Устройство и принцип работы двигателя постоянного тока.
Пуск двигателей постоянного тока
Регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока.
КПД двигателя постоянноготока
Вопрос 1. Устройство и принцип работы двигателя постоянного тока
Двигатель постоянного тока - машина постоянного тока, преобразующая электрическую энергию постоянного тока в механическую энергию.
Рис. 1. Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с двухполюсным ротором
Принцип действия двигателя. Устройство работает в режиме электрического двигателя (рис. 2), если к щеткам подвести постоянное напряжение. Под действием напряжения U через щетки, пластины коллектора и виток потечет ток. По закону электромагнитной силы (закон Ампера) взаимодействие тока и магнитного поля В создает силу, которая направлена перпендикулярно току.
Направление силы ампера определяется правилом левой руки (рис. 2): на верхний проводник сила действует вправо, на нижний – влево. Эта пара сил создает вращающий момент М, поворачивающий виток по часовой стрелке. При переходе верхнего проводника в зону южного полюса, а нижнего – в зону северного полюса концы проводников и соединенные с ними коллекторные пластины вступают в контакт со щетками другой полярности.
Рис. 2. Принцип действия двигателя
Направление тока в проводниках витка изменяется на противоположное, а направление сил, момента М и тока во внешней цепи не изменяется. Виток непрерывно будет вращаться в магнитном поле и может приводить во вращение вал рабочего механизма (РМ).
Вопрос 2. Пуск двигателей постоянного тока
|
В начальный момент пуска в ход якорь двигателя неподвижен и противо-эдс равна нулю (Е = 0). При непосредственном включении двигателя в сеть в обмотке якоря будет протекать чрезмерно большой ток Iпуск = U/Rя. Поэтому непосредственное включение в сеть допускается только для двигателей очень малой мощности менее 500 Вт), у которых падение напряжения в якоре представляет относительно большую величину и броски тока не столь велики.
В машинах постоянного тока большой мощности пусковой ток в случае включения двигателя в сеть с номинальным напряжением во много раз превышает номинальный. Для ограничения пускового тока используют пусковые реостаты, включаемые последовательно с якорем двигателя при пуске в ход.
Различают двигатели постоянного тока независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
Широкое применение получили двигатели последовательного и параллельного возбуждения.
Схема (а) и характеристики (б) двигателя параллельного возбуждения
Характеристики двигателей постоянного тока. Рабочие свойства двигателей определяются их рабочими характеристиками, представляющими собой зависимости частоты вращения n, вращающего момента Мэ, потребляемого тока I, мощности P1 и кпд от полезной мощности на валу Р2.
Изменение частоты вращения у двигателя этого типа незначительно и не превышает 5% при изменении нагрузки от нуля до номинальной, т. е. двигатели параллельного возбуждения имеют жесткую скоростную характеристику.
В двигателе последовательного возбуждения магнитный поток не остается постоянным, а резко изменяется с изменением нагрузки, что вызывает значительное изменение частоты вращения. Такой двигатель имеет мягкую скоростную характеристику.
|
Таким образом, характерным свойством двигателей последовательного возбуждения является недопустимость сброса нагрузки, т. е. работы вхолостую или при малых нагрузках.