Моя позиция по государственному социализму




Один из моих критиков как-то заметил, что в понятии «государственный социализм » заложено такое мощное противоречие, что оно разрушает самое себя. Он утверждал, что «государственный» - это значит автократичный (от ГО-сударь, большой сударь, чисто русское изобретение, везде королевства, княжества, империи, джамахирии и пр.) Тем более, - продолжал он развивать свою мысль, - такому смыслу хорошо соответствовало и государство СССР. Государство как инструмент насилия, инструмент не охраны своего народа, а самозащиты от собственного народа. И вот рядом с таким жестоким смысловым понятием ставится «социализм». Государство подавляет общество, уничтожает его, захватывая все новые и новые функции управления. Так де было в СССР.

Действительно, государство в СССР вобрало в себя все возможные функции (кроме, пожалуй, функции религиозного одурманивания народа, хотя соответствующий государственный аппарат, отслеживающий деятельность церквей самых различных конфессий, в стране существовал). Аналога этому явлению в истории не было. Сосредоточение буквально всех функций управления в руках государственного аппарата стало неизбежным явлением не по чьей-то воле и злонамеренной прихоти, а в силу господства в обществе общенародной собственности. В условиях же ликвидации начиная с конца 1920-х годов народовластия такая концентрация власти позволила создать небывалую по мощности и глубине проникновения во все поры общества диктатуру партийно-государственного аппарата. Однако, как я уже выше отмечал, эта диктатура могла существовать только при одном условии, что она обслуживала основные потребности общества, на котором она паразитировала. Что касается утверждения оппонента о том, что государство подавляло общество, то оно верно лишь частично. Все-таки, если подходить объективно к оценке исторических фактов, то следует признать, что обязанностью любого современного государства, в том числе и существовавшего в СССР, является обслуживание своего народа, а не только подавление классового противника, т.е. трудящихся масс, хотя в последнее время роль этой функции возросла. Позитивная роль государства проявляется во многих функциях, начиная от организации в обществе образования, здравоохранения, социального обеспечения, кончая защитой общества от внешних врагов. Даже карательные органы в СССР занимались главным образом борьбой с криминалитетом, который с ликвидацией советского государства стал буквально терроризировать жизнедеятельность граждан и юридических лиц, разрастаясь как раковая опухоль (продажа наркотиков, проституция, игорный бизнес и т.п. «деяния»).

Что же касается сочетания социализма и государства, то эти понятия в СССР были неразделимы. Государство обеспечивало управление единым народнохозяйственным комплексом, содействуя его развитию, организовывало распределение и перераспределение национального дохода, отвечало за соблюдение законодательства по оплате труда, осуществляло выплаты и предоставление услуг за счет общественных фондов потребления и т.д. Короче говоря, государство несло ответственность за функционирование системы экономических отношений в обществе. И ничего противоестественного нет в том, что я назвал социализм, существовавший в СССР, государственным, имея при этом в виду, что общенародная собственность имела государственную форму.

Довольно часто по неведению сравнивают государства, существовавшие в СССР и Древнем Египте, отождествляя их функции. Конечно же, у фараона после объединения Северного и Южного Египта и у номархов был развитый аппарат управления, так же, как и армия. Но в отличие от СССР огромную роль в Египте играли жрецы. И еще трудно сказать, у кого в Древнем Египте было больше власти – у фараона или у жрецов. Государство в Египте отвечало при активном участии крестьянских общин в строительстве и поддержании в порядке ирригационных систем. Важнейшей задачей государственного аппарата было удерживать в повиновении огромное число рабов, а также обеспечивать их «добычу» в ходе завоевательных походов. Вот, собственно, и все, чем занималось государство в те давние времена. Разве эти функции идут в какое-либо сравнение с теми, которыми приходилось заниматься государству в СССР, не говоря уже о том, что сравниваемые государства действовали в различных общественных формациях? Достаточно заметить, что при рабовладельческом способе производства господствующую роль играла частная собственность, как в сфере производства, так и в торговле. Набирал силу ростовщический капитал. В СССР же преобладала обратная тенденция – всемерное и систематическое подавление частного и кооперативного предпринимательства, доходившее до крайностей (особенно при Н.Хрущеве, который даже ввел ограничения на ведение личного подсобного хозяйства).

Не могу также пройти мимо абурдной идеи, содержащейся в книге И.Шафаревича «Социализм как явление мировой истории », в которой он умудрился назвать общественный строй в государствах инков, иезуитов в Парагвае и т.д. «государственным социализмом». В этих государствах господствовало рабство в сочетании с крепостничеством, а власть имущих покоилась на безжалостном насилии. Неужели именно эти свойства древних общественных систем правомерно отождествлять с социализмом в современном понимании этого слова и вообще утверждать, что социализм является «общеисторическим понятием»? Это - не наука, а карикатура не нее. И даже сам И.Шафаревич вынужден был, в конце концов, придти к следующему выводу относительно порядков, существовавших в парагвайском государстве иезуитов: «…попытка низведения сотен тысяч людей до муравьиного существования представляется гораздо более страшной картиной, чем любая каторга». Утверждать же, что социализм существовал во все эпохи человеческой истории – это означает ничто иное, как полное пренебрежение идеей развития человечества, смены одной общественной формации другой.

И еще одно методологическое замечание следует сделать. При анализе общественного строя в СССР неправильно абсолютизировать характерные черты того или иного этапа (военного коммунизма, периода нэпа, сталинщины, хрущевской противоречивой и сумбурной «оттепели», брежневского «застоя», горбачевской перестройки), распространяя их на весь период существования советской страны. Многие социологи за эталон советского строя берут годы сталинской диктатуры с ее массовыми репрессиями и на этой основе делают фундаментальные выводы о политико-экономической сущности общественного устройства в СССР. А почему, собственно, сталинщина была наиболее характерным этапом существования социализма в СССР? С таким же успехом можно распространить на весь период существования СССР отличительные черты горбачевской перестройки. Этот метод я не могу не назвать иначе, как примитивным упрощенчеством. Даже в жизни отдельного человека существуют качественно различные этапы, отделяемые друг от друга переломными точками. Что же говорить тогда о такой сложнейшей системе, как общество?

Иной раз в дискуссии встречались и такие перлы логики, как нижеприводимый пассаж: «Определяющий фактор при анализе классовой природы общества заключается не в том, являются ли средства производства частной собственностью класса капиталистов или принадлежат государству, а в том, будут ли средства производства капиталом, будут ли они монополизированными и отчужденными от непосредственных производителей. Советское руководство придерживалось той же позиции по отношению ко всей экономической системе, которую занимает капиталист по отношению к отдельному предприятию. Определение классового характера Советского Союза как «бюрократического государственного социализма» - иррациональное выражение, за которым кроются реальные экономические отношения государственно-капиталистического эксплуататора и лишенных собственности эксплуатируемых». Уже первое же предложение абсурдно по своему существу. Совершенно очевидно, что если средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, то, следовательно, они являются и капиталом. Ведь капитал есть отношение капиталистов и наемных работников, ибо именно в этом состоит суть капиталистической частной собственности. Если существует капитал, то имеет место и отчуждение наемных работников от средств производства. Что же касается монополизации, то она есть лишь одна из форм бытия капитала. И отчуждение работников от средств производства не является следствием монополизации. Утверждение о том, что советское руководство придерживалось той же позиции по отношению ко всей экономической системе, которую занимает капиталист по отношению к отдельному предприятию, не только не соответствовало действительности, но и бессмысленно по существу, ибо не понятно, что написавший эту чушь имел в виду под отношением советского руководства к «экономической системе». Еще ни один человек не догадался писать об отчуждении «экономической системы» от объекта собственности и эксплуатации ее руководством той или иной страны. Ну, а последнее предложение является следствием двух предыдущих предложений, и в нем особенно примечательна мысль о том, что за иррациональностью скрываются реальные отношения.

Не могу не привести еще один типичный образчик игры словами, который именуется «диалектическим методом». Вот этот шедевр: «Природа нам дает свой ответ разрешения противоречий. Взаимодействие двух противоположных полов людей рождает новое качество – нового человека (Какая глубина мысли! Правда не очень понятно, в чем же проявляется новое качество новорожденного – мое). Взаимодействие двух химических элементов создает новый элемент с новым качеством (откровенно говоря, я не понимаю, как, например, взаимодействие водорода с кислородом порождает, кроме воды, новый элемент с новым качеством– мое). Так и в обществе. Противоречия отношений труда – капитала путем слияния своих свойств под воздействием катализаторов, самоуничтожаются, рождая новое общество с новыми качествами. Точнее сказать, рождают новое явление, где свойства и капитализма, и социализма, самоуничтожаясь, возвращаются объединенными в новое качество. Капитал и труд объединяются в одном носителе. Упразднение наемного рабства» (Маркс), освобождение труда сопровождают рождение нового человека, экономически независимого и потому творческого и деятельного. Ну, а отсюда мы уже можем говорить и о СУЩНОСТИ социалистических отношений собственности». Теперь постараемся оценить рассуждения нашего «диалектика» об обществе. Что за отношения труда и капитала? Ведь капитал взаимодействует с рабочей силой – потенциальным носителем труда, а не с самим трудом. Труд связан с процессом производства, а рабочая сила, представленная на рынке личностью наемного работника, проявляет себя в системе экономических отношений с капиталистом – персонифицированным капиталом. Что за таинственные катализаторы, которые обеспечивают слияние труда и капитала и уничтожение противоречий между наемными работниками и капиталистами? Что это за процесс самоуничтожения труда, который в принципе неуничтожим до тех пор, пока существует общество. Так же не понятно, каким образом происходит самоуничтожение капитала? Где этот процесс можно наблюдать? И вот в итоге этих двух таинственных процессов происходит рождение нового общества, которое в реальной действительности всегда имеет форму социальной революции. Далее. Что это за носитель, в котором объединяются капитал и труд после их самоуничтожения? Оказывается, им является новый человек, причем экономически независимый. Что это за чудо – «экономически независимый человек»? Даже святые отшельники, добровольно уходящие от общества и живущие в пещере, нуждаются в подаяниях в форме хлеба и воды, которые им приносят сердобольные люди. Даже Робинзон Крузо был связан с тем обществом, которое его породило. А далее совершается настоящее чудо (так же, как и рождение нового химического элемента) – «экономически независимый человек», ставший отшельником в обществе, становится творцом нового и проявляет себя в бурной деятельности. Спрашивается, что это за деятельность индивида, оторванного от общества? И каков характер его творчества? И вот этот мистический процесс рождения нового качества приносит свои плоды – на свет появляется ничто иное, как СУЩНОСТЬ социалистических отношений собственности! Вот с такого рода «доказательствами» приходится нередко иметь дело в ходе дискуссий.

Бытует и такое мнение, что термин «социализм» является нелепостью и тавтологией. Оно высказано Г.Исаевым (isaev43@mail.ru), который при этом опирается на высказывания классиков марксизма. Он, в частности, цитирует В.Ленина, который в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата » писал следующее: «Теоретически не подлежит сомнению, что между капитализмом и коммунизмом лежит известный переходный период. Он не может не соединять в себе черты или свойства обоих этих укладов общественного хозяйства<...>Социализм есть уничтожение классов<...>Но сразу классы уничтожить нельзя. Классы остались, но каждый из них видоизменился, видоизменились и их взаимоотношения<...>Классовая борьба не исчезает<...>а лишь принимает иные формы» (В.Ленин. ПСС, т.39.с.271). Далее он цитирует К.Маркса, который в работе «Критика Готской программы» писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме революционной диктатуры пролетариата» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т.19 с.27). И на основании вышеприведенных цитат из произведений К.Маркса и В.Ленина Г.Исаев делает вывод о том, что социализм есть вопрос прежде всего политический, вопрос власти. Вывод этот верный, правда, с той лишь оговоркой, что переход от капитализма к социализму подготовлен формированием совокупности экономических предпосылок в недрах капиталистического способа производства, а вот сам переход из одной формации в другую невозможен без политической борьбы двух враждующих между собой классов, а после победы социалистической революции власть, как показала история, может иметь такую форму диктатуры пролетариата, как Советы. Но власть может со временем трансформироваться и в диктатуру партийно-государственного аппарата.

Отметив трагические последствия поражения социализма в СССР, Г.Исаев с возмущением пишет о том, что термин «социализм » используется самыми различными политическими силами. «Как, например, объяснить, - пишет он, - что в течение всего XX века под красивой вывеской социализма спокойно могли существовать (и существуют теперь – Северная Корея) какие угодно реакционные режимы, вплоть до людоедских (были и такие в 70-х годах в Африке), только не сама рабочая власть? Есть что-то сатанинское в том, что даже у чудовищного выродка Гитлера была не какая-нибудь, а «Национал-социалистическая партия». Сегодняшние фашисты Швеции объединены в «Национал-социалистический фронт», в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока существуют партии БААС – «Партии арабского социалистического возрождения». В Ливии у Муаммара Каддафи «Арабская социалистическая джамахирия»<...>Сколько на свете социализмов, где настоящий? Удивительная вещь социализм – он все стерпит, все прикроет! Почему? Не потому ли, что сам термин страдает неким скрытым дефектом, позволяющим использовать себя одновременно и коммунистам и фашистам и феодалам с людоедами?» Далее Г.Исаев подводит итог своим размышлениям по поводу этого удивительного феномена: «...теперь мы уже должны признать, что термин «социализм» оказался неточен, а неточен – значит, неверен. Отсюда и масса проблем с ним». И Б.Исаев предлагает вместо термина «социализм » применять другой термин – «пролетаризм ». Ниже привожу его обоснование нововведения в революционный лексикон: «”Пролетаризм”<...>подчеркивает, что в классовом социалистическом (пролетарском) обществе властвовать должны не партии (пусть и трижды пролетарские), не вожди (даже беззаветно преданные) пролетариату), не государство – нет! Власть должна находиться в руках самих организованных рабочих, организованного в класс пролетариата: власть политическая и экономическая, власть в центре и на местах, власть абсолютная, ни с кем неделимая. Как пролетариат (как единое целое, единый социальный субъект) может осуществлять свою власть, свою диктатуру – разговор особый. Он впереди. Пролетариат – единственный класс, чьи интересы полностью совпадают с интересами всего общества. Даже завоевав власть, становясь хозяином, диктатором общества он при этом остается классом производящим, не могущим жить за чужой счет. Наоборот, без его труда не выжить обществу. Все необходимые материальные блага для существования общества пролетариат производит один, а потребляют все. То есть даже и при собственной власти он остается, в определенной мере, классом эксплуатируемым! Чтобы освободиться от такого полурабского положения, он, как никто другой, кровно заинтересован в неукоснительном исполнении Основного Закона социализма в «распределении труда и продуктов производства, в интересах общества в целом, стимулирующем рост общественного благосостояния и общественного сознания» (Второй Коммунистический Манифест, гл.II). Лишь эта дорога ведет человеческий род в коммунистическое будущее, где люди свои общие проблемы будут решать, исходя из коммунистического (чисто природного!) принципа «Каждый по способностям! И своими руками, и головой, как это было на заре человеческой истории. Не назад, а вперед к природе! Коммунизм – это цель, а социализм, точнее, пролетаризм, рабочая власть – дорога к цели. Но чего стоит цель, пусть даже и великая, без верной дороги к ней? Встанем на верную дорогу, дойдем до цели, нет – снова жестоко опрокинемся в прошлое. Вот почему необходимо вводить в работу, в действие термин, ясно говорящий о главном в социализме, без чего он вообще не мыслим как таковой. Фонетика, звучание нового слова не дадут никому забыть, что за власть, что за строй в Новом обществе, а главное – кто в нем Хозяин».

Видимо, Б.Исаев также принадлежит к клану философов, которые привыкли мыслить абстрактными категориями, не заботясь о том, насколько они адекватны действительности. Спрашивается, что из себя представляют «организованные рабочие, организованные в класс пролетариата»? Организованные в какой-то неизвестной до сих пор форме «единого социального субъекта»? И у этого субъекта не должно быть никаких там лидеров, руководителей и вождей. Просто сами по себе организованные пролетарии. Далее. Если есть пролетарии, не владеющие средствами производства, то, спрашивается, кто же является их собственником в «пролетаризме»? Из вышеприведенной выдержки мы узнаем, что пролетарии, организованные в единый класс и представляющие собой единый субъект, став полноправными хозяевами, а также диктаторами общества, все-таки не перестают быть классом эксплуатируемых. Кем эксплуатируемых? Известно только одно, что пролетариям в «пролетаризме» еще предстоит «освободиться от полурабского положения». Я не намерен комментировать коммунистический проект Б.Исаева, однако, что касается дороги, ведущей к его реализации, то мало верится в то, что только смена термина в силу нового его звучания позволит пролетариату вкупе со всем счастливым обществом без проблем слиться в экстазе с природой в коммунистическом обществе.

 

 

Контрреволюция

«Если бы вы, господин Буш, захотели уничтожить Советский Союз, чтобы вы сделали по-другому, чем Горбачев?»

Г.Киссинджер

«Наступление на страну велось планомерно, с подготовленных позиций и по широкому фронту».

М.Полторанин

«По признанию руководства США, на борьбу с социализмом потрачено 5 трлн. долл».

М.Давидоу

С каждым годом появляется все больше информации о конкретных причинах и механизме развала СССР. Так, недавно разоткровенничался один из руководителей МГД - соратник Б.Ельцина Г.Попов. В своем интервью, данном корреспонденту газеты «Совершенно секретно » Л.Велехову (№ 3 за 2010), он признался, что целью Межрегиональной депутатской группы (МГД) был захват власти. Он сказал, что «…главная наша задача – отстранить КПСС от власти, убрать из конституции 6-ю статью. И вот на этой платформе действительно объединились все. Так возникла «Демократическая Россия» - объединение всех против КПСС. Монархисты, анархисты, «истинные коммунисты», крайне левые, либералы: кого там только не было. Так был создан единый «кулак» и впервые мы применили его на республиканских и местных выборах весной 1990 года». В этом перечне противников действовавшей в СССР власти Г.Попов «забыл» упомянуть сепаратистов, сыгравших решающую роль в развале СССР. А сам Г.Попов вынужден был признать, что именно МГД была непосредственно виновна в разрушении единого государства: «Так что, подводя итоги: объединение демократических сил (хороши же «демократы», расстрелявшие три года спустя российский парламент – мое) дало победу, но уже на другой день после победы мы обнаружили, что нет общей конструктивной платформы; а сама победа была организована таким образом, что шансы на сохранение Союза уменьшались». И еще одно важное заявление сделал в этом интервью Г.Попов: «В окончательном варианте реформы были по максимуму учтены интересы номенклатуры. И интересы Запада. Потому что без помощи Запада Ельцин и новая власть в целом удержаться бы не смогли». Под Е.Гайдара США обещали Б.Ельцину 37 млрд. долларов.

В августе 2011 года исполнилось 20 лет со времени т.н. путча. Своими воспоминаниями поделился А.Пригарин (в настоящее время - лидер партии РКП – КПСС), который в то время был руководителем Центра политического анализа и прогнозирования при Секретариате ЦК КПСС. Он сообщил о тех памятных событиях следующее: «Бывший в то время первым секретарем Московского горкома КПСС, Ю.Прокофьев, вспоминает о разговоре с В.Крючковым, который состоялся 7 или 8 августа, то есть за 10 дней до ГКЧП: «С Крючковым пошел разговор о положении в стране, и он поинтересовался моей точкой зрения на введение на введение чрезвычайного положения в августе. Он совершенно четко сказал, что партия не должна в этом участвовать, и представители партии не войдут в состав комитета: «Партия должна быть в стороне от этого дела. Это дело чисто государственное». 19 августа к 10 часам утра меня вызвали на заседание секретариата ЦК. Вел его Шенин, рассказал то, что я уже знал ночью. Стали спорить: когда собирать пленум ЦК. Большинство настаивало собрать на следующий день и определить свою позицию, а пока ограничиться телеграммами в регионы, чтобы сохранить спокойствие».

В 10 часов 50 минут Секретариат ЦК КПСС за подписью О.Шенина направил из Москвы шифрограмму. В ней говорилось: «В связи с введением чрезвычайного положения примите меры по участию коммунистов в содействии Государственному Комитету по чрезвычайному положению в СССР. В практической деятельности руководствоваться Конституцией Союза ССР. О Пленуме ЦК и других мероприятиях сообщим дополнительно». В 10 часов 30 минут 1-ый секретарь ЦК КП РСФСР В.Купцов собрал совещание руководящего состава партии<…>Привожу основные тезисы, высказанные В.Купцовым, как они записаны в моем рабочем блокноте: «Лукьянов не вошел (в состав ГКЧП), чтобы обеспечивать контроль за его действиями<…>Михаил Сергеевич жив, нездоров<…>В ГКЧП не представлена КПСС, работают госструктуры<…>Завтра вечером в 18.00 Пленум ЦК. Повестка: «Действия партии в условиях чрезвычайного положения».

Обращают на себя внимание два момента. Первый: решение о неучастии партии в чрезвычайных событиях было принято заранее, повидимому, еще в ходе весеннее-летних «разработок», а значит по согласованию, либо по прямому указанию самого Горбачева.

И второй: несмотря на решение Секретариата ЦК КПСС и озвученную информацию, никто больше не слышал о Пленуме ЦК, назначенном на 20 августа. И шифрограмма О.Шенина, посланная после решения Секретариата, не содержала никаких намеков на назначенный на следующий день Пленум. По воспоминаниям участников, отмены Пленума добился В.Ивашко (второй, после Горбачева, секретарь ЦК), срочно вернувшийся из санатория в Барвихе.

А что означает неучастие, а в лучшем случае благожелательный нейтралитет со стороны партии? Несмотря на тяжелые удары и потерю значительной части своего влияния, КПСС оставалась правящей партией, скелетом всей государственной системы. И вся эта система без КПСС стала похожей на человека, из которого умудрились изъять скелет – просто бесформенный мешок мяса. ГКЧП оказался подвешенном в пустом пространстве.

Я убежден, что уже во второй половине дня члены ГКЧП осознали, что руководство партии их просто бросило, «кинуло», как сказали бы сегодня. И именно этим объясняются, на мой взгляд, мрачные, обреченные выражения лиц членов ГКЧП, дрожащие руки Янаева на их вечерней пресс-конференции.

В результате, 20 августа ГКЧП активно не действовал, а ельцинисты наращивали свои силы. В ночь на 21 августа, после затяжных споров, ГКЧП отказался от силового решения конфликта, утром 22-го Язов приказал вывести войска из Москвы, днем Г.Янаев официально распустил ГКЧП, а вечером, в 21-00 Секретариат ЦК КПСС принял капитулянтское позорное решение. Вот оно: «Текст шифрограммы Секретариата ЦК КПСС от 19 августа был составлен на основе дезинформации, сообщенной участникам Секретариата ЦК о состоянии здоровья Генерального секретаря и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Текст не отражал всех соображений, высказанных участниками Секретариата при обсуждении данного вопроса, и был передан для срочной отправки на места. С учетом изложенного считать текст шифрограммы от 19 августа 1991 года недействительным». Документ подписали: Ивашко, Дзасохов, Лучинский, Семенова, Фалин, Калашников, Мельников, Гиренко, Манаенков, Строев, Купцов и другие.

Дальнейшее хорошо известно. 22 августа в Москву возвращается Горбачев, идут аресты членов ГКЧП. 23 августа подписывает Указ о приостановлении деятельности КП РСФСР. 25 августа Горбачев заявляет о сложении с себя полномочий 1-го секретаря и роспуске ЦК КПСС» (Impuls2007 <impuls2007@googlegroups.com).

Любопытен также доклад доктора наук Петера Бахмайера, сделанный им на конгрессе в Фельдкирхене 3 сентября 2010 года, в котором он анализирует историю психологической и культурной войны против СССР и современной России, которая велась Западом во главе с США (см. швейцарская газета Zeit-Fragen № 41 от 19.10.2010). В своем докладе П.Бахмайер сообщает, что «Проект русского исследования » (Russian Research Project) в Гарварде, руководимый Раймондом Бауэром и Алексом Инкессом, был совместным предприятием ЦРУ, американских военно-воздушных сил и Корпорации Карнеги. Институт опубликовал в 1956 году исследование под заголовком «Как работает советская система » (How the Soviet System Works), которое стало стандартом в изучении Советов. К психологической войне имеют прямое отношение радиопередачи ЦРУ на Восточную Европу, «принадлежавшие также к одним из самых дешевых, надежных и самых эффективных инструментов американской внешней политики», как позднее объясняла Джин Киркпатрик, а именно «Голос Америки» (Voice of America), РИАС (RIAS) Берлин, Радио Свобода (Radio Liberty), которые вещают до сегодняшнего дня на русском языке и на языках стран СНГ. Далее в докладе сообщается, что администрация Рейгана в 1982 году разработала план демонтажа советской системы, в котором четвертым пунктом значилась «психологическая война».

И еще одна интересная информация была сообщена П.Бахмайером, которая смыкается с признаниями Г.Попова о наличии в верхнем эшелоне власти СССР влиятельных политических деятелей, образовавших пятую колонну Запада. П.Бахмайер сообщает: «Главный архитектор перестройки был Александр Яковлев, с 1985 г. секретарь ЦК КПСС по идеологии, который в 50-е гг. учился в Вашингтоне и стал убедительным приверженцем неолиберализма, как он мне при беседе в Вене 9 ноября 2004 г. объяснил. К этой группе принадлежали также такие люди, как Егор Гайдар, Григорий Явлинский, Борис Немцов, Виктор Черномырдин, Герман Греф и Анатолий Чубайс. Яковлев создавал с ними в Советском Союзе пятую колонну Запада, которая сохраняет до сегодняшнего дня на заднем плане свои связи. Также Борис Ельцин был человеком американцев, он в сентябре 1989 года по приглашению Эсалоновского института в Калифорнии, который имел с 1979 года американо-советскую программу обмена, при визите в Вашингтон непосредственно принимался в американском конгрессе и в 1991 г. с их помощью смог придти к власти. Горбачев стал благодаря посредничеству Джорджа Сороса членом трехсторонней комиссии, которая провела в 1989 г. в Москве конференцию, в которой также принимали участие Генри Киссинджер и Валери Жискар д´Эстен».

П.Бахмайер в своем докладе подчеркивает особую роль, которую сыграл Джордж Сорос в контрреволюции 1991 года. Он писал: «Учреждение «Открытое общество» Джорджа Сороса, основанное уже в 1988 г. в Москве, было в 90-е годы мощнейшим механизмом дестабилизации и разрушения в руках теневых властей. Сорос направлял свою деятельность на изменение мировоззрения мира людей в неолиберальном духе, проведении политики в духе американского пути к жизни (American way of life) и образованию молодых русских в США. Средствами общества Сорос финансировал самые важные русские журналы и выделялись специальные премии для поддержки литературы. Только между 1997 и 2000 г. предоставило общество 22000 стипендий в размере 125 млн. долларов».

Империализм во главе с США на протяжении всей истории существования Советского государства вел экономическую, информационную и горячую (с помощью Гитлера, Муссолини, Франко) войну против него. О том, как это происходило на заключительном этапе исторической драмы, откровенно поведала Маргарет Тэтчер, выступая в ноябре 1991 года на заседании Американского Нефтяного Института. Вот что она сказала (по записям русских участников этого форума): «Советский Союз – это страна, представлявшая серьезную угрозу для западного мира. Я не говорю о военной угрозе. Ее в сущности не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков. Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создание у него внутренних трудностей. Основным было навязывание гонки вооружений. Мы знали, что советское правительство придерживалось доктрины равенства вооружений СССР и его оппонентов по НАТО. В результате этого СССР тратил на вооружение около 15 % бюджета, в то время как наши страны – около 5 %. Безусловно, это негативно сказывалось на экономике Советского Союза. Советскому Союзу приходилось экономить на вложениях в сферу производства так называемых товаров народного потребления. Мы рассчитывали вызвать в СССР массовое недовольство населения. Одним из наших приемов была якобы «утечка» информации о количестве вооружения у нас гораздо большем, чем в действительности, с целью вызвать дополнительные вложения СССР в эту экономически невыгодную сферу. Важное место в нашей политике занимал учет несовершенства конституции СССР. Формально она допускала немедленный выход из СССР любой пожелавшей этого союзной республики (причем практически путем решения простым большинством ее Верховного Совета). Правда, реализация этого права была в то время практически невозможна из-за цементирующей роли компартии и силовых структур. И все-таки в этой конституционной особенности были потенциальные возможности для нашей политики. К сожалению, несмотря на наши усилия, политическая обстановка в СССР долгое время оставалась весьма стабильной. Серьезное место в формировании нашей политики (в основном политики США) занимал вопрос о создании системы противоракетной защиты (СОИ). Должна признаться, что большинство экспертов было против создания СОИ, т.к. считали, что эта система будет чрезвычайно дорогой и недостаточно надежной, а именно щит СОИ может быть пробит при дополнительном вложении Советским Союзом гораздо меньших (в 5-10 раз) средств в «наступательные» вооружения. Тем не менее, решение о развитии СОИ было принято в надежде, что СССР займется созданием аналогичной дорогостоящей системы. К нашему большому сожалению, советское правительство такого решения не приняло, а ограничилось политическими декларациями протеста. Сложилась весьма трудная для нас ситуация. Однако вскоре поступила информация о ближайшей смерти советского лидера и возможности прихода к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения. Это была оценка моих экспертов (а я всегда формировала очень квалифицированную группу экспертов по Советскому Союзу и по мере необходимости способствовала дополнительной эмиграции из СССР нужных специалистов). Этим человеком был М.Горбачев, который характеризовался как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый. Он имел хорошие отношения с большинством советской политической элиты и поэтому приход его к власти с нашей помощью был возможен достаточно тонко. Деятельность «Народного фронта» не потребовала больших средств: в основном это были расходы на множительную технику и финансовую поддержку функционеров. Однако весьма значительных средств потребовала поддержка длительных забастовок шахтеров. Большие споры среди экспертов вызвал вопрос о выдвижении Б.Ельцина в качестве лидера «Народного фронта» с перспективой последующего избрания его в Верховный Совет Российской республики и далее руководителем Российской республики (в противовес лидеру СССР М. Горбачеву). Большинство экспертов было против кандидатуры Б.Ельцина, учитывая его прошлое и особенности личности. Однако состоялись соответствующие контакты и договоренности, и решение о «проталкивании» Б.Ельцина было принято. С большим трудом Ельцин был избран Председателем Верховного Совета России и сразу же была принята декларация о суверенитете России. Вопрос: от кого, если Советский Союз был в свое время сформирован вокруг России? Это было действительно началом распада СССР. Б.Ельцину была оказана существенная помощь и во время событий августа 1991 года, когда руководящая верхушка СССР, блокировав Горбачева, попыталась восстановить систему, обеспечивающую целостность СССР. Сторонники Ельцина удержались, причем он обрел значительную (хотя и неполную) реальную власть над силовыми структурами. Все союзные республики, воспользовавшись ситуацией, объявили о своем суверенитете (правда, многие сделали это в своеобразной форме, не исключавшей их членства в Союзе). Таким образом, сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза» (цитируется по статье Игоря Родионова, опубликованной в газете «Завтра». Ноябрь 2009 года).

Влияние внешнего фактора на процесс развала СССР сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Однако, как я отмечал в 5-ой главе своей монографии «Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества », все-таки решающую роль в ликвидации социалистического строя и великой державы сыграли процессы внутри страны.

В газете «Совершенно секретно» (№8, 2011) опубликовано интересное интервью с бывшим послом США в России (с 1997 по 2001 гг.) господином Д.Коллинзом, данное им собственному корреспонденту «Интерфакса» в Вашингтоне П.Черемушкину, в котором он сказал следующее: «Вспомните зиму 1991 года. Это была весьма плохая ситуация. Конечно, никто не голодал. Но снабжение стан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: