Что бы посеять доброе семя надо иметь его, но надо иметь и добрую землю. Бог Всеблагий подает нам то и другое, наше дело – соединение. Он подает нам воздух, мы же дышим тем и живем, так же дал и хлеб, и воду естеству нашему. Ради жизни Господь дал нам и стремление к ней. Потребность в пищи и питии, жажда воздуха и свет и теплота - это проявление в нас жизни. То простое, что от Бога и что носит в себе каждый человек - это сохранять в себе способность обратится к Богу и слышать и видеть Его. Потерявший веру человек потерял способность видеть себя, осознавать себя, равно потерял все способности в себе. Человеческая жизнь наполнилась случайностями. Человек по слову царя Давида стал похож на пыль, на прах, который носит ветер взявши его от лица земли. Но человек может вернуться к началу, когда он станет добрым по всем свойствам своим - это путь веры, а без веры невозможно угодить Богу, без веры все доброе, что есть в человеке не может раскрыться. Для того чтобы доброе в человеке раскрылось, нужно что бы пришла вера, нужно что бы пришел Господь. Когда приходит Господь, тогда пробуждается вера, тогда восстает человек, тогда открывается в нем доброта под действием силы Божией. Для того и бывает ночь и тягота ее, чтобы пережить радость утра, чтобы восстать от сна пробудившись ожить. Пришествие Христа - утро жизни, пробуждение доброты. Христос единственно Благ, как Сын Божий – Бог. Для того прежде сокрыл Свою доброту, чтобы пришествием открыть ее. Он пришел, и открылась доброта Его. Он сказал слово и посеял в нас доброту, и посеял и пробудил.
«Милости и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс.84) - пришествие Христа. И человек получил возможность стать добрым через прикосновение ко Христу. Укрывшись в Нем, обретя во Христе прибежище яко заяц давидски. Что ищет на земле человек? Что, трудясь, хочет приобрести? То, что потерял! Человек ищет доброту, он хочет быть добрым, он не может без нее жить, он создан для нее. Стремление к ней вложено в нем, доброта богатства его и красота и образа его. Это его естество, это его первое состояние и его возвращает ему Христос. Слово Евангелия - Благое Слово, Благая весть от Благого Бога. Никто же кроме Христа не может вернуть человеку первое его состояние. Человеком невозможно спастись. Богу же возможно все. Он Спаситель и души и тела, Он и Хранитель. Он соблюдает человека, пасет его и ничтоже его лишит. Сего ради на месте злачне вселил его, низпослал Духа Святаго от Отца, чтобы возродился человек и дал силу человеку быть добрым, приявши дар жизни от Божественного Духа. И человек может стать подобным Богу в доброте. Человек может стать и должен стать источником доброты, уподобляясь Богу. Ради этого Христос и говорит: «Научитесь от Меня» и «гряди по Мне», «и вслед Мене». Но чтобы это совершилось в человеке, и он стал бы добрым, способность износить доброе слово по сказанному: «Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое» (Лк. 6, 45). Нужно чтобы он стал благим. А это путь покаяния. Общий путь, данный Богом человечеству. Человек отпал от Бога, стал чужим Богу, удалился от Бога, лишившись доброты. Он по слову Господа думает о себе что он что-то имеет. Это бедственное состояние неведения своего истинного состояния. Это состояние обмана, прелесть, ложь. Власть тьмы - царство миродержителя. Христос пришествием своим разрушил царство тьмы, и дал человеку возможность видеть бедственное свое состояние. Но не все обратились и не все исцелились, чтобы увидеть. Только те, кто верой принял воплотившегося Сына Божия могут измениться под действием Его доброты. Могут стать благой землею и это путь всей жизни, который совершается словом – «Прости меня!», это покаяние, плач о грехах. Когда человек обращается к Богу и просит, тогда Господь и подает. Покаяние и плач, слезы и мольба, стенание и вопль, сокрушение, способное умолить, преклонить милосердие Божие, и Бог приходит и подает милость плачущему. Плач о грехах и блаженный Евангельский плач есть причина и источник очищения, Божий бесценный дар, приносящий Божественную доброту. Так много поживши и очистившись человек, становится добрым и источником доброты. Тогда - то сердце его доброе и уста износят доброту словами. Тогда и слово, как источник доброты, тогда открывается источник, могущий и других напитать добротою. Тогда раскрывается и богатство жизни во Христе и в Церкви Его. Богатство общения христианского. Когда Христова доброта во всех. Это новый мир возрожденный Христом.
|
|
Но как приобрести это жительство, так просто описанное словом? Много дел делает человек, и они занимают его, но не одно из них не способно приблизить человека к Богу, так как это совершается в плаче. Христос говорит, что Царствие Небесное не приходит приметным образом, Так чтобы человек мог знать время его, но в тоже время слышать его пришествие и удаление. Когда же оно приходит, то человек расцветает подобно весенней земле. Мы ждем весну и расцвет ее желанен. Так когда испытает человек радость пришествия Царства Христова, тогда расцветает, тогда плачет, весь переживает, трепещет, благоговеет. Изменяется под действие теплоты Царства Небесного. Призови имя Господне и спасешься, призови имя Господне и придет Царствие Его с ним и не замедлит. А когда придет, тогда откроются источники и потекут воды и напоят пустыню жаждующую благочестия.
|
Почему мы говорим о доброте? Потому что это необходимо нам. Она необходима мне. Потому что мне заповедано быть таковым, желание доброты воскресил во мне Христос и заповедал отдавать ее, умножать – это мое дело, которое я могу принести Богу и ближнему. Но сознавая падение человека и свое падение, потому что я часть человечества, должен понимать, что мое слово и моя доброта далеки от Божьей доброты, от истинной доброты, потому что смешаны со грехом. Доброта от Бога воспринятая, та, которая в сердце, в сознании и которую я изношу, желая делать доброе, во мне остывает, вянет, теряет силу. Соединяется с болезнями, которые я в себе ношу. И когда я приношу слово мое ближнему, оно исходит зараженное моими болезнями, так и Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Не говорящий, но исполняющий. Не тот, кто говорит о добре доброе, но исполняющий что говорит Бог. Основанием жизни, которого является заповедь Евангелия «Всякий кто сотворит и научит великим наречется в Царствии Небеснем » (Мф.5:19). Слово Христа благое и есть путь благой к благой жизни. Путь слова, путь покаяния, путь изменения моего духовного человека. Прохождение от тьмы к свету. Изменение естества, отложение естества и приятие того, что превыше естества. Победа над естеством, непрестанная брань с естеством в желании приблизится к источнику благ к Богу. Это долгий подвиг жизни, который предполагает оставление мира и удаление от него, и жизнь в безмолвии в постоянном обращении к Богу, в желании приблизится к Нему и прилепится и восприять от Него как от Источника Божественную Доброту. Питаться ею каждый день, насышаться. И так поживши многая лета и утвердившись в слове Христа, принять от Него силу и износить доброе слово – Божье Слово. Человеку подобает созреть, быть зрелым, чтобы делать заповеданное ему и не сомневаться. Христос пришел, чтобы научить и учеников своих послал, чтобы научили. Христос даровал ученикам своим любовь и милость, веру и послал их в мир, чтобы научили, чтобы доброта в мире текла от единого источника - который есть Бог. Господь говорит: «Никто же благ, токмо Един Бог» (Мф. 19,17), так мы по дару веры свидетельствуем миру, что земля и весь мир есть творение Бога нашего, благое Его создание и человек так же. Это начало восприятия благ. Нет другого пути, так исповедуем мы - верующие во Христа православные христиане. Всяк кто входит другим путем в мир Божий, входит, как говорит Христос инуде: «Тать есть и разбойник» разоряющий дом Божий, разоряющий человека. В том добра нет, но он антихрист, противник Богу. Таковый не может принести доброе. Обманываясь, увлекает ко злу, во зло. Путь добродетели - узкий путь Евангелия. Царь Давид говорит о возлюбивших Бога: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающего мя от малодушия и от бури» (Пс. 54). Родившись во Христе, может и породить. Всякий кто имеет - тому и дано будет, всякий кто имеет у того и преумножится. Ради сего и пришествие Христа, он пришел – Доброта Израилева, чтобы по любви Своей наделить добротой чад своих, сего ради и говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и ищущие доброты, и Я дам вам, и Я упокою вас». И Он действует незримо и зримо, незримо подает неверующим в него, зримо же освещает своим пришествием жизнь народа Божьего, Церкви Своей, мир подаяя им, говоря: «Мир оставляю вам, мир мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам» (Лк. 14:27). Этой радостью исполнены все дни жизни Церкви. Этой радостью питает Бог верных, эта радость нескончаема, от нескончаемого источника – Христа Бога нашего. Христос как Сам сказал: «Аз есмь путь» (Лк. 14:6), он есть добрый путь, по нему идя, подражая Христу человек, обретает добро, и становится Благим. Две тысячи лет Бог хранит этот путь не оскудевающе. Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Все это писано с одним только желанием сказать о вечном и неизменном. Сказать о том, что всегда есть и будет во веки веков, до скончания века, что нельзя отвергнуть или распять или потопить, но что всегда будет над всем и во всех, подобно тому, как солнце над всем миром, и во всех концах свет его. Так же и Божественная доброта Христом торжествут в мире, сияет на всех, призывая всех, дарована всем, чтобы всех обогатить, чтобы всех соединить, чтобы едины были в ней - Церковь Святая Его.
Аминь.
иеромонах Феодосий
02.03.2016г.