Простые позиционные повторы




Повторяющийся компонент (звук, звукосочетание, слово, словосочетание и т.д.) может занимать разные фиксированные позиции в нескольких речевых единицах. Такие повторы принято называть позиционными.

В зависимости от позиции, которую занимают повторяющиеся компоненты в речевых единицах, позиционные повторы обычно делятся на анафору, эпифору, подхват, кольцо, хиазм.

В судебных речах, как показывает материал, наиболее употребимы такие фигуры, как анафора, эпифора, подхват, включение.

3.1 Простые позиционные повторы

- Анафора «Анафора, или единоначатие - повторение сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных строк или строф». (Квятковский 1940: 22) Уже в самом определении имеется указание на «уровневый» характер анафоры, тем более, что далее идет разделение анафоры на фонетическую, лексическую, синтаксическую. (См. Квятковский 1940:22). Об этом говорит и В.П. Москвин, считая, что основой анафоры «могут стать единицы любого из языковых уровней». [Москвин 2000: 83]

Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова указывают, что анафора часто встречается в судебной речи, являясь наиболее распространенным приемом. [Введенская 2002: 136]. Однако исследуемый нами материал показал, что анафора чаще всего отмечена в комплексных повторах как один из повторов, входящих в его состав. (См. комплексные позиционные повторы).

Б. В. Томашевский писал о том, что, исследуя анафорические построения, нужно обращать внимание на то, «поскольку развит каждый член анафоры, насколько аналогична синтаксическая структура во всех членах». [Томашевский 1999: 82] Именно поэтому анализируя анафору, как и все позиционные повторы в целом, рассматривая их как «синтаксические фигуры», в их классификации будем учитывать, что повторяется в определенных позициях: слово, словосочетание, фраза (или часть ее).

На уровне простых повторов анафора - явление в судебных речах довольно редкое, обнаружена в основном лексическая анафора, представленная таким ее типом, как повтор слова в одной и той же грамматической форме.

Причем анафорический повтор слова в одной и той же грамматической форме встретился лишь на уровне II типа, когда слово имеет только одну словоформу.

1) Опять было все забыто! Опять родное сердце ему принадлежит! [Андреевский, 4]

Подобный повтор употребляется в функции усиления признака действия. Отмечен случай, когда анафорический повтор манифестирует два значения многозначного слова, усиливая таким образом второе значение, чему способствует наличие частицы и.

2) Здесь явился старший доктор, и здесь были предложены в первый раз вопросы о том, каким образом случилось известное вам происшествие [Арсеньев, 11].

 

 

27)

 

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены «Генеральным регламентом» Петра 1 (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Основная цель деловой беседы - убедить партнера принять ваши конкретные предложения. Задачами беседы выступает получение служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности. По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные, т. е. с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей. Деловые беседы могут проводиться в кабинете, на рабочем месте, в столовой, ресторане, во время прогулки, дружеского застолья и т. д. По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по должности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т. п.;организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие,посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и др. Особо следует выделить деловые беседы во время приема посетителей. Рассмотрим подробнее некоторые из этих видов деловых бесед. Кадровые беседы. Правильный подбор и расстановка кадров оказывает решающее влияние на эффективность работы любой организационной структуры. Важное место в решении кадровых вопросов отводится деловым беседам. которые позволяют руководителю лучше понять и оценить сотрудника или претендента на должность, помогают составить о нем мнение, выявить его слабые и сильные стороны, сформировать собственную позицию для принятия решения. Особое значение эти беседы приобретают при приеме на работу. Обычно их называют собеседованиями. Существуют определенные методики проведения таких собеседований. Так, например, А. А. Романов в книге «Грамматика деловых бесед» пишет: «В сущности любое собеседование при найме на работу сводится к восьми основным (стержневым, базовым) вопросам и соответствующим ответам наних». Автор называет и характеризует следующие вопросы:

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад.

Диалогические виды: деловой разговор (кратковременный контакт, преимущественно на одну тему), деловая беседа (продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений), переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу), интервью, дискуссия, совещание, пресс-конференция.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телœефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - ϶ᴛᴏ многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделœено на:

- материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

- когнитивное - обмен знаниями;

- мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

- деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно делœение на:

- непосредственное общение, осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

- опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий;

- прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

- косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Наиболее распространенной формой общения считается беседа. В «Словаре современного русского литературного языка» даются следующие значения слова беседа: 1) Разговор (обычно продолжительный); обмен мнениями. Дружеская, задушевная беседа. // Официальный разговор с кем-либо. Беседа с лечащим врачом. // Предназначенный для печати, передачи по радио, телœевидению и т.п. разговор, обмен мнениями журналиста с кем-либо; интервью. Беседа корреспондента с главой делœегации; 2) Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанные на обмен мнениями между присутствующими, выяснение каких-либо вопросов. // О популярной лекции, передаваемой по радио, телœевидению, или о научно-популярной статье в газете, журнале.

По сфере использования беседы условно делят на бытовые, связанные с нашей повсœедневной жизнью, с решением домашних вопросов, и деловые. Под деловой беседой принято понимать межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные, ᴛ.ᴇ. с соблюдением и без соблюдения определœенных правили формальностей. Деловые беседы могут проводится в кабинœете, на рабочем месте, в столовой, ресторане, во время прогулки, дружеского застолья и т.д.

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по должности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.п.; организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие, посвященные выработке концепции того или иного проекта͵ задания и др.

 

27) Деловая беседа – это процесс коммуникации деловых партнеров, исполняющих свои социальные роли, состоящий из монологов и диалогов.

