Наши эксперименты по крашению




Описанные варианты окраски очень сильно напоминают качественные реакции на флавоноиды (например, кверцитин, катехин, флавононы, аурон, халкон) из банального студенческого практикума по физиологии растений – появление окрашенных комплексных соединений при взаимодействии с солями металлов, тех самых, которые использовались как фиксаторы окраски: солей железа, алюминия (алюмокалиевые квасцы), хрома и меди (медный купорос) и слабыми щелочами (поташ – KCl из обычной золы).

Так может, не стоит спорить и сопоставлять разные варианты описаний: люди красили тем, что росло рядом и с теми фиксаторами (солями), которые были доступны. Конечно же, это соли железа и поташ.

Мы стали проверять почти случайным образом все более-менее распространённый растения, не тратя времени на точное соблюдение описаний и – о радость – почти сразу нашли прекрасные красильные растения на обычных городских пустырях.

Это горец почечуйный (известный и в народной медицине как лекарственное растение, о чём говорит и его название: почечуем называли в народе геморрой). Он даёт серо-голубоватый или почти чёрный цвет (в зависимости от концентрации отвара и длительности выдержки) при фиксации хлоридом двухвалентного железа. Примерно сходные результаты дают многие растения семейства губоцветных.

Серо-зеленоватые оттенки дают крапива, тысячелистник, марьянник дубравный (иван-да-марья). При крашении последним в цветущем состоянии вначале появляется очень красивое голубовато-серое окрашивание, но оно обусловлено наличием антоцианов из цветов и поэтому нестойко.

Чернобыльник и пижма дают коричневато-жёлтый с трёхвалентным железом и светло-кремовый с алюмокалиевыми квасцами.

Багульник болотный и зверобой с квасцами даёт прекрасным лимонный цвет, таволга – чуть более насыщенный жёлтый.

Череда с добавление слабой щёлочи (соды или поташа) даёт розоватое окрашивание. Данный вариант получения розового окрашивания не описан ни в одном из имеющихся руководств

Кора крушины с хромокалиевыми квасцами – более тёмный, красновато-розовый. И так далее…

Вообще не составляет проблемы получение разных оттенков жёлтого (с алюмокалиевыми квасцами) и серо-синего, иногда почти чёрного цветов – с солями двух и трёхвалентного железа. В зимний сезон можно без труда использовать купленные в аптеке растения из тех, что обладают антиоксидатными свойствами: тысячелистник, зверобой, сабельник, бадан и т.д.

Гораздо сложнее с получением красных и розовых оттенков: если не использовать привозную из степных районов марену красильную, из наших растений эти оттенки даёт только крушина с солями хрома и череда с поташом.

Все цвета очень стойкие, не смываются даже при кипячении. Ярче всего прокрашивается шерсть и шёлк, хуже – хлопок и сложнее всего получение насыщенных цветов на льне.

Строгое соблюдение пропорций требуется только при необходимости воспроизвести оттенок, хотя задача эта труднореализуемая и дело не в умениях экспериментатора, а в том, что концентрация фравоноидов в растения одного вида, даже выросших рядом, может сильно варьировать – это описано, например, для анализа лекарственного растительного сырья.

 

Методика растительное окрашивания довольно проста: растительное сырьё кипятят в эмалированой или термостойкой стеклянной посуде, добиваясь вначале исчезновения зелёного цвета (распад хлорофилла), затем появления желтоватого или коричневого цвета отвара, напоминающего цвет палой листвы (это именно флавоноиды ответственны за её окраску). Затем, когда цвет перестанет изменяться, раствор фильтруют, чтоб избежать появления на ткани пятен при соприкосновении ткани с растительными остатками, погружают в него ткань, стараясь избежать складок и кипятят или оставляют на ночь в остывающем горячем растворе. Пропитанную экстрактом растений ткань погружают в раствор фиксатора: соли железа, алюминия или слабо щелочной раствор. Окраска появляется практически сразу. Можно также добавить фиксатор непосредственно в растительный экстракт, в котором вымачивается ткань, но важно сделать это аккуратно, чтоб не получить пятен.

 

Если, наоборот, требуется неравномерность окраски, можно обрызгать вымоченную в растительном отваре и аккуратно разложенную на столе ткань раствором фиксатора. Ки

Этот вариант крашения, в отличие от кубового индиго-крашения, действительно является экологически безопасным и, что вдвойне радостно, воспроизводится даже руками школьников средних и старших классов.

Результаты

За примерно год, в течение которого ведётся эта работа, создано около полутора десятка изделий по заказам реконструкторов и эти вещи уже побывали на летних фестивалях, проведено несколько мастер-классов по реконструкции крашения.

Наиболее сложной была работа по созданию «рубахи кузнеца» по просьбе реконструкторов. Рубаха, исходно пошитая из обычной хлопчатобумажной ткани, должна была казаться более плотной и много лет бывавшей в кузнице – закопчённой и с подпалинами, но при этом без какого-либо повреждения ткани и без использования искусственных красителей.
Использовалось тройное последовательное окрашивание: чернобыльник с фиксацией квасцами, горец почечуйный с FeCl2, затем нанесение пятен при помощи отвара коры дуба с выборочной фиксацией Fe2(SO4)3 из разбрызгивателя.

Те же приёмы крашения мы сейчас используем для создания экопринта – отпечатков растений на ткани, но это тема уже не про реконструкции, а про современные ремёсла

Выводы

1. Для крашения мог и может использоваться очень широкий, почти неограниченный список растений, содержащих флавоноиды. Это почти все зелёные растения средней полосы и севера

2. Наибольшими концентрациями флавоноидов обладают растения, известный своими антиоксидатными свойствами (то есть защищающие клетки от окисления), так что не случайно список лекарственных и красящих растений в весьма значительной спетени совпадают

3. Концентрации флавоноидов могут сильно разливаться в пределах одного вида растений, что может приводить к кажущимися случайными различиям в окраске при одних и тех же условиях крашения

4. Крашение экстрактами растений гораздо менее трудоёмко и гораздо более безопасно экологически, чем кубовое крашение индиго, поэтому его можно рекомендовать для использования в исторической реконструкции и для мастер-классов с подростками по «живой истории»

Литература

1. Р.А. Гильман. Художественная роспись тканей. – М: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2005

2. А. Грищенко, С. В. Кодацкая. Игра цветов или пигменты в нашей жизни / «Биология», №6, 2010

3. Изучение флавоноидов сборов на основе листьев бадана толстолистного. / Федосеева Л. М. и др. «Химия растительного сырья», № 4, 2006, с. 49-54

4. Лебедева Т.С., Сытник К.М. Пигменты растительного мира. – Киев: Наукова думка, 1986.

5. А. Нахлик. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа. / «Материалы и исследования по археологии СССР», № 123, с. 228 – 313

6. Практикум по физиологии растений / Н. Н. Третьяков, Т. В. Карнаухова, Л. А. Паничкин и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990

7. Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. / Методические рекомендации ВХНРЦ - М., 1990

8. Флавоноиды: биохимия, биофизика, медицина / Тараховский Ю. С., Ким Ю. А., Абдрасилов Б. С., Музафаров Е. Н.; [отв. ред. Е.И. Маевский] – Пущино: Sуnchrobook, 2013

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: