1. Горнодобывающие отрасли
В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому — хорошая обеспеченность их минеральными ресурсами и общий низкий уровень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.
- добыча угля, железных и марганцевых руд (Индия и Китай),
- олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд),
- бокситов (Индия),
- хромитовых руд (Турция, Филиппины),
- полиметаллических, никелевых и медных руд (Китай, Филиппины, Индонезия и др.),
- калийной соли (Иордания)
- поваренной соли (Индия, Пакистан, Бангладеш)
Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа.
- нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи — страны Западной (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.
2. Обрабатывающая промышленность
Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышленности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность) в основном представлены своими предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе развивающихся стран, добившихся в последнее время значительных успехов в развитии своей экономики (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созданы в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанскии комбинат и др.), Японии и Турции.
а) цветная металлургия
- выплавка олова (Китай, Малайзия, Таиланд)
- выплавка меди (Япония, Индонезия, Филиппины)
- выплавка алюминия (Индия, Япония, Ирак)
- выплавка свинца и цинка (Япония, Китай)
б) машиностроение
- производство бытовой техники, радиоэлектроники лидером является Япония
- автомобилестроение
- судостроение
в) химическая промышленность
- производство минеральных удобрений (прежде всего азотных) Япония, Индия,
- бытовая химия и фармацевтика Китай, нефтепе-
- полимерные материалы рераб. страны
г) текстильная промышленность
- хлопчатобумажная
- производство шелковых тканей
Сельское хозяйство Азии
Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии – сельское хозяйство.
- Главная продовольственная культура Зарубежной Азии — рис. Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япония, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса.
- Вторая по значению зерновая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибрежных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части — яровую пшеницу.
- Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса.
Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит подавляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшеницы, многие ее страны зерно импортируют.
- Хлопчатник и сахарный тростник выращивают почти повсеместно,
- плантации гевеи расположены в Индонезии, Малайзии и Таиланде.
- Подавляющую часть мирового производства чая дают Индия, Китай и Шри-Ланка,
- джута — Индия и Бангладеш.
Экспорт: сои, копры (высушенной мякоти кокосового ореха), кофе, табака, тропических и субтропических фруктов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), чай, хлопок, джут, сахарный тростник, натуральный каучук.
Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира.
- Главные отрасли животноводства — скотоводство и овцеводство
- В странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) — свиноводство.
- В пустынных и высокогорных районах разводят лошадей, верблюдов, яков.
Экспорт: шерсти, шкур и кож.
В приморских странах велико значение рыболовства.
Транспорт
Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исключением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных путей.
В других странах наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, а в Юго-Западной Азии — трубопроводный.
Для внутрирайонных межрайонных перевозок большое значение имеют грунтовые и автомобильные дороги, речные пути. Протяженность и густота железнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не имеют. Международные перевозки в основном осуществляются морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и др.).