. Беседы различаются как по форме, так и по содержанию.

. По форме выделяют:

. · Беседы равных (по положению) партнеров, коллег (например, адвоката с адвокатом);

. · Беседы неравных (например, руководитель и подчиненный).

. По содержанию беседы различают такие их типы:

. · Беседа-собеседование (связана с наймом или увольнением персонала);

. · Беседа-поручение (связана с поручением производственного задания);

. · Беседа-анализ (связана с разрешением конфликтной ситуации и других производственных проблем);

. · Беседа-воспитание (проводиться с целью повышения уровня дисциплины);

. · Беседа-просвещение (подготавливает персонал к внедрению инноваций);

. · Неформальная беседа (проводиться с целью улучшения психологического климата коллектива).

. 1. Начало перспективных мероприятий и процессов.

. 2. Контроль и координирование начатых мероприятий и процессов.

. 3. Обмен информацией.

. 4. Взаимное общение работников из одной деловой среды.

. 5. Поддержание деловых контактов на уровне предприятий, объединений и государств.

. 6. Поиски, выдвижение и оперативная разработка новых идей и замыслов.

. 7. Стимулирование движения человеческой мысли в новых направлениях.

. Чтобы в полной мере реализовать функции деловой беседы при ее проведении, целесообразно руководствоваться определенными принципами, носящими универсальный характер.

. 1. Привлечь внимание собеседника (начало беседы).

. Часто решающее воздействие на желание или нежелание собеседника продолжить разговор оказывают несколько первых предложений. Это должны быть ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения.

. Логичная последовательность обращений в начале беседы предполагает точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, инициатора беседы, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление последовательности рассмотрения вопросов.

. Рекомендуются такие основные приемы для начала беседы:

. • снятие напряженности — придание началу беседы неформального и личностного аспекта;

. • метод "зацепки" — увязка с содержанием какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдотичного случая или необычного вопроса;

. • метод стимулирования игры воображения — постановка множества вопросов по ряду проблем, которые выносятся на беседу

. • метод прямого подхода — непосредственный переход к делу без какого-либо подхода.

 

 

. 2. Пробудить в собеседнике заинтересованность (передача информации).

. Основными средствами реализации этого принципа при передаче информации являются постановка вопросов (закрытых, открытых, риторических, вопросов по размышлению, переломных); выслушивание (концентрация на теме собеседника и на собеседнике, стимул для аргументов: хороший слушатель — значит дельный человек); изучение реакций собеседника (наблюдение, поддержание визуального контакта); передача информации собеседнику (применение искусства дипломатии, создание предпосылок для аргументации).

. Полнее реализовать этот принцип помогут такие рекомендации:

. • при передаче собеседнику информации используйте его "язык", чтобы избежать искажений сообщения и быть правильно понятым;

. • начинайте передачу информации с "Вы-подхода", т. е. выдвижения на первый план собеседника, его спонтанной информации, его задач и проблем;

. • компенсируйте предубеждения собеседника как можно более полными объяснениями и дополнительной специальной информацией;

. • постоянно помните об ограниченности, несовершенстве, неясности и неточности речи и неадекватности понимания проблем собеседником;

. • дайте собеседнику возможность показать, что он знает;

. • максимально заинтересуйте собеседника в беседе и в получении вашей информации.

. 3. Детальное и убедительное обоснование (аргументация).

. В ходе аргументации необработанные и неупорядоченные идеи (доводы) по определенной проблеме увязываются логически, им придается форма, они "оснащаются" необходимой "пробивной силой" для преподнесения собеседнику в подходящий момент.

 

 

. Для достижения успеха в беседе рекомендуется придерживаться некоторых правил аргументации:

. • следует оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

. • темп и способы аргументирования следует выбирать с учетом особенностей характера и привычек собеседника;

. • аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;

. • необходимо избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих восприятие сказанного, однако речь должна быть образной, а доводы — наглядными.

. 4. Выявить интересы и устранить сомнения собеседника (нейтрализация, опровержение замечаний).

. Общим подходом к реализации этого принципа может служить понимание, что замечание не является препятствием для беседы. Скорее, наоборот, в нем выражаются желания и проблемы собеседника, а также его заинтересованность в этой беседе.

. Причины возникновения замечаний могут быть различными: защитная реакция; спортивная позиция; разыгрывание роли; иной подход к проблеме; несогласие; тактические соображения. В ходе нейтрализации замечаний реализуются такие задачи:

. • разграничение отдельных возражений по субъектам, объектам, месту, времени и последствиям;

. • приемлемое объяснение высказанных или невысказанных возражений;

. • нейтрализация замечаний собеседника или, если для этого есть

. возможность, опровержение возражений собеседника. Логическая структура опровержения замечаний может иметь такой вид:

. • локализация — точное определение замечаний и ограничение ответа во времени, пространстве и сфере влияния;

. • анализ замечаний;

. • обнаружение настоящей причины;

. • выбор тактики — как лучше всего высказать свои замечания собеседнику и когда отвечать на замечание;

. • выбор метода;

. • оперативное опровержение замечаний — когда лучше всего отвечать на замечание (до того, как оно высказано; сразу после его высказывания; позднее или никогда).

. 5. Преобразование интересов собеседника в окончательное решение (принятие решения).

. Реализации этого принципа служат все приведенные ранее этапы деловой беседы, однако максимальная нагрузка по его воплощению ложится на завершающий этап — окончание беседы. На этом этапе решаются такие задачи:

. • достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;

. • обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;

 

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: