Роль библиотек в популяризации патриотизма Алексея Югова




«Нам русская земля, как младенец для матери». (1,с.9)

 

Подрастает новое поколение детей XXI в. Для них Великая Отечественная война, а тем более война России с интервентами и белобандитами – это очень далёкая история. Но историю своей страны надо знать и ради будущего ничего не забывать. В сохранении памяти поколений литература о войне всегда была одним из источников, который формировал историческое сознание и чувство патриотизма.

Многообразная деятельность библиотек неразрывно связана с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием. Основная задача деятельности библиотеки – формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение детей к чтению, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т.е. воспитание патриота.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

1.Полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах).

2.Имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству.

3.Этнический патриотизм (национализм) — в основании имеет чувства любви к своему этносу.

4.Государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству (9), например «царской Империи» с её дворянством, кадетством и нищетой, «Российской Федерации» с её триколором, поднятым в 1991г. представителями пятой колонны по уничтожению СССР (до этого был флагом Временного правительства, бандформирований Колчака и Деникина, гитлеровской РОА Власова).

5.Квасной патриотизм ( ура-патриотизм ) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу. Особенно проявлялся в царской России во время 1 мировой войны и проявляется в РФ.

6. Истинный патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине и своему народу, языку, традициям, природе, местности. Это - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить её интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и единение себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. «Патриотизм - это любовь к своему, национализм - ненависть к чужому». В условиях кризиса патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Патриотизм начинается с любви и уважения к культуре своего народа.

“Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” (8,с. 482).

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е.Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…”.

Патриотическое воспитание – это необходимая систематическая и целенаправленная деятельность библиотеки (являющейся хранилищем мудрости человечества) по формированию у юношей и девушек высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению своего долга по её защите. Это сложная система социально-педагогической деятельности связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, формированием и развитием духовно-нравственной личности, любящей свою Родину, защищающей её интересы, сохраняющей и преумножающей лучшие традиции своего народа. (7).

Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идеи служения Родине, способности к её вооружённой защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе, сохранение и приумножение славных боевых и чекистских традиций. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Всё это даёт богатый материал для реализации высоких целей патриотического воспитания молодёжи, которое столь актуально сегодня.

Без уважения к прошлому нельзя воспитать патриота. А прошлое познаётся через чтение исторических книг, в том числе.

Среди достижений русской литературы находятся патриотические произведения нашего земляка Алексея Кузьмича Югова.

«Война, как я уже отметил, возбудила жгучий интерес к истории; её вопрошали миллионы не из праздного любопытства, а с вполне точной целью – полнее и глубже понять огненный вихрь современности, предугадать то, что ещё скрыто», – писал Е.Осетров в предисловии к «Страшному суду» А.К.Югова (1,с.5-6).

В эпопее «Ратоборцы А.Юговым изображены «Даниил Галицкий и Александр Невский – воины, правители, дипломаты, патриоты вызывавшие восхищение современников и восторг потомков. Они были образцом, им старались подражать в последующих поколениях». (1,с.6) В романе «Бессмертие» Алексей Кузьмич пишет о самоотверженной работе молодого врача на прииске южно-енисейской тайги. Также Югов описал патриотизм К.А.Тимирязева и И.П.Павлова. Роман «На большой реке» показывает трудовой героизм строителей ГЭС на Волге. О борьбе России с интервентами и белобандитами Колчака, о неизбежном справедливом возмездии всем подлецам и предателям Родины рассказывает роман-дилогия А.К.Югова «Страшный суд». Это произведение должно являться настольной книгой каждого патриота России!

Также не помешает на столе патриотам книга А.К.Югова «Дума о русском языке», борющаяся за богатство и чистоту русского языка.

«В течение последних 10 лет в нашей стране практически не говорилось о патриотизме, а если это слово и использовалось, то только в отрицательном плане. Два, а то и три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, атмосфере ориентации на западный образ жизни без учёта ментальности народа. Даже само слово «воспитание» было исключено из лексикона учёных, педагогов. Только с 1999 г. Министерство образования РФ вернуло в школьный обиход понятия воспитания и патриотизма» (6).

Теперь задача библиотек, используя фонды книг, аудио-, видео-документы рассказать читателям о мужестве наших дедов и отцов, о нашем прошлом, о нашей памяти и о нашем долге, популяризировать патриотизм Алексея Кузьмича Югова.

В целях развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи РФ, чтобы на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества в периоды системных кризисов капитализма, упрочению единства и дружбы народов России, основными задачами при популяризации творчества А.К.Югова являются:

-формирование сознания детей и молодёжи РФ на основе культурно-исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну («Ратоборцы», «Страшный суд»);

-формирование у молодёжи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите интересов Родины («Бессмертие», «На большой реке»);

-развитие многовековых духовных традиций Родины, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и справедливости, сохранение и приумножение лучших боевых и трудовых традиций («Дума о русском языке»);

-содействие органам власти России, общественным объединениям в патриотическом воспитании детей и молодёжи России в духе преданности и любви к своей Родине.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пелёнок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Воспитание патриотизма - очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова Родина и Мать часто употребляют как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врождёнными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Что бы ни делала библиотека, главная её цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни лучших людей Родины (5,с.249) (3).

Впереди 93 годовщина (с 13 на 14 августа 1919г.) освобождения Кургана от интервентов и белобандитов (2, с.108-109), и нужно уже сейчас продумать все мероприятия, посвящённые этой знаменательной дате. Работа эта не из лёгких, но надо сделать все необходимое, чтобы истоки, героев и итоги той борьбы – описанной А.К.Юговым - навсегда запомнило молодое поколения РФ, чтило и уважало их подвиг, помнило нашу историю и передавало её из поколения в поколение. (4 ) И чтобы подводя итог своей жизни, любой человек мог отнести к себе слова о Шатрове: «…что касается трудов для отечества, так Шатров твой и перед тем Страшным Судом спокойно предстанет, да и перед земным страшным судом – народа русского». (1,с.27)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: