Пушкин в раннем детстве
Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве. Исполнен он на небольшой металлической пластине масляными красками в самом начале прошлого столетия в Москве, где жила семья поэта. Неизвестно точно имя создателя. Предполагается, что автором миниатюры с портретом Пушкина-ребенка является Ксавье де Местр, ныне почти забытый, но очень интересный и оригинальный художник-любитель, писатель и ученый, частый гость семьи Пушкиных.
В книге Новикова "Пушкин в изгнании" приведена семейная легенда Пушкиных.
В доме родителей будущего поэта встречали сразу и Новый год, и новый XIX век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге показался малыш чуть более полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна; предложила гостям полюбоваться на человека, только что перешагнувшего порог девятнадцатого столетия.
Может быть, миниатюра как-то связана с этим преданием. Не в память ли об этом событии мать заказала портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами в ночной рубашке с кружевным воротом, сползшим на левое плечо?
Больше всего привлекает в портрете серьезное выражение лица и умный взгляд больших глаз.
Фон справа - темно-голубой, слева - голубой и розовый. Не заря ли это? Наверное, и художник, и заказчица думали о заре нового века.
Однако, кто бы ни был автор этого детского портрета Пушкина, он оказался прозорлив, так любовно и внимательно изображая свою модель.
История портрета-миниатюры
О существовании портрета Пушкина ребёнком долгое время ничего не было известно широкой общественности. Миниатюра с изображением маленького Пушкина была подарена матерью поэта дочери выдающегося русского терапевта Матвея Яковлевича Мудрова, у которого лечились члены семьи Пушкиных.
На обложке отдельного издания первой главы "Евгений Онегин" дочь врача засвидетельствовала: "Эту книжку вместе с портретом своего сына Александра подарила мне пациентка моего покойного батюшки Надежда Осиповна Пушкина".
Потомки М.Я. Мудрова 127 лет бережно хранили эту реликвию, и уже в наше время портрет был преподнесён артисту Всеволоду Семеновичу Якуту, исполнившему на сцене роль Пушкина, а тот, в свою очередь, передал его музею А.С. Пушкина в Москве.
Не вызывает сомнений, что с миниатюры неизвестного художника на нас смотрит будущий поэт, хотя у ребёнка мягкий, женственный овал лица, пухлые щёчки и гладкие, расчёсанные на пробор волосы.
Теперь каждый школьник представляет, каким был великий Пушкин в раннем детстве.
Вторым по времени создания портретом Пушкина является акварель, исполненная, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г. Чириковым. Можно предположить, что это было вскоре после общественного признания Пушкина-лицеиста поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года.
Нежные пастельные тона. Задумчивая поза и выражение лица юноши. Весь его облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов.
Художник выразил чувство благоговейного уважения к поэтическому дару юноши.
14 сентября того же года Жуковский писал Вяземскому: "Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему таланту, который всех нас перерастет".
Сам же пятнадцатилетний "гигант" в стихотворении "Мой портрет", написанном на французском языке, дал себе такую характеристику:
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться,
У меня свежий цвет лица,
русые волосы
И кудрявая голова.
***
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Да, таков Пушкин.
Но мемуаристы отмечают, что некрасивое само по себе лицо поэта преображалось, становилось прекрасным, одухотворенное мыслью и сильным чувством.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
С.Г.ЧИРИКОВ(?) Пушкин в юности. Около 1815 года. Б., акварель, пастель. |

Итак, два первые портрета Пушкина – ребёнком и юношей – были исполнены в традиции своих жанров и преследовали в свою очередь мемориальную цель. Все же последующие изображения Пушкина в большей или в меньшей степени проецировались на творческий характер личности поэта.
Так, именно желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравированного портрета Пушкина работы Е.И.Гейтмана при издании поэмы "Кавказский пленник". Так как автор находился в это время в ссылке в Кишинёве и не мог позировать художнику, то оригиналом для гравюры Гейтмана послужила, по-видимому, известная акварель 1815 года.
Двадцатитрёхлетний поэт, имя которого уже тогда было окружено ореолом славы, предстал перед читателями в фантастическом виде юноши с чертами арапчонка и байроновской позе. Это изображение совершенно не соответствовало ни действительной внешности Пушкина того времени, ни его идеалу личности романтического поэта.
Пушкин, получив экземпляр поэмы, нашёл, что не похож, и просит решительно не печатать портрета в новых изданиях.
Но этот портрет вошёл в историю и остался в памяти многих поколений.
До сих пор обложку избранных произведений Пушкина для детей украшает гравюра Гейтмана.
Е.И.ГЕЙТМАН (1798-1862) А.С.Пушкин. 1822 г. Гравюра резцом и пунктиром на меди. 31х22,5 Всесоюзный музей А.С.Пушкина. |

НАРОДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
8 сентября 1826 года поэт Пушкин и посланный за ним по высочайшему повелению в Михайловское фельдъегерь Вальщ прибыли в Москву.
Пушкин не был в Москве 15 лет, один месяц и три недели с тех пор, как дядя Василий Львович увёз его в Лицей, Его появление на людях после шестилетнего заточения становится событием не менее важным, а для некоторых современников и более значительным, чем царская коронация, К этому времени имя Пушкина, по словам его друга, поэта Вяземского, "сделалось народною собственностью".
" Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта", – писал литератор Измайлов, в прошлом издатель журнала "Вестник Европы", где появилось первое напечатанное стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу".
Никогда не знал Пушкин такой славы, как в эти дни и недели московской осени 1826 года. Его ставят в один ряд с величайшими поэтами человечества: Петраркой и Тассо, Шекспиром и Байроном.
Для современников он – автор вольнолюбивых стихов, воспламенявших сердца, певец "Кавказского пленника", "Бахчисарайского фонтана", "Цыган" – в этих поэмах целое поколение обнаружило свои черты, настроения, чувства. Выходит в свет II глава "Евгения Онегина", В домах московских знакомых Пушкин читает ещё не напечатанную трагедию "Борис Годунов".
Имя Пушкина повторяется повсюду, всё внимание, все взоры обращены к нему, каждый жаждет познакомиться с поэтом, оказаться рядом с ним, хоть мельком на него взглянуть.
– Укажите, укажите нам его!
Лицо поэта большинству его страстных читателей, даже из числа самых образованных, незнакомо: фотография не изобретена, за шесть лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал.
И.Е.ДЕ ВИВЬЕН А.С.Пушкин. 1826г. Миниатюра на кости. |
Портреты писателей – это изображения самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих высокие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, Отечество, мир.
Все известные нам натурные портреты А.С.Пушкина были исполнены за последние 10 лет его жизни - с 1826 по 1837 год.
"Нового" Пушкина первым запечатлел обрусевший иностранец – рисовальщик польского происхождения Иосиф Вивьен, долгие годы работавший в Москве, где именовался на русский лад Иваном Осиповичем. Им создано две работы: миниатюра гуашью по пластине слоновой кости и два рисунка итальянским карандашом по бумаге.
В его изображении Пушкин ещё очень молодой, открыто и доброжелательно смотрящий прямо на зрителя. Вивьен сумел передать интимные черты характера Пушкина-человека: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры.
Один из двух портретов Пушкин оставил у себя, другой аккуратно вклеил в рамку и подарил поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому.
Люди, близко знавшие поэта, отмечали, что даже лучшие изображения не в силах передать всё обаяние его личности.
ДЛЯ ПАМЯТИ ЛЮБЯЩИХ
Вначале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин,
Портрет был заказан самим поэтом и подарен другу Соболевскому, о чем тот писал: "Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке".
Заказчик хотел сохранить в портрете образ человека "домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричёсаного и неприглаженного", в халате. Но художник открывает людям великого поэта, которого Москва короновала как русского Байрона и Шекспира, чьё имя стало "народной собственностью". Он ощущает высокое стремление его дум, величие духа, непреклонность и терпение, с которыми поэт встречает удары судьбы. Он знает гения, беседует с ним с глазу на глаз, о чем вспомнит годы спустя со счастливой гордостью...
Пушкин сидит в непринуждённой позе. Правая рука с перстнями на большом и указательном пальцах свободно лежит на столике на открытой книге.
В повороте головы, величественном и гордом, глубокая задумчивость. В сосредоточенном взгляде - напряжённая мысль. Тёмно-каштановые вьющиеся волосы обрамляют высокий лоб. Широко развернуты плечи. В позе чувствуется уверенность и сила. Складки халата, широкие, свободные, плавные, подчеркивают раскованность поэта, его внутреннюю свободу. Свободный расстёгнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят и о будничной простоте, "домашности" Пушкина, и о вдохновении, внезапно его озарившем. Вспоминаются строки: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут..."
Краски скупы, не пестрят, не рассеивают внимание. Всего ярче – вольный белый ворот рубахи, он тотчас привлекает внимание к лицу поэта. В одежде сочетается глубокий коричневый с глубоким синим - цвета земли и неба.
Перед нами образ простого, но великого человека, полного духовных сил. "Сходство портрета с подлинником поразительно", – радовался писатель и критик Николай Алексеевич Полевой, издатель журнала "Московский телеграф", оповещая читателей о появлении написанного Тропининым портрета Пушкина.
В.А.ТРОПИНИН (1776-1857). А.С.Пушкин. 1827 г. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. |
История портрета
Картины, как книги, имеют свою судьбу... Прошел год с небольшим, как портрет Пушкина написан Тропининым. Соболевский писал: "Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его в виде сюрприза с разными фарсами".
Им не успели налюбоваться ещё многие друзья поэта. И большинство из них уже не полюбуются никогда. Не увидит его и большинство первых читателей Пушкина. Тропининский портрет, оставленный его владельцем Соболевским при отъезде за границу у одного из друзей, таинственно исчез. На его месте и в той же раме Соболевский, возвратившись из чужих краёв, обнаружил плохую копию – и в сердцах выбросил её в окно.
Портрет был случайно найден лишь через четверть века спустя в лавке антиквара. Фотокопию с него опубликовали через тридцать три года после его создания – в 1860 году. А на выставке он появился ещё через восемь лет – в 1868 году.
Такова вкратце история портрета Пушкина, созданного Тропининым, талантливым художником-портретистом.
Осень
(Отрывок)
X
И забываю лир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем.
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут.
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывёт. Куда ж нам плыть?
О.А.КИПРЕНСКИЙ (1782-1836) Портрет поэта А.С.Пушкина. 1827 г. Государственная Третьяковская галерея. |

…Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
(Из стихотворения Кипренскому.)
Гений поэзии
Кипренскому портрет Пушкина заказывает Дельвиг, портрет друга для себя и для всех любящих Пушкина, помня, что вся Россия любит поэта, верит ему. Это портрет поэта и гражданина, на которого устремлены глаза России.
Пушкин здесь идеал, символ поэта, возвышенный и отвлечённый. Быт, детали, обстановка – отброшены, как будто в природе нет ничего, кроме тишины и гармонии. Поза изящна, горделива, независима.
Кипренский стремился прежде всего передать величие поэта. Это портрет человека, озарённого высоким творческим вдохновением. В глазах способность живо и жадно схватывать впечатления и вместе с тем напряженная, глубокая работа ума.
Лицо спокойно, но не бесстрастно. В лице, в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках, скрещенных на груди, передано скрытое волнение, встревоженность, эта "бездна дум и ощущений". Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тронутые пролетевшим ветерком, луч света, озаривший большой красивый лоб, клетчатый плащ, небрежно переброшенный через плечо, выдают внутреннюю взволнованность Пушкина, делают образ его подвижным.
Есть достоверные свидетельства, что поначалу на холсте не было бронзовой фигуры Музы, богини-покровительницы поэзии с лирой в руке, стоящей справа за плечами поэта. После окончания работы друзья Пушкина просят дополнить портрет изображением Гения Поэзии: имеют в виду изваяние Музы. "Но я уже изобразил Гения Поэзии',- скажет художник. И всё-таки он уступает просьбам. Фигура поэта становится более величественной, скульптурной.
А.С.Пушкин высоко оценил работу Кипренского, посвятив ему стихотворение.
Именно Кипренскому выпадает счастливая судьба сделать "вид" Пушкина известным в родном Отечестве.
С гравюры Н.УТКИНА. А.С.Пушкин |
Гравюра Уткина
Славу Кипренского по праву делит с ним известный гравёр того времени Николай Иванович Уткин. Едва портрет окончен, он по просьбе Дельвига исполняет с него гравюру, работая резцом по медной доске, изготовляя форму, с которой делаются оттиски.
Образ поэта здесь несколько снижен по сравнению с оригиналом. Он утратил романтические черты, но приобрёл большую простоту, человечность, жизненность. Вероятно, именно поэтому отец поэта и лицейские друзья считали гравюру Уткина самым похожим портретом Пушкина.
На гравюру не попали скрещенные руки поэта, убрана бронзовая фигура Музы. Это заставляет зрителя пристальнее вглядеться в лицо. Но гравёр и лицо передаёт по-своему. Оно несколько удлинено. Изменился взгляд поэта, иначе показаны волосы. Лицо на гравюре несколько моложе, чем на портрете, волнение живее отразилось в его чертах.
Дельвиг помещает уткинскую гравюру в альманахе "Северные цветы" за 1828 год, здесь же отрывок из "Бориса Годунова", поэма "Граф Нулин" и несколько стихотворений Пушкина. Кроме того, Дельвиг пускает в продажу и отдельные оттиски.
Тысячи людей знакомятся теперь с изображением Пушкина, приобретают его.
Уткинский Пушкин что-то утратил сравнительно с Пушкиным Кипренского, но и открыл что-то новое, своё. Пушкин на гравюре, пожалуй, чуть ближе к зрителю: не только великий поэт, но и добрый знакомый. Люди, близко знавшие Пушкина, многие, кто встречался с ним, полагают, что гравюра особенно точно передаёт его наружность.
Портрет появляется на выставке в Петербурге, привлекает всеобщее внимание.
В 1831 году после смерти Дельвига Пушкин покупает портрет у его вдовы и всю жизнь держит его при себе.
МАДОННА
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Портреты последних лет жизни поэта.
П.Ф.СОКОЛОВ (1787(?)-1848). А.С.Пушкин. 1836 г. Бумага, акварель. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. |
Те же настроения мы ощущаем в трёх последних портретах Пушкина 1835-1836 гг. Особенно поразителен портрет Линёва!
В середине 80-х годов, через полвека после гибели Пушкина, в доме одного петербургского артиста находят портрет поэта, о существовании которого никто прежде не предполагал. Но портрет не только потому неожиданный, что о нём до той поры ничего не слыхивали: само лицо на портрете неожиданно – такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал. Это – Пушкин трагический, Пушкин последних лет. Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо; тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озарённых страданием глазах.
Портрет написан не очень умело, сразу видно, что живописец не искушен в своём мастерстве. Но с каким чувством он пишет портрет, как глубоко понимает душевные муки Пушкина!
После исследований было установлено: ИванЛогинович Линёв – в прошлом храбрый боевой офицер, живописец-любитель, был знаком с Жуковским.
Это – самый загадочный портрет Пушкина. И главная его тайна – не автор, о котором мы так мало знаем, не дата создания, которая нам неизвестна, а удивительная проницательность, с которой он написан.
В портрете передано то, о чем Россия скоро прочитает у Лермонтова:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело...
Много загадок таит в себе этот портрет...
И.Л.ЛИНЁВ. Портрет А.С.Пушкина. 1836 (?) |
Автопортреты Пушкина
С 1818 года автопортреты сопутствуют творчеству поэта до юнца его жизни. Они становятся одной из форм самовыражения. Это поиски новой маски "поэта", новой роли в жизни, и закрепление ее в зримом обличий на бумаге; это одновременно исповедь и взгляд на себя со стороны; это размышления о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Автопортреты Пушкина не имеют аналогий в истории искусства так же, как его стихи и проза' в истории литературы. В них Пушкин далеко обогнал свое время по стилю и методу рисунка, жанровой раскованности, полному несоблюдению ограничений внутри каждого жанра. Его автопортреты не только отражают реальность, но несут большое обобщение и критическое восприятие действительности. Они высоко поэтичны, трагичны и одновременно ироничны.
Рисованные для себя, оставшиеся неизвестными для современников, автопортреты Пушкина были оценены лишь столетие спустя. Рисунки поэта по заключенной в них характеристике столь емки и вместе с тем точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что время над ними не властно, они не стареют, хотя и точно соотносятся с приметами пушкинской поры.
Они и сейчас кажутся нам только что нанесенными на бумагу современным нам художником.
Всего Пушкиным создано около шестидесяти автопортретов.
А.Пушкин
Тексты составила Андриевская Зинаида Николаевна,
методист Якшур-Бодьинского РОНО.
Стаж работы в школе 49 лет,
43 из них – в Якшур-Бодьинской средней школе №1.
1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора..…………………………… 2
Портрет...….…………………………. 3
Пушкин в раннем детстве…………. 5
История портрета-миниатюры..…..5
О портрете Пушкина С.Г.Чирикова..6
О гравюре Е.И.Гейтмана …………….8
Народная собственность …………..10
Портрет Вивьена …………………….11
Для памяти любящих………………...12
История портрета …………………..14
ОСЕНЬ ………………………………. 15
Гений поэзии ………………………..17
Гравюра Уткина……………………….19
МАДОНН ………………………………20
Портреты последних лет ………… 21
Автопортреты ………………… 23-24
«Пушкин» В.Сидоров ………………..26
Брошюра переиздана 20.12.2012г.
Редактирование и вёрстку выполнила
Вера Валентиновна Попова, выпускница 1974 года
Якшур-Бодьинской средней школы №1
И.Е.Де Вивьен
Портрет карандашом
Пушкин
Без Пушкина глухо и немо
Российское синее небо.
Я счастлив, что в зябком тумане
Житейских и прочих тревог
Меня никогда не обманет
Гармония пушкинских строк.
Сквозь мглу и мерцающий иней
Я звёздную вижу межу.
Я, словно пароль, его имя
Во тьме и невзгодах твержу.
Валентин Сидоров.