, предъявляемым к оборудованию психологического кабинета.

7. Права и обязанности сотрудников психолого-педагогического пункта.

7.1. В соответствии с законодательством РФ, педагог-психолог, как и любой специалист психолого-педагогического пункта ДОУ несут персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.

7.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации.

7.3. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической службы обязаны:

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

- повышать свой профессиональный уровень;

- применять современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной работы;

- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;

- знать новейшие научные достижения в области возрастной, педагогической психологии, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

- оказывать необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;

- содействовать развитию психоло-педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей;

- строго соблюдать профессиональную этику не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может принести ущерб ребенку и его семье;

7.4. Участники психолого-педагогического пункта имеют право:

- на создание администрацией образовательного учреждения условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;

- выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы, исходя из общей программы и конкретных условий;

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;

- выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного функционирования психологического пункта;

- участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в оценке эффективности учебно – воспитательных проектов, выступать с обобщением своего опыта в научных, научно – популярных и методических изданиях;

- обращаться с запросами, по согласованию с руководителем Учреждения, в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих; с ходатайствами по вопросам, связанным с помощью воспитанникам; - отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; - на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом «Об образовании» и соответствующими распоряжениями Правительства РФ, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.).

 

8. Ответственность сотрудников психолого-педагогического пункта:

8.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.

8.2. Педагог – психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологического пункта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: