Перспективы развития рынка платных медицинских услуг




Заведомо уязвимое положение платной медицины обусловлено несколькими факторами.

Население с самого начала было психологически настроено против любых попыток совмещения бизнеса и медицины. Сложившийся в советскую эпоху стереотип, что здоровье не может быть предметом товарно-денежных отношений, автоматически определял каждого частнопрактикующего врача как возможного мошенника и шарлатана. Представления о ценах на медицинские услуги у широких слоев населения явно занижены, что делает, по их мнению, платную медицину прихотью, доступной лишь очень состоятельным гражданам. Но с начала 2000-х это отношение начинает меняться к лучшему.

Со стороны государства тоже характерно отношение к частной медицине преимущественно как к обычному бизнесу, чем как к необходимой и неотъемлемой части системы здравоохранения, выполняющей важные социальные функции – ведь в медицинском бизнесе прибыль измеряется не только в денежном отношении, но и в количестве сбереженного людям здоровья, возвращенных государству работников.

Обязательные требования, предъявляемые к частным медицинским учреждениям со стороны контрольно-проверяющих организаций, обширны и не всегда продиктованы жесткой необходимостью. В то же время карательные санкции применяются в отношении частников значительно более сурово, чем к их государственным «собратьям». Это порождает у частнопрактикующих врачей серьезную неуверенность в будущих перспективах.

Несмотря на столь серьезные трудности, заложенные на «генетическом» уровне, рынок частной медицины в Республике Беларусь продолжает год от года динамично развиваться.

Наиболее распространенной специальностью для врачей частной практики по-прежнему остается стоматология, хотя большинство специалистов отмечают, что ее монополия слабеет с каждым годом. Также популярны и востребованы офтальмология, акушерство и гинекология, косметология, мануальная терапия, психиатрия и наркология.

Окупаемость бизнеса медицинских услуг сравнительно невелика и долгосрочна, что порождает трудности в сфере привлечения инвестиций. Заинтересовать крупных финансовых игроков можно лишь эффективной инвестиционной политикой со стороны государства, налоговыми льготами, другими преимуществами.

Многие частнопрактикующие врачи отмечают, что частной медицине как социальному бизнесу жизненно необходима финансовая и юридическая поддержка государства, как это происходит во многих развитых странах.

Вопрос о конкуренции между частными клиниками и государственными ЛПУ, оказывающими сходные услуги, по-прежнему стоит остро.

Поиск путей урегулирования конкурентных отношений между частными и государственными медицинскими учреждениями за последнее время значительно продвинулся. Популярные в недавнем прошлом со стороны врачей частной практики призывы жестко поделить медицинские специальности на сугубо платные и бесплатные ныне практически не находят поддержки ни у одной из сторон. Период «удельного» мышления, характерного для конца прошлого века, постепенно отходит в прошлое.

Одним из основных направлений решения вышеизложенных противоречий является развитие диалога между властью, государственной и частной медициной. Важной задачей многим исследователям проблемы видится проведение давно назревшей реформы финансовой системы здравоохранения, которая смогла бы четко обозначить предел государственных гарантий по оказанию медицинской помощи, а также разумный и определенный размер софинансирования гражданами своего лечения, с поправкой на финансовые возможности различных социальных слоев.

Неотъемлемой частью продолжения реформы должно стать искоренение правовой и медицинской безграмотности подавляющей части населения, проведение информационной работы по разъяснению пациентам их прав и обязанностей. Лозунг «Ваше здоровье – в ваших руках» приобретает в данном аспекте особую актуальность.

Но данный комплекс мер, разумеется, невозможно осуществить силами отдельных медицинских учреждений или даже Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Здесь потребуются усилия всего государственного аппарата, привлечение общественных медицинских организаций, страховых компаний, широких слоев общественности, чтобы в режиме открытого диалога всех сторон попытаться начать долгий путь к решению сложных, хронических проблем отечественной системы здравоохранения [6, c. 3-4].

 

Заключение

 

В последнее время государственная медицина все чаще переходит на платные рельсы. Однако делает это по-своему.

«Сверху» учреждениям здравоохранения доводится план по платным услугам и прейскурант с ценами на них. В соответствии с постановлением Совета Министров №182 от 10 февраля 2009г. «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», такие услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медпомощи.

Сегодня в число услуг, которые государственные учреждения здравоохранения могут оказывать за деньги, входят: косметология, пластическая хирургия (за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям), нетрадиционные методы диагностики и лечения, компьютерная электропунктурная диагностика, коррекция зрения с помощью контактных линз, протезирование глаз (за исключением соответствующих услуг, оказываемых согласно законодательству бесплатно).

В перечень входят также первичное добровольное психиатрическое и наркологическое освидетельствование на дому, семейная психотерапия, оказание наркологической и дерматовенерологической помощи анонимно, а также применение методик эмоционально-стрессовой психотерапии, имплантация лекарственных средств наркозависимым гражданам, – т.е. кодирование. Государственные медучреждения на платной основе могут также осуществлять все виды профилактических осмотров, лечение и дополнительный уход в стационарах (очевидно, речь о платных палатах и сиделках), родовспоможение и др.

Все бы хорошо, но только такие услуги в большинстве случаев оказываются на базе обычных бесплатных лечебных учреждений. Просто открывается платный кабинет, или, скажем, палата, ставится кассовый аппарат... Чаще всего, никакого отдельного баланса по платным услугам не ведется. В их себестоимости не учитываются ни расходы на аренду, ни налоги. А прием платных пациентов ведут штатные врачи, которые используют приобретенное за бюджетные деньги оборудование и расходные материалы. Естественно, подсчитать реальную эффективность такого «бизнеса» очень сложно. Следовательно, и цены, которые предлагают государственные клиники, порой ниже, чем в частной медицине.

Платные медицинские услуги в условиях острого дефицита бюджетных ресурсов – пожалуй, единственный выход для белорусского здравоохранения. Следовательно, в ближайшие годы стране потребуется намного больше платных частных и государственных медицинских центров. Но, чтобы их количество росло, чтобы инвесторам были интересны такие вложения, нужно изменить подходы в области государственного регулирования медицинского бизнеса. Во-первых, нужна либерализация ценообразования. Во-вторых – необходима отмена норм, согласно которым оплата лечения сотрудника компанией приравнивается к увеличению его заработной платы. В-третьих, предстоит уравнять льготы для страховых компаний и медицинских центров. В-четвертых, нужны механизмы, позволяющие заинтересовать физических лиц платить за медицинские услуги – льготы по подоходному налогу (налоговый вычет) и др.

Конечно, частная медицина у нас вряд ли будет превалировать над государственной, по крайней мере, в обозримой перспективе. Но она может помогать государственному здравоохранению, закрывая те ниши, на которые у него не хватает сил или ресурсов.

Путем изучения и анализа экономической, медицинской, правовой литературы и других источников был сделан вывод, что одной из приоритетных задач совершенствования здравоохранения является создание цивилизованною внебюджетного сектора здравоохранения. Достичь этого можно следующими способами:

- увеличить число государственных унитарных предприятий, полностью финансово и организационно независимых от бюджетных учреждений здравоохранения, исключив возможность сокращения объемов бесплатных услуг;

- создать условия для развития негосударственных медицинских организаций: стимулировать спрос на платные медицинские услуги путем научно­ обоснованного упорядочивания существующих налоговых льгот для юридических и физических лиц, оплачивающих эти услуги;

- внедрить механизмы материального стимулирования медицинских работников, мотивирующих их на качественную и эффективную работу: проводить взвешенную политику в области ценообразования медицинских услуг.

 

 


Список использованной литературы

1. Голухов Г.Н., Шиленко Ю.В. Экономические отношения в негосударственном секторе медицинских услуг // Информационный бюллетень, №1, 2001.2. Жители города о качестве медицинского обслуживания, организации медицинского страхования в системе лекарственного обеспечения населения // Эксперт, №41, 4, 11, 2002.3. Москаленко Ю. Медицинские услуги // Здоровье, №2, 2004.4. Кокотов Д.В. Понятие о сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях // журнал «Экономика Здравоохранения» №4, 2006.5.Каменев Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М., 2007. – 439 с. 6. Конституционно-правовые основы регулирования медицинской помощи в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития /Т.В. Пальшина. – Полоцк: Полоцкий государственный университет, 2010.7. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с. 8. Маркетинг: Общий курс / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Издательство Омега-Л, 2006. – 476 с.9. Маркетинг / под ред Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС, 2003. – 320 с.10. Сборник нормативных документов по деятельности учреждений здравоохранения (под редакцией Старжинского И.С.). – Минск, 2006.11. Статистический сборник. Беларусь в цифрах. – Минск, 2007.12. Шамшурина, Н.Г. Ценообразование и прибыль // журнал «Здравоохранение» №1, 1998.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: