Пенсионный фонд, его назначение. Доходы и направления использования средств фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Это государственный социальный внебюджетный фонд. Цель его создания – управление средствами пенсионного обеспечения. Период создания – 1990-е гг.
Фонд построен по принципу солидарной ответственности поколений. Реализация данного принципа предполагает перераспределение денежных средств во времени и пространстве.
Правовой статус Пенсионного фонда определен в Положении «О пенсионном фонде РФ», утвержденном Верховным советом РСФСР 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное учреждение с 3-хуровневой структурой управления (федеральный, территориальный и местный уровень).
На федеральном уровне – Правление фонда и постоянно действующий орган – исполнительная дирекция.
Функции Пенсионного фонда:
1. аккумулирование средств для пенсионного обеспечения граждан;
2. финансирование предусмотренных законом расходов;
3. организация индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных граждан;
4. контроль за полным и своевременным поступлением средств.
5. участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
К доходам ПФР относятся:
- Страховые взносы на обязательно пенсионное страхование (основной тариф для работодателей до 2010 г.- 14%, с 2010 г. -20%) в том числе
а) на финансирование страховой части пенсий;
б) на финансирование накопительной части пенсий.
- Фиксированный платеж, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями
- Отчисления от минимального налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения (тариф – 60%).
- Штрафные санкции, пени и недоимки.
- Средства Федерального бюджета:
а) на финансирование базовой части трудовой пенсии;
б) на финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
в) на финансирование выплат отдельным категориям граждан.
- Доходы, полученные от размещения временно свободных денежных средств фондов.
- Прочие поступления.
Расходы Пенсионного фонда:
1. Выплата пенсий, в т.ч.:
а) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по инвалидности, социальные пенсии);
б) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые).
2. Выплата дополнительных пенсий (дополнительная надбавка к пенсии осуществляется членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и сотрудникам ядерного оружейного комплекса).
3. Выплаты отдельным категориям граждан в связи с монетизацией льгот (ежемесячные денежные выплаты).
4. Выплата адресной материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, малоимущим пенсионерам.
5. Материально-техническое обеспечение фонда (финансирование текущей деятельности, капитальных вложений и т.д.).
6. Размещение средств пенсионных накоплений и временно свободных средств фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.
Пенсионная реформа: Начало пенсионной реформы принято относить к 1995 г., когда была разработана и принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (первый этап реформы). За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концепции был реализован, в частности осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Вместе с тем в условиях незавершенности намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно изменена.
Фонд социального страхования РФ, его функции. Доходы и расходы фонда.
Фонд социального страхования РФ был создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования России и осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июля 2002 г. № 541).
В «Положении о Фонде» содержится определение Фонда социального страхования РФ как специализированного финансово-кредитного учреждения. Средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Фонд имеет следующие исполнительные органы: центральный аппарат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региональными отделениями.
Основными задачами Фонда являются:
1) обеспечение выплат гарантированных государством пособий:
· по временной нетрудоспособности;
· по беременности и родам;
· единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
· единовременного пособия при рождении ребенка;
· ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· социального пособия на погребение;
· пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
· отчислений от единого социального налога до 2010 г. и страховых взносов в ФСС с 2010 г.;
· отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
· отчислений от единого налога на вмененный доход;
· страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на соответствующий период;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
· ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
· прочих доходов.
В доходах ФСС отчисления от единого социального налога составляли примерно 75%; отчисления от единого налога по упрощенной системе налогообложения – 0,5%; отчисления от единого налога на вмененный доход – 0,5%; страховые взносы субъектов хозяйствования – 21%; средства федерального бюджета – 1,5%; доходы от инвестирования части временно свободных средств – 0,5%.
Средства Фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);
· проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.
Наибольшая часть мобилизованных в ФСС средств используется для выплаты пособий по временной нетрудоспособности – 56%. На ежемесячные страховые выплаты направляется 14%, на пособия по беременности и родам – 8%; на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года – 4%; на пособия при рождении ребенка – 4%; на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 3%.