POLITICAL AND LEGAL REGIME IN MODERN RUSSIA: THEORY AND PRACTICE




ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Федоров Алексей Александрович

студент 4 курса кафедры Уголовного права и Криминологии

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

 

Научный руководитель: Навальный Сергей Викторович

к.ю.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

 

Аннотация: В статье анализируется политико-правовая система в современной России. Рассматриваются некоторые проблемы политических режимов. Выделены особенности политико-правового режима в современной России.

Ключевые слова: право, государство, власть, политический режим, общество, государство, законность, политика, демократия.

 

 

POLITICAL AND LEGAL REGIME IN MODERN RUSSIA: THEORY AND PRACTICE

 

Fedorov Alexey Alexandrovich

4th year student departments of Criminal law and criminology

FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU

Russia, Krasnoyarsk

 

Scientific supervisor: Navalny Sergey Viktorovich

PhD in law, associate Professor of the Department of Theory and history of state and law

FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU

Russia, Krasnoyarsk

 

Annotation: the article analyzes the political and legal system in modern Russia. Some problems of political regimes are considered. The features of the political and legal regime in modern Russia are highlighted.

Key words: law, state, power, political regime, society, state, legality, politics, democracy.

 

 

Как показывает практика, вопросы, связанные с проблемами политической жизни государства и общества, на сегодняшний день относятся к особо актуальным. Как следует из курса теории государства и права дискуссии на такие темы возникают как в научном сообществе, так и среди обычных граждан.

Так, в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации 1993 года – Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Как известно, человек и его права являются высшей ценностью государства, а единственным источником власти считается народ, который путем голосования на выборах, а также референдумах изъявляет свою волю. Однако на наш взгляд, о политико-правовом режиме страны не стоит судить по тому, что указано и провозглашено в Конституции, поскольку следует сопоставить положения основного закона страны с действительностью.

Из вышеизложенного следует, что данная тема весьма актуальна в настоящее время, поскольку процесс формирования российского государства далек от своего завершения. Важно отметить, что будущее российского общества зависит непосредственно от того, в каких формах и какими способами будет исполняться государственная власть, осуществляемая правящей партией.

Изучение научной литературы по указанной теме позволяет отметить, что политико-правовой режим современной России может быть охарактеризован непосредственно как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами, а также элементами политического корпоративизма. Многие ученые и правоведы называют сложившуюся систему «режимно-государственной», поскольку именно в данной системе в центре режима находится президент с рядом своих полномочий. Данный режим политологи называют переходным, либо же гибридным. Особенностями данной системы считаются несовпадение интересов общества и государства.

Однако, невозможно оставить без внимания тот факт, что современный политико-правовой режим в Российской Федерации еще не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти, а также ее ответственность перед обществом и соответственно наличие действенного общественного контроля за властью.

Современное государство может соответствовать характеристике демократического исключительно в условиях сформировавшегося гражданского общества и правового государства. В России до сих пор не сформирован массовый средний класс, также можно сказать, что нет как таковых самостоятельных влиятельных (в том числе и оппозиционных) партий и независимого от власти местного самоуправления, а перспективы трансформации авторитарно-олигархической системы в демократическое общество во многом зависят от наличия в самой правящей элите демократического лобби и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».

Отметим, что демократизация нашего государства, а также ее теоретические концепции, и соответственно реальная практика, как правило, предполагают необходимость анализа модификации политико-правового режима страны. Данная тема должна быть рассмотрена в качестве одного из существенных критериев соотношения государства и общества. Все это можно аргументировать следующим:

Во-первых, одной из наиболее важных характеристик современного государства (в частности российского) считается политический режим, поскольку стремление к достижению всенародной демократии (как одного из видов политического режима) наблюдается у большинства цивилизованных стран мира;

Во-вторых, российское государство со времен начала своего широкомасштабного реформирования подвергло политический режим кардинальным изменениям;

В-третьих, политико-правовой режим государственности является одним из наиболее качественных критериев, который позволяет анализировать наиболее реальное состояние соотношения государства и общества [2, с.104].

Как видно из различной современной юридической литературы, политико-правовой режим принято рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. При характеристике политического режима в узком смысле он определяется как «совокупность приемов и способов государственного руководства», а в широком смысле – это «уровень гарантированности политических свобод личности и демократических прав, а также степень соответствия конституционных и правовых форм политическим реальностям, характер отношения властных структур непосредственно к правовым основам общественной и государственной жизни». Говоря иными словами, в широком смысле политико-правовой режим определяется как реальное состояние соотношения государства и общества. Данное понимание правового режима считается перспективным в юридической науке.

В зависимости от уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина устанавливается структура взаимодействия государства и общества [3, с. 280]. Отметим, что в тех странах, где официально закреплены жесткие гарантии прав и свобод, взаимодействие данных систем осуществляется исключительно на равноправной и договорной основе (как правило, в качестве договора выступает непосредственно конституция либо же документ, равный ей по юридической силе).

Если рассматривать характер отношений властных структур непосредственно к правовым основам общественной и государственной жизни, то следует сделать вывод о том, какую деятельность государство проводит непосредственно в лице своих представителей с целью совершенствования механизма политико-правового режима для общественности в целом.

Итак, политико-правовой режим – это сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений: авторитарности (односторонней властности, безоговорочном, безусловном подчинении нормативно-правовым актам, жесткой дисциплине и ответственности) и демократизма (равноправия сторон, их соглашения, свобода выбора и самоуправление) [4, с.137].

Из изученного материала следует, что в настоящее время нельзя однозначно утверждать то, что не существует режимов, которые полностью лишены форм реализации одного принципа, а также построены непосредственно на формах реализации лишь другого. Политико-правовой режим нашего государства в качестве критерия реального состояния соотношения государства и общества характеризуется исключительно подчинением государству всех общественных процессов, а значит и неспособностью общественности противостоять тоталитарным методам управления государством. Исходя из этого следует отметить, что у большинства населения практически отсутствует гражданское самосознание [5, с.190].

В данном контексте считаем целесообразным отметить признаки правовых режимов: во-первых, правовые режимы установлены исключительно законодательством, а также обеспечиваются принужденно путем применения императивного метода; во-вторых, каждая сфера общественных отношений регламентируется особым образом; в-третьих, это так скажем «конечный результат либо же правовой климат, который сложился в обществе».

Политико-правовой режим современного российского государства «парализует» политическую активность общества, государственные и общественные структуры соединены в единое целое, подчинена власть партийно-номенклатурной верхушки.

Итак, в завершении настоящего исследования необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации 1993 года открывала возможность для утверждения в нашем государстве демократического политико-правового режима. Соответственно, личность наделена широкими правами, а также свободами (в частности естественными и неотчуждаемыми) [6, с.290].

Признается политическое и идеологическое многообразие, которое в свою очередь подкреплено частной собственностью. Усилена судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и иных участников общественных отношений (ст. ст. 2,3,12,17-66 Основного закона РФ) [1].

Несмотря на все вышеуказанное следует отметить, что существуют недостатки в реализации самого права. Современная Россия оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, а другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму.

Таким образом, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо изменить политику в интересах широких слоев, а соответственно, осуществить подлинную демократию во всех сферах жизни общества, то есть осуществить народовластие в полном смысле этого слова, а не только формально.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: