Прямое спутниковое,
кабельное (проводное)
вещание на радиочастотах и телевизионных каналах, специально выделенных для этой цели государством в рамках международных соглашений, и различные виды Интернет-вещания, в том числе, с использованием социальных сетей.
Национальная система телерадиовещания включает в себя:
1. Всю совокупность организаций, создающих телерадиопрограммы любого (федерального, регионального или местного уровня) – теле-, радио- и телерадиокомпаний, независимо от формы собственности. Телерадиопрограммы подлежат обязательной государственной регистрации СМИ. Вещание телерадиопрограмм на каждую территорию лицензируется. Лицензия на телерадиовещание выдается Федеральным агентством печати и массовых коммуникаций сроком до 5 лет. Телерадиокомпании имеют в своем составе редакцию. Телерадиовещание регулируется законами РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об освещении деятельности органов государственной власти государственными средствами массовой информации» и др. Производство телерадиопередач государством не регулируется. Телерадиокомпании объединены рядом общественных организаций, таких как «Национальная ассоциация телерадиовещателей», «Российская ассоциация региональных телекомпаний», «Российская академия телевидения» и др.
2. Всю совокупность соединительных линий связи (кабельных, радиорелейных, волоконно-оптических, спутниковых) всех видов собственности, обеспечивающих доставку электрических сигналов телерадиопрограмм на большие расстояния. Эти линии связи используются не только для передачи сигналов телерадиопрограмм, но и решают все задачи электронных коммуникаций страны (включая телефонную связь и Интернет). Передача сигналов на большие расстояния контролируется государством и лицензируется как деятельность по связи. Как правило, передачей сигналов на большие расстояния занимаются специализированные предприятия связи.
|
3. Всю совокупность радиотелевизионных передающих станций (РТПС) всех форм собственности, осуществляющих эфирное наземное телерадиовещание (трансляцию) на конкретные территории с использованием определенных радиочастот и телевизионных каналов. Для вещания на большие территории ограниченная дальность действия телевизионного или радиопередатчика требуют строительства сети РТПС и соединительных линий связи. Например, «Первый канал» для вещания на Свердловскую область использует более 70 передатчиков (РТПС). Передача электромагнитных сигналов телерадиопрограмм в эфир лицензируется как деятельность по связи и регламентируется законом РФ «О связи» и нормативными документами Министерства связи РФ.
4. Системы приема телерадиопрограмм (индивидуальные антенны, системы коллективного приема, сети кабельного телевидения). Сети кабельного телевидения получают лицензии на телерадиовещание (на ретрансляцию телепрограмм) и лицензии на деятельность по связи.
5. Постоянно обновляемый парк телевизионных и радиоприемников, сертифицированных для приема сигналов государственных вещательных стандартов РФ.
В настоящее время в России происходит переход на цифровое телевизионное вещание. Активно внедряемое цифровое телевидение высокой четкости HD TV не имеет принципиальных структурных отличий, обеспечивая более высокое качество изображения и более надежную и качественную доставку сигнала потребителю.
|
Для вещания программ цифрового телерадиовещания на федеральном уровне созданы 3 цифровых мультиплекса.
РТРС-1: Первый канал, Россия-1, Россия-2, НТВ, Пятый канал, Россия-Культура, Россия-24, Карусель, ОТР, ТВ Центр, Вести ФМ, Радио Маяк, Радио России.
РТРС-2: РЕН ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Спорт плюс, Звезда, Мир, ТНТ, Муз-ТВ.
РТРС-3 – формирование не завершено.
Интернет-телевидение (веб-телевидение) и интернет-радио используют в качестве каналов доставки цифровых сигналов телерадиопрограмм сети интернет-провайдеров. Внедрение беспроводного Интернета и компактных коммуникаторов значительно расширяют возможности такого вещания.
Новые медиа, рождающиеся в процессе медиаконвергенции, являются экстерриториальными и успешно совмещают достоинства беспроводного эфирного телерадиовещания и современных компьютерных аудиовизуальных технологий.
Не следует забывать, что современное телерадиовещание является бизнесом. Экономические факторы оказывают серьезное влияние на структуру медиапространства страны.
Непрерывно преобразуется не только техническая, но и организационная структура телерадиовещания в России. Наиболее радикальные изменения происходят с начала 1990-х годов. Сфера телерадиовещания находится в стадии быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пестрого телерадиоландшафта, изменению возможностей и потенциала инновационной деятельности. В результате число телеканалов и радиостанций всех уровней в стране многократно возросло.
|
Целесообразно выделить две ключевые тенденции: реорганизация государственного телерадиовещания и становление коммерческого вещания
В процессе реорганизации государственного вещания в 1990-е годы можно выделить три этапа.
Первый этап (1990-1991) - создание в 1990 г. Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), составившей альтернативу Гостелерадио СССР. Первоначально ВГТРК организовала в 1990 г. радиостанцию "Радио России", затем в 1991 г. телеканал "Россия" и радиостанцию "Голос России", вещающую на русском языке на зарубежные страны, а в 1992 г. телеканал "Российские университеты" просветительской направленности (просуществовал до 1996 г.).
Начало второго этапа (1991-1998) связано с провалом путча в августе 1991 г., за которым последовал распад СССР. Основные черты данного этапа –
а) упразднение Гостелерадио СССР и организация на его основе многочисленных государственных телерадиокомпаний (ГТРК) разных уровней - федерального, регионального, международного;
б) приватизация ряда ГТРК;
в) существенные изменения в технической базе телерадиовещания.
Третий этап (с 1998 г.) - Организация на новой основе системы государственного телерадиовещания - создание Единого производственно-технического комплекса ВГТРК, который объединил два федеральных телеканала, четыре федеральные радиостанции, международное радиовещание, 92 региональные ГТРК и все радиотелевизионные передающие центры федерального и регионального уровней.
Становление коммерческого вещания.
Первый этап (1990-1992 гг.) Возникновение первых коммерческих телеканалов и радиостанций, существующих исключительно за счет размещения рекламы.
Второй этап (1992-1995) Быстрый рост числа коммерческих телеканалов и радиостанций в регионах (включая Москву) и возникновение первых коммерческих каналов федерального уровня.
Третий этап (1995-1999), 1. Возникает разделение предприятий сферы вещания на вещательные и производящие 2. Возникают медиахолдинги - группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев
Четвертый этап (с 2000 г.) осознанием опасности "олигархической" модели функционирования СМИ и с принятием мер, которые бы ликвидировали опасность политического манипулирования отдельными физическими лицами или небольшими группами "олигархов" через владение крупными телеканалами и радиостанциями.
Более подробная историческая справка:
До 1990 г. все телерадиовещание в стране было подчинено Гостелерадио СССР. Вещание осуществлялось тремя группами предприятий:
Комитеты по телевидению и радиовещанию – редакционная деятельность,
Радиотелецентры – техника, студии и оборудование для создания передач,
Радиотелевизионные передающие центры – вещательные передатчики.
Реорганизация государственного вещания
1990 г. - создание Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), составившей альтернативу Гостелерадио СССР. Первоначально ВГТРК организовала в 1990 г. радиостанцию "Радио России", затем в 1991 г. телеканал "Россия" и радиостанцию "Голос России", вещающую на русском языке на зарубежные страны, а в 1992 г. телеканал "Российские университеты" просветительской направленности (просуществовал до 1996 г.).
Новый этап связан с провалом путча в августе 1991 г., за которым последовал распад СССР. Основные черты данного этапа –
а) упразднение Гостелерадио СССР и организация на его основе многочисленных государственных телерадиокомпаний (ГТРК) разных уровней - федерального, регионального, международного;
б) приватизация ряда ГТРК;
в) существенные изменения в технической базе телерадиовещания.
В 1991 г. на базе Гостелерадио СССР была создана Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) "Останкино" федерального уровня и 88 региональных государственных телекомпаний (ГТРК). РГТРК "Останкино" получила в свое распоряжение 1-й телеканал ("Останкино"), вечернее время на 4-м телеканале, радиостанции "Маяк", "Радио-1", получившие отдельные частоты радиостанции "Юность" и "Орфей", а также иновещание. Среди компаний регионального уровня особое положение заняла ГТРК "Петербург-5 канал", которой помимо местной радиостанции стал принадлежать телеканал федерального значения "Санкт-Петербург".
Для управления процессом развития сферы телерадиовещания была создана Федеральная служба телевидения и радиовещания (ФСТР), просуществовавшая до 1999 г. В 1993 г. Указом Президента РФ была создана Российская государственная радиовещательная компания "Голос России". К ней от РГТРК "Останкино" отошло иновещание. С начала 1994 г. вечерний эфир 4-го федерального телеканала был передан от РГТРК "Останкино" частной телекомпании НТВ, созданной годом ранее.
В 1995 г. Указом Президента России была реорганизована РГТРК "Останкино". На ее основе возникла Российская государственная радиовещательная корпорация (РГРК), в структуру которой вошли четыре федеральные радиостанции. 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение), акции которой распределены между государством (51%) и группой крупных коммерческих банков. Этот акт был расценен как начало приватизационного процесса в сфере телерадиовещания. К 1998 г. были также приватизированы ГТРК "Петербург - 5-й канал" (на ее основе была организована ТРК "Петербург") и "Радио-1". Кроме того, был упразднен канал "Российские университеты", частоту которого занял НТВ. Однако культурно-просветительскую нишу в телерадиовещании заполнил новый телеканал "Культура" (начало вещания -1 ноября 1997 г.).
Следствием масштабных социально-политических изменений стал и распад ОИРТ в 1992 г. Бывшие члены этой организации присоединились в том же году к Европейскому вещательному союзу. Членами ЕВС от Российской Федерации стали ОРТ, ВГТРК и т.н. "Радиодом Останкино" (группа из трех государственных радиокомпаний - "Маяк", "Юность" и "Голос России")
На уровне инновационного развития постепенно происходит переход с аналогового на цифровое вещание. С возникновением и развитием Интернета появился новый тип вещания - Веб-вещание (с 1997 г.)
С 1998 г. началась организация на новой основе системы государственного телерадиовещания. Его отсчет начинается с Указа Президента Российской Федерации о создании Единого производственно-технического комплекса (ЕПТК) ВГТРК. Согласно Указу в эту структуру были включены два федеральных телеканала ("Россия" и "Культура"), четыре федеральные радиостанции ("Радио России", "Маяк", "Юность", "Орфей"), международное радиовещание ("Голос России") и 92 региональные ГТРК. Кроме того, ЕПТК ВГТРК объединил все радиотелепередающие центры федерального и регионального уровней. Такое решение было вызвано необходимостью укрепления российской государственности через единую координацию информационного пространства электронных СМИ из центра и проведение централизованной кадровой политики (назначение председателей ГТРК с этого момента - прерогатива ВГТРК).
2001 г. было принято решение вывести из ЕПТК ВГТРК структуры технического обеспечения вещания и объединить их в государственную компанию РТР-Сеть. Данные преобразования привели к необходимости в изменении структуры государственного управления сферой телерадиовещания. Была расформирована ФСТР, а ее функции были переданы организованному в 1999 г. Министерству печати, телевидения и радиовещания (МПТР - в настоящее время Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций).
К 2005 г. государственный сектор телерадиовещания России включал в себя около 110 телеканалов и около 120 радиостанций (находящихся в государственной или полугосударственной собственности), что составило, соответственно, 7% и 11% от общего числа телеканалов и радиостанций. Однако по охвату населения вещанием именно государственные телеканалы и радиостанции являются лидерами. По данным Службы изучения аудитории ВГТРК в 2004 г. канал ОРТ могли принимать 98% населения РФ, канал "Россия" - 96%, канал "Культура" - 35%, ТВЦ - 34%, "Радио России" - 95%, "Маяк" - 90%, "Юность" - 32%, "Орфей" - 16%. Региональные ГТРК охватывают, как правило, 93-99% населения телевизионным вещанием и 95-100% - радиовещанием в пределах своего субъекта РФ.
В становлении коммерческого вещания в постсоветской России можно выделить четыре этапа. В 1990-1992 гг. - возникновение первых коммерческих телеканалов и радиостанций, существующих исключительно за счет размещения рекламы. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России стали петербургская "Радио Балтика" и московская "Европа Плюс", созданные в 1990 г. Первые коммерческие телеканалы также возникли в 1990-91 гг. на локальном уровне, когда появились первые рекламодатели. Среди них эфирные телеканалы "2x2", "ТВ-6 Москва" и др., а также каналы кабельного телевидения.
Второй этап (1992-1995) характеризуется быстрым ростом числа коммерческих телеканалов и радиостанций в регионах (включая Москву) и возникновением первых коммерческих каналов федерального уровня. К середине 1995 г. коммерческих телеканалов насчитывается по стране более сотни - они имеются во многих областных, краевых, республиканских центрах. Часть их них арендует эфирное время у государственных телеканалов. В Москве их около десятка ("НТВ", "ТВ-6 Москва", "2x2", "Телеэкспо", "Телеэкспресс канал 31", "М-49", и др.). По охвату аудитории крупнейшие среди них - НТВ (около 40 млн. чел.), и "ТВ-6 Москва" (свыше 30 млн. чел.). Но в подавляющем большинстве случаев коммерческие телеканалы вещают лишь в пределах крупных городов.
Третий этап (1995-1999), сохраняя особенности предыдущего периода, обнаружил новые черты. К 1999 г. число коммерческих телеканалов всех уровней приблизилось к 1000, коммерческих радиостанций - к 700. Их быстрый рост создает предпосылки для создания т.н. сетевых ЭСМИ. Основной механизм - аренда крупными московскими каналами и станциями эфирного времени на локальных каналах и станциях. Передачи размещаются блоками на договорной основе, в каждом регионе - по-разному. Новостные выпуски носят, чаще всего, локальный характер и готовятся местными филиалами сетевых СМИ. В такой идеологии работают телеканалы Рен-ТВ, ТНТ и др. Возникает разделение предприятий сферы вещания на вещательные и производящие. В ряде случаев каналам и радиостанциям оказывается экономически выгоднее покупать произведенную продукцию, чем производить ее самим.
Крупнейшие производящие телекомпании — ACT, ВИД, "Игра", "Класс" и др. В этот период возникают медиахолдинги - группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейший медиахолдинг данного периода - "Мост-Медиа", объединивший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового ТВ "НТВ+", радиостанцию "Эхо Москвы" и ряд печатных периодических изданий. В значительной мере возникновение медиахолдингов связано с возникновением т.н. "олигархов" - крупных магнатов, желавших оказывать сильное политическое влияние (Б.А.Березовский, В.А.Гусинский и др.). Их деятельность была особенно заметна во время предвыборных кампаний - думской 1995 и 1999 гг., президентской 1996 г.
Четвертый этап (с 2000 г.) связан с осознанием опасности "олигархической" модели функционирования СМИ и с принятием мер, которые бы ликвидировали опасность политического манипулирования отдельными физическими лицами или небольшими группами "олигархов" через владение крупными телеканалами и радиостанциями. К 2005 г. в России насчитывалось около 1400 коммерческих телеканалов. Крупнейшие среди них: телеканалы федерального уровня НТВ, ТВ-6, СТС, ТНТ, Рен-ТВ, ACT, Дарьял-ТВ.
Телерадиовещание и экономика
В современной экономике сфера телерадиовещания - сложное, многоаспектное, многостороннее пространство. В соответствии с процессом производства информации и последующей ее продажи она делится на две системообразующие части.
Первая из них - ресурсный рынок. Он охватывает все, что необходимо для производства информации на предприятиях телерадиовещания. К этим ресурсам относятся финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации - журналистской, рекламной, статистической, научной и др. Каждый из этих ресурсов, без наличия которых невозможна деятельность предприятий сферы телерадиовещания, продается на соответствующем рынке - финансовом, рабочей силы (труда), бумаги и других материалов, на рынке информации и т.д. Предприятия сферы телерадиовещания выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную информацию - у информационных агентств и других предприятий сферы телерадиовещания.
Вторая часть сферы телерадиовещания - это пространство, где продукция предприятий сферы телерадиовещания превращается в товар, и где идут процессы обмена, т.е. его продажи и покупки. Это - собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товаров.
Финансовый рынок:
- Инвестиции
- Дотации
- Кредиты
- Спонсирование
Рынок материалов
Информационный рынок
Рынок рабочей силы
- Рынок журналистов
- Рынок технических сотрудников
- Рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур
Технический рынок
-Техника, используемая в студиях аудиовизуальных предприятий сферы телерадиовещания и информационных агентствах
Рынок информации
Общая структура рынков телерадиовещания
Все в сфере телерадиовещания - аспекты, стороны, сегменты ее ресурсной и собственно информационной частей - взаимосвязано и взаимообусловлено. При отсутствии хотя бы одного ресурса или какого-либо элемента среды производство информации, оказание услуг телерадиовещания и их продажа становятся крайне затруднительными, а то и просто невозможными. А от некоторых ресурсов прямо зависит существование предприятий сферы телерадиовещания. К ним относятся, прежде всего, финансы.
Финансовый рынок как поддерживающая часть сферы телерадиовещания
Важнейший из этих источников - инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги в предприятие сферы телерадиовещания с целью получения доходов или возможности воздействовать на властные структуры, реализовать свои политические или экономические планы. Один из видов инвестиций — дотация. Для некоторых предприятий сферы телерадиовещания дотация стала основным каналом получения средств, обеспечивающих их существование. Без правительственной дотации невозможна была бы деятельность государственной телерадиокомпании.
Рынок рабочей силы (труда) как поддерживающая часть сферы телерадиовещания. От его состояния зависит человеческая, творческая база предприятий сферы телерадиовещания. Он во многом определяет профессиональный уровень их работников. Этот рынок разделяется на три части. Первая и важнейшая - рынок творческих работников - журналистов. На нем ищут профессионалов для укомплектования штата предприятия сферы телерадиовещания. Состояние этого рынка - его размеры и состав - непрерывно меняется. Это зависит от изменений спроса на журналистов различных специальностей, их квалификации и опыта. Спрос же определяется ситуацией на рынке предприятий сферы телерадиовещания.
Вторая часть рынка рабочей силы - рынок технических сотрудников. Это работники редакционных служб, которые обеспечивают процесс подготовки и выпуска передач телерадиопрограмм. Они же создают условия для творческой и организаторской деятельности журналистов. Технические сотрудники составляют значительную часть коллектива предприятия сферы телерадиовещания.
Третья часть рынка рабочей силы для предприятий сферы телерадиовещания - рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур. До тех пор, пока коммерческая деятельность будет оставаться важнейшим источником доходов предприятий сферы телерадиовещания, им будут требоваться опытные специалисты в разных областях коммерческого телевидения и радио. И всегда на этом рынке не будет снижаться спрос на профессионалов в области редакционного маркетинга и редакционного менеджмента.
Технический рынок как поддерживающая часть сферы телерадиовещания. На нем представлена техника, используемая в студиях аудиовизуальных предприятий сферы телерадиовещания и информационных агентствах. Он формируется за счет систем современных технических средств. Они различаются по составу, но имеют общую основу. Часть входящих в них средств используется для фиксации и хранения информации, другая - в процессе подготовки и выпуска телерадиопрограмм и передач.
Рынок информации и идей как поддерживающая часть сферы телерадиовещания. Для него характерно состояние постоянного дефицита информации. Спрос здесь всегда превышает предложение. Предприятия сферы телерадиовещания испытывают непрерывную потребность в различной информации - событийной, новостной и в комментирующей, аналитической. В соответствии с их запросами на рынок поступает информационный товар различных видов и из разных источников. Самый большой сегмент этого рынка составляет журналистская информация - политическая и экономическая, культурная и развлекательная. Важнейшую ее часть дают сотрудники самих предприятий сферы телерадиовещания, остальное - внередакционные авторы и структуры. Соотношение этих частей и объемы разных видов информации зависят от размера предприятий сферы телерадиовещания, организации его работы, умения использовать различные новостные источники, а также от потенциала инновационного развития, обеспечивающего более эффективные решения по развитию производственных процессов предприятия сферы телерадиовещания.
Другой сегмент этого рынка - разнообразная социальная нежурналистская информация: научная, статистическая (ее поставляют научные учреждения, ученые, статистические органы), техническая, производственная (ее получают в конструкторских бюро и на предприятиях), военная и криминальная (ею снабжают военные организации и органы правопорядка). Большую часть всей этой информации на предприятиях сферы телерадиовещания подвергают обработке — научную популяризируют, статистическую сводят в таблицы и комментируют, стремясь обеспечить ее восприятие, и т.п.
Отдельный и важный сегмент составляет рынок рекламной информации. Реклама стала ценным товаром, за получение которого идет острая конкурентная борьба между различными предприятиями сферы телерадиовещания. От конъюнктуры рекламного рынка зависит существование большинства предприятий сферы телерадиовещания. Количество рекламы на рынке в свою очередь определяется состоянием экономики страны, развитием ее отраслей в разных регионах и т.д. Спрос на рекламу всегда превышает ее предложение.
Быстро формируется еще один сегмент рынка информации. Это рынок идей и инноваций, развивающих предприятия сферы телерадиовещания. Новые идеи и инновации, связанные с различными сторонами подготовки и выпуска телепередачи, привлечения рекламы и т.п., также стали ценным товаром.