Консультация для родителей
Форма проведения: видеоконсультация
Провела: Калинина Лариса Николаевна,
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 46»
г. Череповец
2020-2021 уч.год
Цель: информирование родителей о возможном происхождении психоэмоциональном напряжении у детей.
Задачи:
1. Повышать компетентность родителей в данном вопросе.
2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на снятие напряжения у детей дошкольного возраста.
Знаете ли Вы, что даже маленьким детям необходимо уметь расслабляться?
А ведь действительно, дети, как и взрослые, могут находиться в постоянном напряжении, состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, возрастной кризис, усталость или перевозбуждение.
Психоэмоцональное возбуждение сопровождается мышечным напряжением. Что это такое? Напряжение в мышцах ощущается как неприятный «зажим» или «панцирь», и не позволяет свободно двигаться. Напряжение может быть следствием долго пребывания в неподвижном или неудобном положении, а может свидетельствовать о сдерживаемых внутри нас мыслях, чувствах, переживаниях, которые активно ищут выход и накапливаются в мышцах.
Независимо от происхождения напряжения с ним можно и нужно уметь справляться. Особенно важно учить способам работы с этим неприятным явлением детей, чтобы они умели разряжаться без ущерба для себя и окружающих. И конечно, чем раньше дети научатся слушать и уважать своё тело, тем вероятнее, что им будет проще работать с ним и во взрослом возрасте.
Общее правило для большинства упражнений по снятию мышечного напряжения – это чередование напряжения и расслабления разных групп мышц. Упражнения для детей отличаются от упражнений для взрослых игровым форматом и образностью действий.
|
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми игровыми приемами и упражнениями для снятия напряжения у детей.
Начнем знакомство с упражнений для снятия напряжения мышц лица.
Упражнение «Щелкунчик». Представьте, что мы с вами превратились в Щелкунчиков, и теперь должны разгрызать орехи. Орехи твёрдые, чтобы их раскусить, нужно крепко-крепко сжать зубы, чтобы орешек поддался. Наши челюсти напрягаются, орешек раскалывается. Теперь разожмите челюсти. Можно варьировать толщину скорлупы ореха и время, необходимое для того, чтобы его раскусить.
Упражнение «Дудочка». Сейчас давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
Упражнение «Сердитая кошка». А теперь мы превратимся в сердитую кошку. Она не только шипит, но ещё показывает свои острые когти. Так она защищается. Но через некоторое мгновение, кошка становится доброй, ее лапки расслабляются, делаются мягкими, податливыми, готовыми к приятным прикосновениям.
Следующий набор игр для снятия напряжения всего тела.
Игра «Холодно-жарко». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками. Голову можно прижать к рукам – греетесь. Согрелись – расслабились. Но, вот снова подул холодный ветер…»
|
Игра «Сосулька». Просим детей вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что вы – сосульки. Все мышцы тела напряжены. Просим зафиксировать это положение на 1-2 минуты. Затем выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук, сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги. Это упражнение можно выполнять не только стоя, но и лёжа на полу.
Игра «Макароны». Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы – пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком… А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги, и почувствовать какие вы замечательные!
Игровые приемы, направленные на расслабление положительно влияют на психическое развитие ребенка. Помогают ему приобрести определенные навыки действий в различных ситуациях.
Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче и более полно. Если же тело напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку трудно правильно отреагировать или принять подходящее решение. Когда ребенок спокоен и чувствует себя уютно, он учится быстрее и легче. Дети становятся восприимчивее, любопытнее, у них поднимается настроение. И для нас, взрослых, общение с детьми, которые чувствуют себя хорошо, обещает быть более приятным и продуктивным.