Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»




Горький ворвался в литературу быстро, совсем юным. В газете "Русский Тифлис" был в 1892г (27 лет) опубликован рассказ "Макар Чудра", позже "Челкаш" и сразу стал известен. Популярность его заключалась в том, что Горький создал новый тип героя - свободного, лишенного собственности, вольного, красивого, индивидуалиста; уникального героя, которого в русской литературе до Горького не было - босяк, человек, которого жизнь выбросила на обочину, без собственности и детей. Почему Горький делает главного героя именно босяка и идеализирует, романтизирует его?

Проблема романтизма и реализма у Горького стоит остро. Ни того, ни другого в чистом виде у него нет. Как только Горький выпустил сборник «Очерки и рассказы»,советская критика в очерки стала относить рассказы о босяках, а в рассказы – все сказки, легенды Горького. И Кейтлина считает, что это неправильно! В советской критике принято было считать, что очерки – реалистические, т.е все что о босяках это реалистическое, хотя это не так, а рассказы – куда вошли сказки «Песнь о Соколе», «Песнь о буревестнике» к романтическим.

И Кейтлина показывает, что не нужно так смотреть. Ведь все ранние рассказы Горького нужно рассматривать отдельно и искать в них и реализм, и романтизм.

"Босяцкого цикла"нет! Так принято называть все рассказы о босяках, которые Горький писал всю жизнь. В этот «цикл» входят: «Челкаш», «Мальва», «Два спутника», «Мой спутник», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Коновалов», «26 и одна».

«Челкаш», написанный в 1894 г в Нижнем Новгороде, открывает данный «цикл» и относится к ранним рассказам. В ранних рассказах Горький словно любуется босяком. Ему нравится в них то, что они свободны, не связаны собственностью, не обременены мыслями, не думают (в раннем творчестве такие герои со знаком -, задумываются → пьют). Горький проповедует красоту (красивый значит всегда прав), прав сильнейший, виноват - слабый (деление по Ницше), красота, сила + свобода - самое главное в ранних героях (со знаком +). К таким героям и относится Челкаш.

«Челкаш» начинается с романтического пейзажа: «Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море,точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». Море здесь не только обрамляет рассказ, но и имеет особый смысл: образ моря соотносится с характером главного героя. Ведь море и ветер являются символ свободы, что так схоже с мятежным духом босяка. И не случайно, «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. »

С могучей симфонией моря резко контрастирует звуки порта: «…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов металлический вопль железных листов глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов крики грузчиков, матросов и таможенных солдат». В этом резком шуме промышленных механизмов люди словно исчезают – маленькие, суетливые, их «голоса еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди смешны и жалки. Созданное ими поработило и обезличило их ».

И на фоне ничтожно малых портовых людей, которые в поте лица добывают хлеб, фигура Челкаша выглядит экзотично и даже чужеродно. Он презирает жалкую суету портовых грузчиков и их нищенскую зарплату, предпочитая грабить суда в порту.

В Челкаше все хищное - от лица до худобы и прицеливающейся походки: «…он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом ». (сравнение с ястребом утверждает нам еще раз, что это положительный герой для Горького, так как помимо босяка и цыган, птицы так же являются его любимыми типами.)Чтобы показать близость Челкаша к неприрученной природе, Горький использует определение «старый травленый волк».

Чтобы показать экзотичность Челкаша, приведем сравнение с его антиподом – Гаврилой.

Челкащ Гаврила
- худоба, прицеливающаяся походка, сходство со степным ястребом.     - не закреплен за конкретным местом, рассчитывает только на свои силы, всегда собран, как зверь перед прыжком. - море вызывает в Челкаше «широкое, теплое чувство », очищая душу «от житейской скверны », он видит себя «лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену »     - в своей речи использует грубые раздраженные фразы, резкие выражения, но речь его грамотна и имеет философское содержание     - Челкаш ОТВЕРГАЕТ деньги! Челкаш исполнен достоинства, гордости и стремления быть «выше окружающих». И душу не готов загубить убийством.   Но он не столько я/я отверженный обществом, сколько сам отвергший это общество. Челкаш отвергает семью и уют, хотя его отец был из знатных богатеев в деревне, однако сытой жизни он предпочел бродяжничество.   - У Челкаша нет ясной формулы свободы, но «самолюбие бесшабашного удальца» сочетается в нем с желанием иметь свое «лицо», чтобы можно было «от всякого требовать уважения к тебе…» не из-за тугого кошелька. Деньги, чуть не стоившие ему жизни, он с презрением сунул в лицо душегубу Гавриле. «парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» - наивный, с «ребячьи светлыми глазами»   - из самой гущи из народа, мужик основательный, привязанный к хозяйству   - герой оседлого образа жизни, устоявшихся привычек; он тяжел на подъем, он словно оживляется только с появлением перспективы выгоды или удовольствий; боится моря, рискового дела, а добродушие его не от простоты и искренности, а от желания понравится. Когда речь идет о выгоде, как раз он становится настоящим хищником, который способен ограбить и даже убить своего напарника. Недоверчив, подозрителен и жаден до денег.   - говорит просторечиями, разговоры сводятся только к материальным благам. И постепенно симпатия Челкаша к нему сменяется откровенным презрением: «Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня.– Гнус!.. И блудить-то не умеешь!.. – презрительно крикнул Челкаш»   - Для Гаврилы смысл жизни и свобода – это деньги: «…Сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, – первое дело! Гуляй знай как хошь, бога только помни...»   Гаврила считает, что Челкаш из «несчастного народу на свете!.. Шатающих... », землю и крестьянство оставил – и за это мается. Но уважает его силу, рискованную натуру и независимость, так как сам прикован к земле.

 

Можно сделать вывод, что босяк, лишенный всяких идеалов, оказывается бесконечно выше в своей человеческой ценности, чем деревенский парень. Гаврила «нутром» верит в бога, привязан к земле и хозяйству, живет своим трудом и не «заражен» цивилизацией, грамотой, «городом», он несчастен, пока беден. Появись в его руках сумма, позволяющая стать на ступень выше, — и он рванется к этому пределу, и он из давимого, эксплуатируемого сразу же сделается «хищником». Более того, его христианское смирение крестьянина — не более чем поверхностная пленка личной самозащиты, при первом же «благоприятном» случае сбрасываемая ради какой угодно «корысти».

Но взгляды Горького меняются на босяков. Если в ранние годы он восхищается удалью, свободой, красотой, безбашенностью, совершению подвигов, то у зрелого Горького появляется уже критическое отношение. Босяки – это не только люди без определенного места жительства, это еще и деклассированные элементы, те которые уже попали в тюрьму, в поселение («рассказ 26 и одна» -уже критично относится к этому босячему братству, мало человеческого в них остается).

В чистом виде реализма у Горького НЕТ! Критика считала, что его герои напоминают кентавров (полу людей – полу животных), т.е герои несут в себе с одной стороны – типически верные черты (реализм), т.к Горький хорошо знал жизнь, а с другой – произвольные черты, не связанные с типом и характером, то, что называют неоромантизмом: так называемые философствующие герои – и птицы, и цыгане, и босяки, каким и был Челкаш.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: