Что представляет собой мышление шизоида




О ШИЗОИДНОМ И ПОЛИФОНИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ

НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА УЧЕНЫХ-ФИЗИКОВ

Мерзляков И.А.

 

Введение

В этой работе мне не хотелось бы опираться на клинические данные о полифоническом и шизоидном характерах. Здесь вы не найдёте ни выписок из историй болезни, ни цитат из других клинических исследований, так как людьми дефензивными, робкими они часто воспринимаются болезненно. Источником написания этой работы послужил мой личный опыт принятия своей полифоничности, поэтому хочется поделиться этим опытом в надежде, что найдётся хотя бы один читатель, идущий похожим путём (жизнь в духе терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ)), который, неожиданно для себя, сможет правильно определить собственный характер. Хотелось бы, опираясь на известные методики ТТСБ, описать примеры творчества ряда великих ученых-физиков – полифонистов и шизоидов. В духе исследователя обосновать и изложить мысли и идеи, которые пришли в голову в процессе занятий долгосрочной ТТСБ. Материал этой работы хотелось бы наполнить примерами из жизни как известных людей с указанными характерами, так и менее известных, но со своим индивидуально-необычным образом жизни.

 

Что представляет собой мышление шизоида

Мир шизоида, как и его мироощущение, творческий подход и продукты его фантазии, целиком и полностью опираются на теории, которые этот человек выдвигает для объяснения всего, что его окружает. Если он сталкивается с очередными нерешёнными для себя вопросами, тогда, во что бы то ни стало, шизоид старается подвести под эти вопросы теоретическую базу, которая опирается на некоторую внутреннюю его логически выстроенную концепцию. Иногда такое творчество может привести к иному взгляду на мир и на те объекты исследования, в изучении которых ещё никто дальше не продвинулся, – такова природа этого характера и обладающей им индивидуальности. Шизоид часто пытается всё свести к единой теории, которую до конца понимает лишь один человек – он сам, если говорить о широком понимании смысла, заложенного в понятии «теория» [2]. Конечно, иногда идеи разных шизоидов близки или даже совпадают друг с другом, в таком случае можно сказать, что такие шизоиды скорее всего смогут найти общий язык и родственную душу. К сожалению, для шизоидов это чаще всего единственный путь обрести настоящее созвучие с людьми. Замкнуто-углублённые (шизоиды) – это одиночки по жизни потому, что не могут долгие годы жить рядом с человеком, который не принимает концепций и логических построений, сформировавшихся в сознании шизоида в процессе мировосприятия. Интересно, что шизоиды создают свои теории абстрактно, опираясь не на реальность, которая наполнена данными из экспериментов, визуальными изображениями и земными образами, – тем, что должно, казалось бы, быть таким, каким это видит реалист, то есть без лишних символов, приписываемых реальности, символов чуждых реалисту. Например, некоторые замкнуто-углублённые верят в истинность физики как науки, тогда как она может дать лишь подтверждение экспериментальным данным, но часто не отвечает на вопросы типа: «Как связать между собой корпускулярную и волновую природу света?», «Что из себя представляют частицы, из которых мы все состоим?» и прочее.

В качестве яркого примера для разъяснения миропонимания шизоидов и реалистов выступает специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна. Многие реалисты понимают её буквально и на первом этапе её изучения запутываются в преобразованиях Лоренца, пытаясь разрешить загадку школьных вычислений. Всё заканчивается тем, что заинтересовавшийся СТО реалист просто на просто находит парадоксы в этой теории (как, в принципе, и полифонист, если мироощущение последнего находится ближе к реалистическому). Эта теория на самом деле не утверждает абсолютную истинность пространства-времени, она даёт лишь интерпретационный подход к реальности там, где классическая физика бесполезна. СТО не опровергает классическую механику, а наоборот, дополняет её. СТО – это теория не только о кинетике тел, это теория о поправках в измерениях между двумя движущимися телами (системами отсчёта). Рассмотрим простой пример из этой области. Пусть два тела находятся на большом расстоянии друг от друга и, вместе с тем, перемещаются друг относительно друга. Для доказательства справедливости СТО нужно рассмотреть проекцию скорости одного тела вдоль определённой оси координат в пространстве. Если мы знаем компоненты скоростей в выбранном базисе, тогда мы можем запустить пучок света вдоль выбранной оси и ждать его возвращения, после отражения от исследуемого движущегося тела. Именно света потому, что его скорость постоянна в пространстве, к нему нельзя применить понятие относительности, его характеристики говорят об абсолютной скорости независимо от выбираемой системы координат, а следовательно, скорость его распространения даёт объективную информацию об относительном движении тел, когда истинную скорость того или иного тела часто определить нельзя. В качестве примера можно сказать об ощущении покоя человека, который неподвижно стоит на асфальте, когда планета Земля совершает своё движение вокруг Солнца. При этом для данного человека ощущение перемещения Земли не наблюдаемо, чего нельзя сказать о случае распространения в пространстве светового луча. Так вот, когда пучок света, отразившись от движущегося тела, вернётся к нам, что мы сможем сказать о том теле, от которого он отразился, с точки зрения механики Ньютона? Ничего, потому что после отражения света тело, которое мы исследуем, продолжит своё движение, и информация о его положении в момент отражения света будет бесполезной, так как, прежде чем отражённый свет достигнет системы отсчёта наблюдателя, пройдёт ещё некоторое время. Поэтому единственный разумный способ узнать об искомых параметрах относительного движения – это ввести положение о неравномерном течении времени в движущихся относительно друг друга системах отсчёта, при этом собственное время каждой из систем отсчёта будет зависеть от скорости её движения.

Для большинства шизоидов, занимающихся релятивистскими явлениями (когда изучаются процессы движения тел со скоростями близкими к скорости света), вопрос о неравномерном течении времени очевиден и более того – истинен, потому что иных способов узнать о состоянии объектов, находящихся на расстояниях десятков световых лет, нет. Конечно, глупо утверждать, что если допущения о непостоянстве течения времени абстрактны, то и все знания из космологии фиктивны. Нет! Данные о строении вселенной верны, несмотря на такие допущения, как неравномерность течения времени. Иллюстрация на примере этой теории как нельзя лучше описывает мышление шизоида или полифониста с преобладанием аутистического мироощущения, так как они готовы принять за истину все следствия из СТО о неравномерном течении времени только потому, что эксперимент показывает эффективность применения этой теории (например, без СТО не должно существовать антиматерии, а её уже экспериментально подтвердили обнаружением позитрона; спин элементарных частиц можно объяснить только релятивистскими явлениями и прочее). Однако мышление шизоидов ещё более глубокое и сложное, оно часто не останавливается на основах и углубляется в бесконечность абстрактных схем, теоретизации, логики, духа и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: