190. Техническое состояние робототехнических средств, вспомогательной техники и робототехнического имущества (далее - РТС) должно соответствовать требованиям технической документации завода-изготовителя. Работа РТС обеспечивается операторами и техниками, назначенными из числа работников подразделения (далее - обслуживающий персонал), ответственных за исправное и безопасное состояние закрепленных за ними РТС и дополнительного оборудования.
191. К работе с РТС допускается обслуживающий персонал, прошедший обучение и имеющий удостоверение на право управления и работы с РТС.
192. С целью постоянного содержания РТС в исправном состоянии и обеспечения их безопасной эксплуатации приказом начальника подразделения назначается обслуживающий персонал и лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасной эксплуатацией РТС (имеющее соответствующую подготовку).
193. РТС применяются в соответствии с назначением, указанным в технической документации завода-изготовителя. При работе с использованием дополнительного оборудования, не входящего в состав РТС, соблюдаются требования охраны труда, изложенные в соответствующих инструкциях по эксплуатации завода-изготовителя.
194. Запрещается производить какие-либо изменения, дополнения или модернизацию РТС, которые могут повлиять на их безопасную эксплуатацию.
195. На каждый вид РТС, эксплуатирующихся в подразделении, разрабатывается инструкция по охране труда согласно технической документации завода-изготовителя.
196. Эксплуатация РТС разрешается только в том случае, если все устройства, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала, функционируют в полном объеме, а все приспособления и защитные устройства установлены на свои места и закреплены в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.
197. При эксплуатации РТС соблюдаются следующие требования:
эксплуатация РТС производится квалифицированным и обученным обслуживающим персоналом;
РТС устанавливается на горизонтальной площадке с твердым покрытием;
при запуске двигателя все элементы управления устанавливаются в нейтральное положение;
после запуска двигателя РТС проверяется правильность функционирования всех приборов;
запрещается рывковое (или резкое) движение РТС во избежание опрокидывания;
запрещается превышение максимального угла наклона больше 300;
в случае опасности разрушения крыш, зданий или элементов конструкций тоннелей необходимо постоянно использовать дистанционное управление и сохранять безопасное расстояние от них;
во избежание несанкционированного запуска РТС пульты управления находятся в закрытых от доступа посторонних лиц помещениях или шкафах;
заправка топливом и специальными жидкостями осуществляется при неработающем двигателе РТС;
перед проведением одновременной эксплуатации нескольких РТС необходимо убедиться в невозможности перекрестного срабатывания их систем от пультов управления;
работы по дегазации и дезактивации выполняются в специальных костюмах и в соответствии с технической документацией завода-изготовителя;
не допускается нахождение посторонних лиц в рабочей зоне РТС.
198. При эксплуатации РТС учитываются следующие ограничения, препятствующие их эксплуатации:
не допускается транспортировка людей, если это не предусмотрено конструкцией РТС;
при движении РТС не допускается наезд на кабель (при управлении по кабелю);
запрещается разворачивать РТС на крутых косогорах, в ямах, рвах;
запрещается использование манипулятора для перемещения грузов без отрыва от поверхности рабочей площадки;
при перемещении груза движение через пороговые или другие виды препятствий следует избегать;
подготовку инженерного, пожарного оборудования недопустимо проводить во время его движения или в неустойчивом положении.
199. В целях обеспечения объективного контроля за работой и состоянием РТС в условиях сильного задымления и (или) загромождения зоны чрезвычайных ситуаций задействуются по возможности две и более единицы РТС.
При направлении к месту работы и наличии опасных факторов для жизни и здоровья работников, управление одной единицей РТС осуществляют не менее 3 человек, обеспеченных соответствующими средствами индивидуальной защиты в зависимости от складывающейся обстановки.
200. При транспортировке РТС соблюдаются следующие требования:
после каждой эксплуатации необходимо выполнять предписанные заводом-изготовителем регламентные работы, очищать гусеницы (колеса) и вспомогательное оборудование;
при погрузке (разгрузке) на транспортное средство необходимо пользоваться технической документацией завода-изготовителя по такелажным работам соответствующего транспортного средства;
при выполнении такелажных работ запрещается нахождение под грузом;
РТС должно быть надежно закреплено на транспортном средстве с помощью штатных крепежных приспособлений для предотвращения его смещения при транспортировке;
РТС должно транспортироваться к месту применения и хранения в транспортном положении.
201. Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание РТС возлагается на начальников подразделений, которые обязаны обеспечить проведение технического обслуживания согласно требованиям эксплуатационных документов.
202. Виды, периодичность и перечни основных операций технического обслуживания и эксплуатационных испытаний РТС устанавливаются эксплуатационными документами.
203. Эксплуатационные испытания проводятся перед постановкой РТС на дежурство и периодически в процессе их эксплуатации. Порядок и сроки проведения испытаний должны соответствовать требованиям эксплуатационных документов РТС.