Опыт реконструкции традиционного крашения тканей местными (не привозными) природными красителями
Введение
Тема окраски тканей местными природными красителями стоит на пересечении интересов этнографов, реконструкторов и специалистов в области экспериментальной истории, любителей рукоделий и энтузиастов здорового образа жизни (как это не парадоксально).
Проблема в том, что доступных подробного химического для анализа образцов архаичных тканей довольно мало, зато в любом музее нам расскажут, что «наши предки красили корой дуба, отваром ольхи, листьями крапивы», но без упоминания пропорций и фиксаторов окраски, а затем, конечно же, расскажут о кубовом крашении с использованием привозного красителя индиго, получаемого из произрастающего в Индии растения семейства бобовых – Индигосферы красильной (Indigofera Tinctoria). Конечно, окрашенные индиго ярко-синие ткани очень красивы, особенно с кубовой набойкой, когда пропитанные вапой участки оставались светлыми на синем фоне.
Но кубовое крашение – всё же относительно позднее явление – индигосфера в России, а тем более на севере, не растёт, точнее, не росла, да и сейчас её в нашем климате выращивают очень немногие специалисты и в небольших количествах.
Наш интерес к теме начался с желания сделать полевой (с выездом на природу) практикум для школьников, объединяющий историческую и биолого-химическую тематику и это ещё одна причина, почему мы заинтересовались более архаичными, чем процесс с индиго, вариантами крашения. Дело в том, что индиго – не растворимый в воде краситель и для перевода его в растворимую (и при этом неокрашенную) форму используется раствор, содержащий щёлочь – едкий натр (NaOH). Окрашивание появляется уже после вытаскивания тканей из куба (чана с раствором), при окислении на воздухе. Конечно же, выливать отработанный раствор со щёлочью в природу недопустимо, а вдвойне недопустимо учить этому детей!
|
Как и чем красили в старину
Рассуждений и предположений о том, какими именно растениями красили наши предки, осень много в среде любителей исторической реконструкции и мастеров ручного ткачества и гораздо меньше. К сожалению, почти все доступные описания либо очень неконкретны, либо, наоборот, изобилуют подробностями в несколько «шаманском» стиле, включая, например, идеи, что растения следует собирать только при ясной погоде или только рано утром, сушить непременно указанное количество часов или заливать раствором точно заданной температуры. Удивительно, но в большинстве случаев буквальное и тщательное соблюдение указанных рекомендаций не приводило к успеху – получению названного автором рекомендации цвета.
Довольно большой список растений средней полосы и Севера, использовавшихся при крашении тканей, приведён в книге Р.А.Гильмана «Художественная роспись тканей». Среди них – ольха, пихта, крапива, полынь, тысячелистник, щавель, пырей и другие часто встречающиеся растения. Там же приводятся некоторые общие рекомендации по крашению
Подробная информация о химическом анализе тканей, найденных при раскопках на территории Великого Новгорода и датируемых X-XV вв. содержится в статье А. Навик «Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа».
Автор пишет (написание названий соединений сохранено в редакции автора): «14 кусков тканей из новгородских раскопок были подвергнуты анализу с целью определения красителя. Анализы по просьбе автора были произведены в Научно-исследовательском институте текстильной промышленности в Будапеште»
|
Образец | цвет | краситель | вид находки |
Н-58/2860 | коричневый | элаговая кислота | вязаное изделие |
2 Н-58/2851 | темно-коричневый | элаговая кислота | толстые нити утка без основы |
3 Н-58/2837 | черный | элаговая кислота на железной протраве | «специальный» тип |
4 Н-55/10159 | коричневый | хрисин | сукно 1/2 |
5 Н-55/10189 | коричневый | хрисин | ажурная ткань |
Н-55/4699 | коричневый | хрисин | нити |
7 Н-55/10187 | светло-коричневый | эмодин на железной протраве | ткань в мелкий рубчик по основе |
9 Н-55/10126 | коричневый | эмодин | «специальный» тип |
10 Н-55/10165 | зеленый | индиго с неизвестным желтым красителем | зеленое сукно с каймой |
12 Н-55/10138 | коричневый | марена на глиняно-железной протраве | коричневое сукно |
13 Н-55/10147 | коричнево-красный | марена на глиняно-железной протраве | красное сукно |
(Приведён неполный список проанализированных образцов).
Интересно, что большую часть этих веществ можно найти на ресурсах, посвященных медицине и лекарственным растениям – это соединения из группы полифенолов, которые уже довольно давно пытаются использовать как антиоксиданты: вещества, защищающие клетки от ненужного, повреждающего окисления.
Фравоноид хризин (диоксифлавон) встречается в почках тополя, шлемнике (семейство губоцветных) и других растениях.
Эмодин – полифенольное соединение, сходное с ализарином (красящим веществом из марены красильной), встречается в ревене и коре крушины
Эллаговая кислота – ещё один полифенол, встречается в ягодах: морошке, клюкве, бруснике. И действительно, есть описания крашения ягодами тканей в уже относительно недалёком прошлом.
Итак, всё перечисленное – полифенольные соединения! Но ведь их – и, в частности, флавоноидов, десятки типов и они содержатся практически во всех растениях.