Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а д а н и я н а р а з в и т и е внимания и умения распознавать и изображать геометрические фигуры.
– Достаньте из конверта несколько кругов, треугольников и квадратов.
– Составьте из них пары разных фигур. Сравните с образцом.
2. З а д а н и е н а р а з в и т и е в н и м а н и я и п а м я т и.
– Нарисуйте справа по точкам такую же лесенку, как и слева.
3. З а д а ч а в с т и х а х.
Я, Сережа, коля, Ванда –
Волейбольная команда,
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
И когда подучатся,
Сколько нас получится?
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– Как называются данные фигуры? (Линии.)
– Сравните линии. Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Сегодня на уроке познакомимся с пересекающимися линиями.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 28).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите рисунки. Что здесь нарисовано? (Перекресток.)
– Что такое «перекресток»?
– Объясните фразу «пути пересекаются».
– Покажите с помощью линий предлагаемый путь автомобилей.
– В каком случае может произойти столкновение автомобилей? Покажите фишкой тот рисунок, на котором их пути пересекаются.
Для большей наглядности учитель может организовать с детьми игровую ситуацию, в которой учащиеся будут исполнять роль автомобилей.
З а д а н и е № 2.
– Что нарисовано на чертеже? (Прямые линии.)
– Как можно построить прямую линию?
– На данной прямой через точку проведите еще одну прямую с помощью линейки.
– Как можно назвать эти прямые? (Пересекающиеся прямые линии.)
– Как можно назвать эту точку? (Точка пересечения двух прямых.)
– Проведите еще одну прямую с помощью линейки через эту точку пересечения.
Вывод: через данную точку можно провести сколько угодно прямых линий.
З а д а н и е № 3.
В данном задании предлагается рассмотреть ситуацию с пересекающимися линиями на примере кривых линий (точки касания намеренно не рассматриваются).
– Рассмотрите чертежи. Какие линии здесь изображены? (Кривые линии.)
– Как можно построить кривые линии?
– Линии какого цвета пересекаются? (Красная и синяя; желтая и зеленая линии.)
– Поставьте фишки на точки пересечения.
– Сколько точек пересечения имеют данные кривые пересекающиеся линии на каждом чертеже?
Для первой пары пересекающихся кривых имеется одна точка пересечения, и этим ситуация напоминает ту, которая имела место для двух прямых, а для другой пары пересекающихся кривых таких точек несколько, что демонстрирует отличие прямых и кривых линий.
Вывод: у прямых пересекающихся линий может быть только одна точка пересечения. У кривых пересекающихся линий может быть несколько точек пересечения.
П р и м е ч а н и е. Если вопрос о точке касания все же возникнет, то следует объяснить учащимся (с применением наглядности), что общей точкой двух кривых линий может быть и точка касания как особый случай точки пересечения.
а) б)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
(Ответ: 1.)
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 17).
З а д а н и е № 1.
Ч е р т е ж:
– Какие линии изображены на чертеже? (Прямые и кривые пересекающиеся линии.)
– Отметьте все точки пересечения на этом чертеже.
З а д а н и е № 2.
Учащиеся выполняют построения и получают ч е р т е ж:
– Отметьте получившиеся точки пересечения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Фронтальная работа.
1. Р а б о т а п о ч е р т е ж а м.
– Рассмотрите чертежи. Сколько на каждом чертеже:
а) | o прямых; o точек пересечения? | |
б) | o прямых; o отрезков; o точек пересечения? | |
в) | o прямых; o отрезков; o точек пересечения? | |
г) | o прямых; o отрезков; o точек пересечения? |
– Какие из чертежей можно рассматривать как одну ломаную?
2. З а д а н и е.
– Сделайте модель ломаной из нитки, шнурка, проволоки. Из чего удобнее делать модель ломаной?
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое точка пересечения?
– Какие линии называют пересекающимися?