учебных умений школьников.




На уроках вводного курса истории школьники впервые встречаются с историческими фактами, излагаемыми в учебнике в строго хронологической последовательности. В связи с этим учителю необходимо формировать у школьников умение локализовать исторический материал во времени и пространстве. овладение этим умением начинается со знакомства школьников с единицами измерения исторического времени. В процессе такой работы дети осознают, что отдаленность событий во времени исчисляется тысячелетиями, веками, десятилетиями, годами. Затем учащиеся постепенно начинают овладевать способами действий при исчислении исторического времени, учатся устанавливать, как давно происходило событие, какова его продолжительность во времени; что было раньше, что позже, на сколько лет или веков; к какому веку относится событие в каком году произошло; в какое время года случилось, какова точная дата происшедшего.

Формирование историко-временных представлений и, соответственно, умений работать с хронологическим материалом следует начинать на первом, вводном уроке при ознакомлении школьников с оглавлением учебника.

Учитель объясняет, что каждое историческое событие, о котором рассказывается в учебнике, ограничено временными рамками. Предлагая детям прочитать заголовки, он дает задание установить, что из того о чем говорится в оглавлении учебника, произошло раньше, а что позже. Школьники подмечают, что события, относящиеся к более отдаленному времени, представлены в учебной книге в первых рассказах, а к более поздним событиям – в последующих рассказах. Под руководством учителя дети делают вывод о последовательности исторических событий во времени.

Далее учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом вступительной статьи, где приводятся исторические факты. После чтения ими текста обсуждает с учащимися вопросы о назначении в курсе хронологических данных и о важности работы с ними. Выслушав объяснения учащихся, учитель подводит итог проделанной ими работы и еще раз уточняет, что слово дата – это обозначение времени, когда совершился исторический факт.

Для закрепления полученной информации учителю следует провести со школьниками беседу, в которой могут быть поставлены такие вопросы: что такое век? В каком веке мы живем? Далее организуется работа с лентой времени, вмещающим временные рамки с I по XXI в. Учитель предлагает учащимся установить, какие века были раньше, в более отдаленное от нас время, а какие позже, то есть ближе к нашим дням. После чего ученики должны определить, к какому веку относятся названные учителям даты. В качестве примеров педагогу целесообразно предлагать не отвлеченные данные, а даты наиболее важных исторических событий, изучать которые ученикам предстоит на следующих уроках. Такая работа будет способствовать становлению познавательного интереса школьников.

Младшие школьники затрудняются соотнести год и век пограничных дат, находящихся на стыке веков. Это даты конца 90-х гг. любого века, обозначающиеся сотенными числами, например: 1000, 1700, 1900 гг. Тщательной отработки требуют даты, состоящие из трех цифр, так как отсутствие первой, указывающей на тысячелетие цифры, на начальном этапе работы сбивает с толку как четвероклассников, так и пятиклассников. Поэтому, опираясь на материал учебника, учителю следует напомнить детям, что счет лет ведется не только годами и веками, но и тысячелетиями. Им необходимо объяснить, что при четырехзначном обозначении года первые две цифры (тысячи и сотни) указывают число уже прошедших веков, а две последние показывают, сколько прошло лет нового века. При трехзначной дате количество прошедших веков указывается одной первой цифрой даты обозначающей сотни. Это значит, что событие относится к более отдаленному времени, когда не прошло ни одного тысячелетия.

Учащимся, которые на первых занятиях не усваивают это умение, можно предложить к числам, указывающим тысячи и сотни лет (четырехзначная дата), или одни лишь сотни (в трехзначной дате) мысленно прибавить единицу. Например: 1146г. – 11+1=12 (XII) век, 1242г. – 12+1=13 (XIII) в. исключение составляют лишь даты, не имеющие десятков и единиц и оканчивающиеся двумя нулями, например 1700г. В таких датах, в связи с тем, что окончанием любого века является цифра обозначающая количество сотен, единица не прибавляется, а первые две (в трехзначной дате – одна) цифры даты указывают на то, к какому веку она относится.

На последующих уроках работа по формированию это ведущего предметного умения продолжается, а на отдельных уроках по мере необходимости, ей отводится значительное время. По прошествии нескольких уроков дети должны научиться работать с датами правильно и быстро.

При изучении содержания первых рассказов учебника учителю необходимо сосредотачивать внимание учеников на всех эпизодах, содержащих хронологические данные. Впервые точные данные по хронологии приводятся в рассказе учебника «Крещение Руси» (возникновение христианства – I век, начало крещения Руси – X век; 988г.). Внимание учеников следует обратить на отдаленность этих событий друг от друга и от наших дней:

- Сколько веков прошло со времени зарождения христианства до начала принятия этой религии на Руси?

- Сколько веков прошло с начала крещения Руси до наших дней?

- Сколько лет тому назад на Руси было принято христианство?

Работа с хронологией должна органично увязываться с другими видами учебной деятельности. Так при изучении рассказа «Приди ко мне брате, в Москов» ученикам предлагается ответить на вопросы о природных условиях края, где была основана Москва. Одновременно учащиеся выполняют задание, приведенное в учебнике, и объясняют названия рек: Ленивка, Каменка, Капля и др. после самостоятельного чтения пяти абзацев в ходе беседы обсуждается информация о встрече Юрия Долгорукова с Черниговским князем Святославом об истории возникновения прозвания князя Юрия, о его внешнем виде и активной самостоятельной деятельности. Встретившуюся в тексте дату первого упоминания о Москве в летописи учащиеся записывают в «Таблицу дат». Затем учитель спрашивает у детей: к какому веку относятся описываемые в рассказе события, сколько веков назад это было, сколько лет исполняется Москве в этом году, если год первого упоминания о Москве в летописи считать датой основания города? После ознакомления с материалом о результатах раскопок на территории Кремля учитель предлагает учащимся определить, на сколько лет раньше первого летописного упоминания возникла Москва. Они, как правило дают правильный ответ: почти на сто лет.

Учебная деятельность школьников по формированию умений локализации исторических фактов во времени должна предварительно продумываться и постоянно направляться учителем. По мере накопления учащимися «хронологического багажа» можно проводить игры-соревнования команд на лучшее знание дат. Особое внимание следует уделить работе с тестовыми заданиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: