Сопротивления - важнейший и излюбленный фокус внимания гештальт-терапевтов. Приоритетным в Гештальте является осознание и связанное с ним расширение свободы выборов. В отличие от аналитиков и бихевиористов гештальт-терапевтам вовсе нет нужды заботиться, чтобы клиент с сопротивлением «расправился». Достаточно, чтобы он «разобрался» - осознал; дальше - его дело. Сопротивление — самая подходящая мишень, оно прямо выводит нас в центр неосознаваемого конфликта. Гештальт-терапевты ищут повторы сопротивлений в разных аспектах жизни и отношений клиента. Постепенно становятся доступны не только ситуативные сопротивления, снижающие уровень присутствия в сеансе, но и те, что обусловливают жизненную позицию.
Чтобы сопротивления стали доступнее для осознания, мы заинтересованы сделать их как можно более заметными, выпуклыми, стараемся привлечь внимание клиента к его сопротивлениям (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005):
- говорим, что, как нам кажется, мы заметили из повторов;
- выступаем в роли зеркала, отражающего характерную повторяющуюся позу;
- просим проговорить повторяющиеся фразы еще и еще раз, чтоб клиент услышал сам себя;
- помогаем организовать, прожить и рассмотреть сам феномен, который выступает как сопротивление: выстроить тупик, пребывать в растерянности, испытывать смущение и стыд;
- разыгрываем самые трудные ситуации из жизни клиента (ведь именно там сопротивления наиболее сильные);
- предлагаем замедлиться там, где клиент хочет «быстренько проскочить» опасное место.
Все описанные ниже типы сопротивления (конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, профлексия, эготизм, девалидизация) характерны для любого «нормального» организма. Кроме того, трудно выделить «чистые типы», однако можно говорить об акцентуированности, т.е. о наиболее характерном для человека типе сопротивления. При этом эффективность творческого приспособления зависит от степени гибкости изменения одного механизма сопротивления на другой и уместности данного конкретного способа в данной конкретной ситуации (Долгополов Н.Б., 1994).
|
Конфлуэнция. Прямой перевод термина - слияние. Для того чтобы фигура могла образоваться, она должна выделиться из фона. Этот процесс может нарушаться, если человеку трудно «опознать» и выделить одно из своих переживаний как главное или невозможно обособить себя от других людей. В первом случае говорят о конфлуэнции I рода, а во втором — о конфлуэнции II рода.
Признаками конфлуэнции I рода будет не замечание очевидно присутствующих в поле восприятия фигур, как правило, связанных с какими-то травматическими переживаниями, или обилие расплывчатых, аморфных ответов на вопросы об актуальном состоянии. Этот вид сопротивления дает человеку возможность чего-то не осознавать, во что-то не погружаться: например, в тяжелые травматические переживания. Другим бонусом может быть отказ от ответственности за свои переживания и действия. Наконец, конфлуэнция I рода дает иногда просто «право на отдых»; не замечать соблазняющих и искушающих «голосов» извне и изнутри может оказаться проще, чем листать «меню возможностей».
В случае конфлуэнции II рода речь идет о слиянии человека с другими людьми. Тогда можно легко принять чужие переживания или желания за собственные.
|
Слияние I или II рода, так же как и остальные виды сопротивлений, могут носить вполне здоровый характер. Человек находится в нормальной конфлуэнции со своими воспоминаниями, с языком, на котором он говорит. Младенец с матерью состоят в физиологической конфлуэнции. Без конфлуэнции уйдет самая сладостная часть влюбленности. Истинные смирение и покорность - отголоски слов «на все воля Божья» - и никакой тебе ответственности за свое бытие-в-мире.
Цена «небольшая»: зависимость, невозможность развиваться, отказ от свободы воли.
Признаки, благодаря которым можно заподозрить конфлуэнцию II рода (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005):
- использование местоимения «мы», вместо местоимений «я» и «вы»;
- неоднократные попытки прийти к «негласному соглашению» с терапевтом, типа: «вы, как женщина, конечно, меня понимаете», «как всякий разумный человек, я, естественно... и вы, конечно...».
Что касается терапевтической проработки при конфлуэнции II рода, то важно помнить, что сходство, близость - здесь фигура номер один; различия игнорируются. Мы заинтересованы сделать их более заметными. Если есть «мы», то невредно узнать, о ком идет речь. Человек должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми. Вопросы типа «Что вы сейчас чувствуете?» или «Чего бы вы хотели сейчас?» – могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится разговор о собственных потребностях и желаниях сначала с терапевтом, а затем, возможно, и тем человеком, с которым связаны его ожидания. Обращаясь к своим потребностям и проговаривая их, человек может понять, чего же он хочет на самом деле и найти способы достичь желаемого (Тарасов В.И., 1999).
|
Интроекция — это механизм, посредством которою человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т. д. от другого человека без «переваривания» этого материала. Ф. Перлз проводит прямую параллель между процессом усвоения еды и «духовной», социальной пищи. Как тот, так и другой процессы - присвоение чего-то, принадлежащего внешней среде; как одно, так и другое требует агрессии: пища - физического измельчения зубами, а информация - анализа, сомнений, обдумывания и разборчивости. Оба эти процесса требуют времени и труда.
Люди интроецируют многие вещи. Интроецируется родной язык (мы чаще всего не знаем правил грамматики, по которым он построен: но говорим без ошибок, часто на всю жизнь, сохраняя диалект тех мест, где выросли). Интроецируются мимика, жесты, привычки родителей. Интроецируются способы поведения в трудных ситуациях, включая, естественно, любимые сопротивления родителей и воспитателей. Интроецирование — важная составляющая процесса социализации, общество требует от человека усвоения и поддержания некоторых рамок.
Интроецирующая позиция в отношениях стерапевтом чаще проявляет себя как явный или неявный запрос на совет, оценку, «экспертное мнение». Часто можно обнаружить, что этот же человек стремится «подкормить» собственным интроектом своих домашних: детей, супругов или сослуживцев и обижается, когда к «его мнению не прислушиваются». Иногда человек в этом состоянии похож на голодного нетерпеливого ребенка, готового жадно «насосаться» от терапевта всего чего угодно — только бы побыстрее, побольше, без особой затраты собственных усилий.
Чаще всего мы сталкиваемся с интроектами, усвоенными давным-давно, от тех людей, с которыми он пребывал в той или иной степени слияния, родителей, учителей. Нередко интроекты «заглатываются» от беспомощности, страха наказания или утраты любви. Интроекты грешат расширением поля значений: «никогда нельзя поднимать руку на женщину», «всегда следует быть подтянутым».
Убеждения — тоже некие морально-этические рамки, но в отличие от интроектов человек вырабатывает (или принимает) их для себя самостоятельно, весьма осознанно и, как правило, в более зрелом возрасте. Неважно, на что человек при этом для себя опирается (нередко на социальные или религиозные догмы), но они пропущены через призму его личного опыта, они «хороши» для него, и у него нет особой необходимости навязать их другим. Соответственно, его кругозор шире, он может допустить существование иных (включая противоположные) точек зрения, а также отдает себе отчет в ограниченной применимости своих убеждений и взглядов: в каких-то случаях это правило применимо, а в других - нет.
В работе с интроектами наш интерес в том, чтобы интроецированное послание было заново услышано и понято в осознанном сознании. Интроективные послания переживаются человеком чаще как его собственные мысли. Часто человек, немного отстроившись от рутинного повтора фразы, которая для него давно — клише, сам неожиданно понимает ее абсурдность в его нынешней, взрослой жизни.
Важно создать условия, чтобы человек мог «заново» услышать то, что сам изрекает, выделить ядро интроективного послания. Неплохо, если удается не только «узнать автора», но и понять, с какими чувствами это сообщение передавалось. Иногда послание кажется очень жестким, а передается родителем от страха: «Ты тормознутый, ты пропадешь», — говорила мама клиенту, и он думал, что она его терпеть не может за его медлительность.
Для того чтобы прояснить чувства «автора» интроекта, помогает попросить «носителя» попроизносить свое послание в адрес кого-нибудь другого так, как он его сам слышал, сосредоточившись на своих переживаниях. После этого можно попросить тех, в чей адрес звучали фразы, дать клиенту обратную связь; лучше, чтобы таких обратных связей было несколько.
Интроекты имеют обыкновение неосознанно передаваться из поколения в поколение.
Мы стремимся к тому, чтобы интроект был «размельчен», «переварен» и превращен в сегодняшнее убеждение, собственную позицию. Можно порасспрашивать, что из интроективного материала человек считает правдой, как к этому относится, и каких ситуациях считает это правило применимым, есть ли из него исключения. Если человек желает, он может от него полностью отказаться, но важно, чтобы при этом он чувствовал себя свободным от давления терапевта: родительский интроект, к сожалению, часто заменяется интроектом, полученным от терапевта (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005).
Проекция - вид сопротивления, в некотором смысле являющийся противоположностью интроекту. В отличие от интроектов, которые предусматривают повышенную «проницаемость» границы-контакта из внешней среды внутрь организма, проекция - это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру,я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам. Приписываться внешнему миру могут собственные феномены восприятия, чувства и эмоциональные состояния, мысли и ценности.
Степень «злокачественности» проекций тем выше, чем в большей степени человек, перенося «свою часть» на другого, отчуждает ее от самого себя, перестает ее осознавать, как свою собственную. Второй механизм «патогенности» проекций — уверенность, что дела обстоят именно так, как он предположил.
Выделают три вида проекций: зеркальную, проекцию катарсиса и дополнительную проекцию.
Зеркальная проекция - человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам или хотел бы обладать.
Проекция катарсиса - человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе. Проекции очищают его «от скверны», он испытывает облегчение. Именно за способность «очищать» проекции такого рода насыпают проекциями катарсиса. Особенно «любят проецироваться» интроекты.
Дополнительная проекция - человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т. д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется. С дополнительными проекциями мы часто сталкиваемся в терапии при проявлениях переноса, когда клиент представляет себе терапевта сильным, мудрым, всезнающим.
Работа с проекциями, по мнению Лебедевой и Ивановой (2005), сводится к тому, чтобы человек мог осознать свои проекции и их присвоить - признать, как своисобственные. После этого он начинает смотреть на мир более ясно и уж во всяком случае способен усомниться «в истинности» своего суждения о другом человеке.
Если человек говорит о чем-то, в чем мы подозреваем проекцию, невредно для начала выяснить, как, на основании каких признаков и когда человек пришел к этому мнению. Наше дело не убеждать человека, что к нему хорошо относятся, а заронить сомнения в однозначной справедливости его суждения и дать возможность его проверить.
Ретрофлексия. Буквальный перевод этого термина — «поворачивание на себя или к себе». При ретрофлексии то, что адресовано другим, человек поворачивает в свой собственный адрес: делает сам себе как то, что хотел получить от другого, так и то, что он хотел сделать другим. Удерживаются, или ретрофлексируются, зачастую те импульсы, которые человек боится в среду отправлять: гнев, обида, обвинения и прочие сигналы, чреватые порчей отношений. «Ретрофлекторы» привыкли сдерживать свои импульсы: им легче платить телесным страданием или душевной болью, чем рисковать отношениями или самооценкой. Выделяется два вида ретрофлексии: зеркальная ретрофлексия и ретрофлексия катарсиса.
В случае зеркальной ретрофлексии я делаю себе то, что хотел бы получить от других. Я хотел бы получить от других поддержку своих идей, а вместо этого - поддерживаю сам себя. При зеркальной ретрофлексии блокируются импульсы, направленные на приближение к избранному объекту: я не жалуюсь (чтобы пожалели); не прошу поддержки, когда трудно; не ищу ласки, когда хочу ее; не добиваюсь любви того, кого люблю. «Девизом» является самодостаточность: «мне от вас ничего не нужно - сам управлюсь».
Ретрофлексия катарсиса - когда я делаю себе то, что хотел бы сделать другим.
Ретрофлексия выполняет в человеческом сообществе ряд чрезвычайно важных функций, поэтому является столь распространенной и знакома практически всем. Во-первых, человек — общественное существо, и социальные потребности (в развитии и сохранении отношений) являются едва ли не более «жизненными», чем биологические. Для удовлетворения указанных социальных потребностей «биологические» импульсы, движимые высокой энергией страстей, приходится сдерживать - и этому человека учат на самых ранних этапах социализации.
Ретрофлексия часто является скорее защитой, нежели сопротивлением. Для работы стоит ориентироваться на те признаки, которых человек не осознает, и те, которые повторяются, а не третировать клиента спорами об убеждениях (в случае защит) и обращением внимания на всякую неловкость в позе.
Заподозрить ретрофлексию помогают указанные ниже признаки (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005).
В сообщениях клиента о себе:
- описания того, что человек никак не может сделать в жизни, хотя собирается; хочет, но не может сделать чего-то в сеансе («внутренний саботажник»).
Из невербальных сигналов в процессе сеанса:
- неловкие, неудобные позы или очевидные мышечные зажимы;
- повторяющиеся жесты, когда человек что-то сам себе делает (кручение волос, ломание или поглаживание рук, постукивание себя по лбу, раскачивание);
- гримасы, «помогающие» сдерживать, не выражать определенные чувства (сжатые челюсти с катающимися желваками);
- приостановленные или оборванные действия (сжал кулаки и
дернулся вперед, но сразу откинулся на спинку кресла);
- «холодные» и отстраненные рассказы об эмоционально травматичных событиях;
- воспроизведение вслух внутреннего диалога («с одной стороны... с другой стороны», «да... но...»).
Когда говорят о работе с ретрофлексией, то употребляют термин «раскрытие ретрофлексии»: необходимо создать клиенту условия, чтобы «сдерживаемый» материал был озвучен и осознан. Для этого, прежде всего, стоит обращать внимание клиента на те специфические вербальные и невербальные паттерны, которые вы замечаете. При этом стоит избегать интерпретаций («... ты это делаешь, потому что...») и давления на клиента. Немаловажными бывают следующие вопросы: «Что это тебе дает?» и «От чего это тебя избавляет?».
Дефлексия представляет собой отведение энергии от объекта, на который она была направлена, и ее переадресации. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются «смазанными», «вежливыми», обходными маневрами. В известном смысле, ретрофлексия - частный случай дефлексии, поэтому неудивительно, что их признаки весьма похожи.
При дефлексии человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем.Это совершается ради снятия накала и интенсивности актуального контакта и, естественно, имеет свои бонусы и издержки.
Политика, дипломатия или обычная человеческая вежливость предписывают обходить острые темы, избегать прямых негативных обращений или ругани, которая является зачастую наиболее прямым выражением негативных эмоций в адрес собеседника. Благодаря дефлексии человек может получить известное удовлетворение, избежав при этом риска вступления в прямой контакт и возможного отвержения. Вместо того чтобы объясняться в любви, можно писать о ней стихи или ваять статуи. Это близко к понятию сублимации в психоанализе.
У собеседника создается впечатление, что человек не участвует в контакте. Если контакт инициируется другой стороной, то дефлектор «отгораживается» щитом из околичностей и уверток и остается в мире сам с собой, надежно защищенный от собеседника. Тот, кто пробивался ему навстречу, часто чувствует себя непонятым, ненужным или навязчивым.
Характерными признаками дефлексии являются жалобы на скуку, вялость и «жизнь в полнакала». Дефлектор часто избегает прямого взгляда на собеседника; грешит обилием «двойных посланий» с неконгруэнтностью вербально выражаемых чувств с невербальными реакциями; уходит от эмоционально напряженных тем.
Далеко не всякая замеченная дефлексия требует проработки, даже привычная и не слишком осознаваемая. Люди сильно различаются по характеристикам темперамента, в том числе по скорости, с которой чувства успевают смениться, и по силе эмоций, которые они способны удержать, пережить без вреда для себя. Человек привыкает, причем зачастую в довольно раннем возрасте, жить в определенном «эмоциональном коридоре», и выход за его пределы — проживание очень сильных или длительных насыщенных страстей - может быть рискованным в плане физических заболеваний или даже психотических декомпенсаций.
Сама психотерапевтическая ситуация часто является дефлексией: вместо того чтобы пойти домой и высказать то, что хочется, напрямую маме, клиент рассказывает об этом терапевту. Это делается как раз для того, чтоб отреагировать самое острое и болезненное из эмоциональных реакций в безопасной, щадящей обстановке.
Если мы решаем работать с дефлексией как с привычным механизмом срыва, то нам могут оказаться полезны некоторые шаги (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005):
1. Сделать описанные выше признаки дефлексии более заметными и очевидными для самого клиента, вывести их из зоны привычки. Для этого можно, например, предложить каждую его фразу снабжать «любимыми» дефокусирующими словами: «как бы», «вроде того» и почувствовать эффект.
2. Попробовать локализовать в переживаниях клиента зону наибольшей представленности дефлексии. Например, присоединившись к актуальной для клиента теме, сделать ряд интервенций, «суживающих контекст», и понаблюдать, от каких переживаний человек быстрее всего уходит в соскальзывания. Заподозрив «горячую точку» и связанные с ней чувства, стоит признать наличие противоположно направленных тенденций у вашего клиента: как соприкоснуться с болезненными переживаниями, что-то с ними сделать, так и избежать связанного с ними риска. Признание и подробное обсуждение риска и опасений, обнародование терапевтом собственной уважительной позиции по отношению к нежеланию рисковать может оказаться необходимой поддержкой для фокусировки на болезненных переживаниях.
3. Попробовать выяснить, какие функции это поведение имеет: что клиент, таким образом, делает для себя и значимых людей; от чего бережет (защищает) таким способом себя и других; чего он при этом избегает? От чего страдает? Нередко осознанное принятие заместительного поведения, как одного из способов разрешения трудной ситуации вместо привычного самоосуждения за подобное «уклонение», высвобождает немало энергии и отваги на прямое действие.
4. Можно предлагать прояснять и конкретизировать «намеки»: какое чувство подразумевается, к кому и за что? Какое предложение или намерение скрывается за прецедентом, примером из прошлого или ходульной фразой? Если в результате человек чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы перейти к большей прямоте, можно предлагать переделывать «намеки» в более прямые послания: иногда переходить на «ты-высказывания», если они представляются уместными по контексту, или «я-сообщения» о переживаниях, касающихся чувств.
Дефлексивное поведение принято использовать не только в психотерапии. Можно вспомнить примеры из японского менеджмента, портреты начальников помещают в специальные помещения, где их можно избивать, плевать на них и т. д. Занятия спортом помогают канализировать агрессию и другие переживания, связанные с конкуренцией, и даже болельщики, прокричавшись на стадионе, с меньшим накалом реагируют на бытовые неурядицы.
Профлексия. Комбинированная форма проекции и ретрофлексии называется профлексия. Профлексия - когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя.Для профлексии в«житейской мудрости» содержится специальное правило: «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». В отличие от ретрофлексии, где я делаю то, что хотел бы получить от других, самому себе, в данном случае я делаю это другому: причем именно тому, от которого хотел бы получить это.
Работа с профлексией технически не отличается от работы с проекциями и ретрофлексией. Нужно помнить, что ретрофлексируются далеко не только проявления агрессии; ничуть не реже ретрофлексируются проявления страха, стыда, жалости и т. д. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005).
Эготизм. Все предыдущие сопротивления рассматриваются как дефект границы, или временное отсутствие функции эго - способности делать истинный выбор, управлять своим поведением. Оказывается, что гипертрофия эго, или осознанный контроль своего поведения, ничуть не более приятный дефект границы.
Эготизм, или гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться е происходящее с головой я не могу.За натужной надобностью контроля может стоять все что угодно: страх, что все пойдет криво, — я буду «несовершенна»; что я не смогу вовремя остановиться и пропущу время; что после такого полного контакта пережить расставание и утрату будет немыслимо; опасение испытать глубокий стыд, как бывало в прежних близких отношениях; наконец, страх, что слившись и утратив свою границу, я окажусь в зависимости и дам другому возможность использовать меня.
Хотя эготизм является важным и «нормальным» явлением на определенных этапах жизни и терапии, но все же временным и в процессе взросления естественно сменяется пониманием взаимозависимости и неразрывной связи человека и его окружения.
Чаше всего такой человек контролирует не себя, а какие-то процессуальные характеристики: продолжительность или интенсивность контакта, количество участников, проявление в его адрес тех или иных чувств и т. д.
Эготизм во время сеанса можно заподозрить по следующим признакам (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005):
- боязнь сближения дистанции, страх прикосновений;
- длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
- склонность «дирижировать» собственным сеансом, по существу, калькируя проторенные пути;
- преувеличенная независимость от других, с непереносимостью критических реакции в свой адрес и нестабильной самооценкой.
Наши шаги в большой степени зависят от способности неторопливо и подробно исследовать ситуацию, не торопясь проявлять интенсивные собственные чувства: они могут испугать клиента или усилить его зависимость от принятия/отвержения со стороны терапевта. Спокойная симпатия и заинтересованность скорее помогут клиенту двигаться в собственном темпе. Нам подчас важнее прояснить, что удерживает человека от контакта, ради чего организовано это избегание. Знаком ли этому человеку опыт глубокой близости? Какой он для него? Чем для него оборачивалось расставание? Чего он так опасается и ради каких ценностей? В работе с эготизмом особенно важна энергия интереса, любопытства, если ее удается подключить, она иногда превышает энергию первоначальной потребности и делает работу более безопасной для клиента.
Девалидизация (обесценивание). Цикл контакта практически пройден, взаимообмен энергией со средой состоялся, время присвоить и ассимилировать изменения, сделать их своей необособимой частью. Это не всегда удается. Человек нередко обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.Особенно это касается случаев, когда человек вынужден присвоить исход тягостных, горьких ситуаций, или изменение не особенно вписывается в его «я-концепцию».
С первым мы сталкиваемся в ситуациях утрат: их признание связано с горем, и человек неосознанно стремится его избежать, отсрочить, «не принять близко к сердцу», а для этого либо игнорирует (формально признает) факт утраты, либо уменьшает его субъективную значимость. Он может заниматься самоуговорами по типу «ерунда, все обойдется», «я справлюсь, и пострашнее бывает».
Примером случая другого рода может служить человек, вечно пребывающий в чувстве стыда, который «столь скромен», что ни за что не присваивает свои достижения.
Обесценивание, или вытеснение, аффективное «забывание» значимых событий весьма характерно для личностей, имеющих истерические паттерны реагирования.
Основные признаки девалидизации (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2005):
- обесценивающие суждения: «ничего не произошло», «подумаешь»;
- игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
- забывание очевидно значимых переживаний;
Проработка девалидизации предполагает:
- движение «мышиными шагами» - не проглатывать новизну слишком большими кусками;
- исследование, чем новизна «неугодна».
«Этажерка» сопротивлений. Каждое из сопротивлений редко представляет собой изолированный феномен. При внимательном рассмотрении мы можем обнаружить, что они скорее являют собой некую систему.
Страдание (или симптом) вызывается повторяющимся срывом цикла контакта, мешающим удовлетворить значимую потребность. Именно этот срыв (сопротивление) мы обнаруживаем первым. Давайте назовем его «фасадным» или «верхним» – в смысле верхнего звена пирамиды. Как правило, это феномен, организующий поведение: ретрофлексия, эготизм или обесценивание. При его исследовании нередко удается проследить, что он существует в силу определенной проекции, само присутствие которой заставляет нас подозревать наличие интроекта определенного рода. Интроект, в свою очередь, «родился» из наличия конфлуэнтной ситуации, где окружающая среда диктовала условия его существования.
При разработке терапевтической стратегии важно понять:
- какое сопротивление является ведущим;
- какую потребность данное сопротивление блокирует;
- ради чего организовано данное сопротивление, какую «скрытую потребность» обслуживает подобное избегание;
- как могла бы выглядеть острая ситуация высокой интенсивности, где подобное «избегающее» поведение было бы адаптивным.