О перспективах социализма




« Вопрос в том, чем закончится смена цивилизации. СССР дал нам уникальный шанс увидеть ожидающее нас будущее. Он создал защитный купол, который охранял нас в то время, пока Запад стремительно строил поганое общество<…>Мы уже видим, каким вырастает первое поколение, которое не застало нормальную жизнь. Как мы воспользуемся оставшимися годами? Времени осталось на одно поколение».

Д.Невидимов

В 7-ой главе своей монографии «Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества » я сформулировал пять основных принципов, необходимых для становления общества демократического социализма. Как показал опыт СССР, чтобы построить подлинный демократический социализм, необходимо:

1) обеспечить прямое народовластие, не допуская возникновения диктатуры чиновников партийного и государственного аппарата; 2) избежать монополизации общественной (общенародной) собственности в руках государства; 3) уйти от административного, сугубо централизованного управления экономикой; 4) отладить механизм прямого воздействия экономических интересов населения на деятельность предприятий, отраслей и регионов; 5) наряду с буржуазной системой оплаты труда, обеспечить социалистический принцип распределения национального дохода в форме общественных фондов потребления.

Эти пять принципов должны реализовываться только в комплексе; выпадение хоть одного из них уже нейтрализует действие остальных четырех.

Однако я не исключаю дополнения этого пакета другими принципами или же элементами, что я и сделаю в данном разделе.

Например, В.Карасев (см. сайт «Альтернативы») наряду с развитием кооперативов считает целесообразным создание народных предприятий. При этом он ссылается на Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий», принятый Госдумой России в июле 1998 года. В.Карасев перечисляет некоторые основные особенности народных предприятий, определяемые законом:

народное предприятие должно быть закрытым акционерным обществом, в котором 75 % уставного капитала должно принадлежать работникам;

работники-акционеры при увольнении не могут продать свои акции «на сторону». Они обязаны предложить их предприятию, а оно их купить по выкупной цене;

не допускается покупка акций генеральным директором, его заместителями и помощниками, членами наблюдательного совета и контрольной комиссии НП;

большая часть решений на общем собрании акционеров принимается по принципу политической демократии «один человек – один голос»;

один работник НП не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5 % его уставного капитала;

ежегодно работники наделяются акциями дополнительного выпуска пропорционально суммам их зарплаты за прошедший финансовый год;

размер оплаты генерального директора не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника.

Полагаю, что идея создания народных предприятий, родившаяся и реализованная еще при капитализме, вполне заслуживает всемерной поддержки и может обогатить практику демократического социализма.

В ходе дискуссии о принципах демократического социализма я получил письмо от профессора В.Беленького. Он пишет: «Суть моей позиции: я считаю, что должна ставиться задача передачи подавляющего большинства предприятий, при сохранении ведущей роли государственной собственности, в собственность трудовых коллективов. В чем я с Вами, Валерий Федорович, не могу согласиться, так это с переоценкой роли кооперации. Надо ставить вопрос о групповых видах социалистической собственности. Копперативная собственность - одна из разновидностей групповой собственности при социализме. Могут быть и акционерная собственность, и коллективная собственность, и территориально-производственные объединения, и промежуточные формы (например, кооперация с неделимым фондом). В СССР несомненно был достигнут ранний социализм. И это вылилось в превращение ординарных персоналов предприятий в трудовые коллективы. Но за исключением колхозов и промысловых артелей, групповой собственности в производстве не было. В первые десятилетия это было оправданно, а с 60-х гг. стало величайшим тормозом развития и источником накопления социального недовольства. Теперешняя Россия унаследовала трудовые коллективы от социализма, но они не имеют собственности и вообще находятся вне правового поля. За их интересы никто не борется, потому что компартии не видят в них букдущих собственников и не понимают их значения, как (потенциально) главной силы борьбы за социализм. Этим пользуются крупный капитал и бюрократия. И трудовые, прежде всего, производственные коллективы теряют социальное лицо. Надо добиваться разработки основ законодательства о трудовых коллективах, распространения коллективной и кооперативной собственности, народных предприятий. Борьба за интересы трудовых коллективов должна рассматриваться как основное звено в цепи задач борьбы за социализм, ибо позволяет решить целый комплекс ближайших и перспективных задач. Вы сможете полнее схватить суть моих позиций, если пройдетесь по моему сайту (адрес: Владимир Хононович Беленький или vhbelenkii.ru/). Основной формой групповой собственности при социализме, особенно в такой стране, как Россия, должна быть коллективная собственность. [Из сказаного явствует, что в разных странах и даже в разных регионах одной страны могут быть разные пропорции между разными формами групповой собственности. Пусть расцветают все цветы! Коллективная собственность принадлежит всем работающим на предприятии. Она неделима. Трудовой коллектив выделяет из своей среды или нанимает администрацию, которая ему подвластна и им контролируема. Ведущая роль государственной собственности обеспечивает централизм и планомерность экономики, но ни в коем случае не ограничивает самостоятельность и инициативу предприятий. Возможны промежуточные виды групповой собственности, например, кооперативы, имущество которых состоит из паевой и неделимой частей или акционерное предприятие, акции которого тоже делятся на персональные и акции всего предприятия. С течением времени появятся и производственно-территориальные объединения, коммуны, интегрирующие предприятия, население и органы самоуправления общины (микрорайона, поселка, района и т.д.)» (belkras@list.ru):

Я согласен с предложением В.Беленького о том, что при демократическом социализме могут развиваться все формы групповой, коллективной собственности на средства производства, исключающие эксплуатацию наемных работников. В этих целях следует продумать механизм вовлечения администрации предприятия в состав трудового коллектива. Единственное с чем я не могу, естественно, согласиться, так это с формулировкой профессора о государственной собственности, о чем я выше уже подробно писал.

Я уверен, что в умах тысяч и тысяч людей, думающих о демократическом социализме, созрели десятки тысяч конкретных идей по поводу того хозяйственного механизма, который должен обеспечивать нормальное функционирование социалистических экономических отношений. О многих из них я писал в работе «О государственном социализме в СССР ». Недавно я получил один документ, в котором содержится весьма оригинальная мысль об участии народа в решении важнейших общественных проблем. Воспроизвожу содержание этого документа с небольшими сокращениями:

«5 %-тная демократия, - совместное распоряжение деньгами

 

Идея заключается в том, что человеку, платящему налоги, - налогоплательщику, - предоставляется право самому распоряжаться небольшой частью суммы налогов, которые он платит. Налогоплательщик распоряжается пятью процентами налогов, которые он же сам заплатил в казну. В действительности величину этого процента устанавливает правительство, учитывая реальное качество политического сознания народа, которое имеется на текущий исторический момент.

 

Правительство также устанавливает перечень пунктов, на которые налогоплательщик может направлять "свою" часть прихода. Налогоплательщик участвует только в формировании денежной части и не участвует в формировании списка пунктов. Налогоплательщику дается список, составленный правительством, в котором перечислены пункты, на что нужны деньги и сколько. Обычно этот список называют "бюджетом", но мы не используем это слово, так как оно включает в себя также и деньги, необходимые для исполнения пунктов списка.

 

Налогоплательщик, видя список, подаёт в налоговую службу вместе с декларацией также "номера пунктов и проценты". "Номера пунктов" – это номера пунктов в списке, составленном правительством. "Проценты" указывают, какую часть уплаченных данным налогоплательщиком налогов он расходует на указанный пункт списка.

 

Разумеется, результаты распределения денег, сделанного налогоплательщиками, открыто публикуются, чтобы все могли видеть, какое совокупное действие осуществляет "народ" по отношению к списку, составленному правительством. Слово "народ" мы берём здесь в кавычки по той причине, что в распределении денег участвует не весь народ, а только та его часть, которая платит налоги. Естественно, что мы обходим молчанием многие подробности реальной реализации, чтобы за подробностями не потерялась суть.

 

Само собой понятно, что подобная схема совместного распоряжения деньгами государства применима при любой форме правления. Её вводит правительство, если хочет иметь опору в наиболее активной, реалистичной и сильной части населения, - в налогоплательщиках. Вместе с этим правительство также получает рост политического сознания народа.

 

(С) - Громыко Григорий Олегович

Обнинск, Калужская обл., 1991 год».

 

Сегодня в моде – увлечение применением методов математического моделирования к исследованию экономических процессов. Спору нет, без математики экономической науке не обойтись. Она лежит в основе и статистики. Но когда речь идет о политико-экономических процессах, об исследовании не столько количественных параметров функционирования экономики, сколько качественных характеристик воспроизводственного процесса в динамике, то применение математики не может дать желаемых результатов. В качестве одного из примеров в подтверждение своего вывода приведу следующую выдержку из статьи В.Туганова (https://open-letter.ru/letter/32035): «На такую неизбежность (речь идет о неизбежности коммунизма – мое) в эволюции рыночных систем указывает и Эмпирика, и Теория: коэффициент вариации доходов стремится к нулю. Вопрос во времени... И придется ли ждать, чтобы избавиться от эксплуатации? Теория показывает: как только коэффициент вариации станет ниже некоего предела, общность может перейти к состоянию с устойчиво растущей экономикой. Здесь доходы растут у всех (по аналогии с дивидендами в ОАО), хотя и по-разному: неравенство доходов остается, но снизится раза в 2, европейских достигнув пределов. Стало быть, при валовом (в среднем) инвестировании не будет ни классов, ни эксплуатации. Необходимо лишь уничтожить бедность (мечта В.В.Путина, а с ним и Д.А.Медведева), - то есть то состояние, где и пребывает класс бедняков (как подкласс «отверженных»)» и т.д.

Во-первых, ошибочна исходная позиция В.Туганова в том, что в капиталистической системе коэффициент вариации доходов стремится к нулю. Статистика показывает, что, наоборот, за последние два века неравенство не сократилось, а возросло. Следовательно, если даже следовать логике самого В.Туганова, нет никаких оснований для вывода о том, что капитализм автоматически может создать устойчиво растущую экономику. До сих пор она развивалась от одного кризиса к другому, циклически. А начиная с конца первого десятилетия двадцать первого века, глобальная экономика практически постоянно пребывает в состоянии кризиса, которому пока не видно конца. И вывод В.Туганова о том, что при валовом (в среднем) инвестировании не будет ни классов, ни эксплуатации также ошибочен. Этот вывод вообще не может быть сделан только на основании показателя коэффициента вариации, ибо понятие класс – это политико-экономическая категория и основывается она на сущности экономических отношений, на теории прибавочной стоимости. Чисто количественный критерий принадлежности к тому или иному классу, например, только исходя из прожиточного минимума, или уровня бедности может использоваться журналистами, но никак не наукой. И, спрашивается, откуда В.Туганов взял, что мечтой руководителей современной России является уничтожение бедности, когда их реальная политика, напротив, заключается в поддержке олигархов и буржуазии, а не пролетариата?

Однако самый невероятный вывод из модели В.Туганова, практически по смыслу своему совпадающий с концепцией Л.Гриффена, состоит в следующем: «...все это не что иное, как – СОЦИАЛИЗМ, но социализм – немарксов: прогрессивным налогообложением уничтожая бедность (классы, эксплуатацию), но не частную собственность, общность еще и повышает прирост ВВП (как единственный фактор перехода к новой общественно-экономической формации!)». Что касается его веры в то, что прогрессивное налогообложение в состоянии уничтожить бедность (не говоря о классах), то достаточно обратиться к статистическим данным о дифференциации населения по уровню доходов в самой могущественной капиталистической стране - США, где действует система прогрессивного налогообложения, чтобы убедиться в несостоятельности выводов В.Туганова. Агентство Bloomberg, со ссылкой на данные Бюро переписи населения США, сообщило, что доля людей в США, проживающих за чертой бедности, увеличилась в 2010 году до 15,1% по сравнению с 14,3% в 2009 году, а средний уровень дохода домохозяйств страны снизился на 2,3%. Таким образом, в США проживало за чертой бедности в 2010 году 46,2 млн. человек - максимальное количество за последние 52 года. Число американцев, живущих за чертой бедности, за последние годы выросло более чем в 15 раз. По статистике, большинство американцев в возрасте от 25 до 75 лет хотя бы год провели в разное время за этой чертой. К этому следует добавить, что примерно 50 млн. человек в США не имеют медицинской страховки. Да и в Европе дела обстоят не лучше. Например, согласно последнему исследованию немецкого Фонда Бертельсманн, в Германии 10,8 % всех детей живут за чертой бедности. А по данным ООН, 13% немецких граждан живут за ее чертой.

И снова мы сталкиваемся с навязчивой идеей, что все дело не в системе производства, а в системе распределения. Стоит только придумать «справедливую» систему распределения национального дохода, как тотчас же рождается социализм, а вслед за ним рукой подать и до коммунизма (при господстве частной собственности!). Причем В.Туганов, основываясь на своей модели, утвеждает, что время наступления коммунизма «обратно пропорционально скорости роста капитала: чем больше эта скорость, тем меньше это время», хотя динамика роста капитала за два последних века говорит об обратном: чем больше объем инвестированного капитала, тем больше резервная армия наемных работников, т.е. масштаб безработицы, тем больше численнность нищих и обездоленных. К.Маркс, раскрывая суть всеобщего закона капиталистического накопления, пришел к выводу о том, что по мере того как капитал накопляется, положение рабочего должно ухудшаться, какова бы ни была, высока или низка, его оплата. И достаточно проанализировать причины забастовочного движения в странах т.н. «золотого миллиарда», а также изучить статистику уровня жизни населения во всем мире, особенно в государствах «периферии» глобального капитализма, чтобы убедиться в верности всеобщего закона капиталистического накопления (см. доклады ООН об индексе человеческого развития)..

В упомянутой монографии я отмечал, что серьезнейшей проблемой, препятствующей становлению общества демократического социализма, является эгоизм людей. Как показал опыт СССР, революционные подвижки в сфере нравственности происходят значительно медленне, чем в других областях общественной жизни.

В основе эгоизма лежит реальное противоречие между безграничностью потребностей человека и ограниченностью возможностей по их удовлетворению, которое и стимулирует жажду присвоения. Единственно возможное решение этой непростой нравственной проблемы заключается в добровольном, а, следовательно, сознательном ограничении человеком своих потребностей, так как никакой рост производства продуктов и услуг никогда не в состоянии удовлетворить всех потребностей всех членов общества. Речь идет не об аскетизме, не об отказе от разумных, естественных, насущных потребностей, а о неумеренных, чрезмерных потребностях, выражающихся в таких проявлениях, как стяжательство и безграничное накопительство.

В ходе дискуссий по проблеме, каким быть социализму, его участниками высказано немало интересных мыслей о значении нравственного совершенствования личности, всестороннего просвещения масс. Однако порой роли общественного сознания придается исключительное, точнее, чрезмерное значение, оно рассматривается как определяющий фактор становления демократического социализма. Особенно ярко это проявилось в дискуссии, организованной философом Ю.Дюбеноком. Так, один из ее участников - А.Колосов - пишет: «...не совершенствование юридического инструментария поможет снизить конфликтность в обществе, а только личная работа над собой каждого гражданина. Причем работа ежедневная и постоянная. Я знаю, что большинства страшных преступлений можно было бы избежать, будь у человека необходимый набор навыков культурного общения и времяпрепровождения. Поэтому к настоящей, подлинной свободе можно прийти через созидание в себе полноценной личности. Данный мой вывод основан на 5-летнем опыте разрешения разнообразных правовых ситуаций». Надо отдать должное А.Колосову, который после пятилетнего опыта работы с правонарушителями, сохранил веру в человека, в его способность самосовершенствоваться, или, как он сам выразился, заниматься самосозиданием. Статистика показывает, что существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем образования, общей культурой человека и его склонностью совершать противозаконные деяния. Вместе с тем весь опыт человечества показывает и теория это подтверждает, что путь к настоящей, подлинной свободе лежит в сфере радикальной перестройки общественных отношений, в первую очередь экономических и политических, а не столько нравственных, хотя, повторяю, роль нравственности в общественной жизни огромная. У конкретного человека должна быть серьезная, и я бы даже сказал, необоримая заинтересованность в самосовершенствовании, самосозидании, а таковая может появиться только в благоприятной экономической и политической атмосфере. Опыт контрреволюции в СССР наглядно показал, что с ликвидацией социализма, даже далекого от совершенства, начался огромный рост преступности и процесс деградации личности.

Немало исследователей, осмысливая историю СССР, обращаются к проблемам формирования советского человека. При этом наблюдается два различных подхода: первый, с которым я солидарен, состоит в том, что все проблемы общественного сознания во всех его многочисленных формах и проявлениях, рассматриваются в неразрывной связи с экономическими и политическими отношениями, в их диалектическом единстве; второй, который я не приемлю, заключается в том, что указанные проблемы изучаются изолированно от окружающей человека общественной среды. Человек в данном случае повисает как бы в безвоздушном, абстрактном пространстве.

И еще одно методологическое замечание, которое следует сделать перед тем, как обратиться непосредственно к сознанию, морали, поведению советского человека. Речь идет об историческом развитии, процессе становления личности советского человека.

Кара-Мурза однажды заметил, что советская система не сумела привить среднему человеку стимула к творчеству, ему стало скучно жить при социализме и это обстоятельство послужило одной из причин ее краха. Какая-то доля истины в этом утверждении Кара-Мурзы, безусловно, имеется. Однако я бы воздержался от столь категорического вывода о вине социализма как системы в появлении пассивного и разачарованного в жизни человеческого существа. Социализм в СССР, конечно же, не может быть признан эталоном. И это хотя бы потому, что, как я неоднократно отмечал, трудящиеся массы в стране были отчуждены от управления общенародной собственностью, а, следовательно, не несли ответственности за дела страны, республики, области, города, района. Отчуждение всегда порождает безразличие, уход человека в свой узкий мирок, оно никаким образом не может стимулировать настрой его на творчество. Читатели могут возразить мне, что выше я писал об энтузиазме масс в ходе строительства материально-технической базы СССР, его вооруженных сил, развитии науки, системы образования и т.д. Нет ли в моих рассуждениях противоречия? По большому счету противоречия нет, ибо, как я уже в предыдущем абзаце заметил, к становлению личности советского человека надо подходить исторически. Если взять 1920-1930-е годы, то в Советском Союзе в это время кардинально менялся образ жизни десятков миллионов людей, в основном из крестьянских семей. Они пошли учиться. Получив среднее образование, сотни тысяч людей поступали в вузы, становясь специалистами, в которых остро нуждалось народное хозяйство и армия. Люди быстро поднимались по социальной лестнице, и от них требовались огромные усилия по овладению знаниями, профессиями инженеров, агрономов, зоотехников, руководителей предприятиями и их подразделениями, служащих государственного аппарата. Огромные массы крестьян переместились в города и заводские поселки, получили специальное образование, становясь квалифицированными рабочими. В сельское хозяйство пошел поток тракторов, автомобилей, комбайнов, другой техники, что требовало также овладения новыми для крестьян профессиями. Все это стимулировало творческий подход к учебе и работе. Грянувшая в 1941 году Великая Отечественная война заставила миллионы людей овладевать военными специальностями, потребовались командиры различных рангов. Без творческого подхода советские воины не сумели бы разгромить профессиональную, хорошо вооруженную немецкую армию. К концу войны советские офицеры превосходили немецких в искусстве подготовки и проведения широкомасштабных стратегических, да и тактических операций.

Однако, благодаря невероятным усилиям советских людей в годы послевоенных пятилеток по восстановлению народного хозяйства, в 1960-х годах жизнь стала более налаженной и размеренной. Народное хозяйство уже было насыщено квалифицированными кадрами. Сложился аппарат управления предприятиями, организациями, учреждениями, министерствами и ведомствами. Возможности роста специалистов по социальной лестнице стали весьма ограниченными. Поэтому, учитывая также упомянутый выше фактор отчуждения, потребность в творческом труде резко сократилась. Все это привело к изменению и образа жизни. После многих лет лишений людям захотелось комфортной жизни, удовлетворения своих потребностей в хорошем жилье, обставленном красивой мебелью. Резко возрос спрос на бытовую технику, а также телевизоры, радиоприемники, автомобили, мотоциклы и т.п. Все это стимулировало стремление людей к получению больших заработков. Духовное стало уступать свое место в жизни советских людей меркантильным интересам. Изменилась и нравственная атмосфера, эгоизм постепенно завладевал их поступками, стал регулирующим фактором в отношениях с другими людьми.

Конечно, нарисованная мною картина во многом схематична. Но, повторяю, главное, о чем не сказал Кара-Мурза – это отчуждение советских людей в условиях господства диктатуры партийно-государственного аппарата, превращение советских людей в простых исполнителей воли начальства. Жить стало действительно скучно. Но не скука и нарастающая волна алкоголизма сгубила СССР, а упомянутое главное противоречие (см. 5-ю главу монографии «Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества»).

Теперь обратимся еще к одной важнейшей проблеме, до сих пор нерешенной, которая из поколения в поколение губила и продолжает губить на корню стремление человека делать добро, служить искренне и с охотой интересам общества, быть творцом. От решения этой проблемы во многом зависит будущее человечества, созидание общества демократического социализма. Речь пойдет о педагогике.

В 1996 году была издана книга В.Дьяченко «Современная дидактика », отрывки из которой мне любезно прислал профессиональный учитель В.Рязанов, написав в сопроводительном письме следующее: «...школа – не обособленная планета. Не все, но многие аспекты ее жизнедеятельности напрямую зависят от конкретных политических и экономических условий<...>школа и общество – взаимозависимы. Школа – это основной социальный механизм формирования человека<...>Устаревший способ обучения, который возник и сформировался в феодально-буржуазной школе и вполне соответствовал интересам господствующих классов, на мой взгляд, стал в советское время главным тормозом развития человека и одной из причин победы контрреволюции 1991 г. Классно-урочная школа в массовом порядке выпускала из своих стен людей, не способных разобраться в происходящих событиях и морально-нравственно готовых поддерживать мещанские лозунги».

Этот вывод В.Рязанова был для меня неожиданным. Я сначала подумал, что он преувеличивает роль школы в формировании эгоистического начала в моральном облике людей. Но познакомившись с его аргументами, а также с концепцией В.Дьяченко, убедился в их правоте.

Мне было еще до знакомства с книгой В.Дьяченко известно, что основы интеллекта человека формируются в значительной мере до 3-х летнего возраста – таковы были выводы ученых, исследовавших процесс созревания личности на примере глухонемых детей. И вот исследования В.Дьяченко открыли мне глаза на то, каким образом школа и вуз завершают окончательное формирование интеллектуального и нравственного мира человека. Однако обратимся непосредственно к произведению В.Дьяченко «Современная дидактика ».

В.Дьяченко пишет: «Подавление действенно-преобразовательной активности при классно-урочной системе за счет избытка созерцательных процессов деятельности учащихся поддается элементарному арифметическому вычислению. Если в массовой школе в одном классе 20-40 учащихся, то можно взять среднее арифметическое: 30 человек. Организация класса и всякого рода другие посторонние причины отрывают от урока в среднем около 5 минут. Будем считать, что остается 40 минут для напряженной учебной работы. Более половины этого времени говорит учитель и его, конечно же, должны внимательно слушать ученики: сюда войдет время изложения нового материала, постановка вопросов учащимся, комментарии к ответам учеников, ответы на их вопросы, объяснение домашнего задания и т.д. Остается 15-20 минут. Разделим 20 минут на 30 учеников, получится 1/2 - 2/3 минуты, или 30-40 секунд (то есть меньше минуты) может в среднем каждый ученик выступать перед классом и проявлять свою действенно-преобразовательную активность: воздействовать на своих товарищей по классу! Остальное время он должен слушать, молчать, не двигаться, не мешать другим работать, то есть он должен подавлять свою действенно-преобразовательную активность и пребывать в созерцательном состоянии. Какова деятельность ученика в процессе приготовления домашних заданий? В основном ученик читает учебники, читает другие книги, записывает, изредка рисует или что-то изготовляет руками. Но при этом он не воздействует на других людей с целью их обучения или какого-либо другого положительного преобразования. Поэтому можно утверждать, что на уроках и при приготовлении домашних заданий (т.е. при классно-урочной системе) соотношение между процессом созерцательным и действенно-преобразовательным равно примерно 90:1 или даже 100:1. Объективно, независимо от воли учителей и воли учащихся, учащиеся при КУС могут в среднем только 1% времени проявлять свою действенно-преобразовательную активность, т.е. воздействовать на других людей с целью их положительного преобразования: передавать другим информацию, чему-то учить, спрашивать, объяснять, опровергать или доказывать. Остальные же 99% времени ученики находятся или же должны находиться в состоянии созерцания, воспринимая те воздействия, которые идут от учителя, других учащихся, от учебника, других книг. Само собой разумеется, что в таких условиях объективно формируются люди односторонне развитые, скорее даже подавленные, заторможенные, чем развитые. Так как способности человека формируются, развиваются в процессе его действенно-преобразовательной активности, когда он применяет получаемую информацию для преобразования окружающей среды, то при КУС (классно-урочной системе) они должны не столько развиваться, сколько подавляться и деградировать. Человек становится личностью, активно взаимодействуя с другими людьми, а так как при КУС это взаимодействие сводится только к тому, что ученик воспринимает воздействия, идущие от других, то происходит деградация личности, ее распад или уродливое, одностороннее развитие».

Из вышесказанного напрашивается страшный по своему содержанию вывод: на протяжении десятилетий школа порождала не активных граждан, а способствовала деградации личности!

После такого убедительного анализа становятся понятными те негативные явления, которые происходят в школе и о которых пишет В.Дьяченко: «Потеря интереса у учащихся к учению, лень, нежелание учиться, нарушение дисциплины и конфликты с учителями становятся нормой жизни класса, школы при классно-урочной системе. В таких условиях вместо заинтересованного обучения и интенсивного, всестороннего развития школьников начинает процветать формализм, очковтирательство и процентомания». Вот, оказываются куда уходят корни названных негативных явлений, которые процветают в деятельности предприятий, учреждений и организаций!

Как показывает анализ, выполненный В.Дьяченко, аналогичный процесс деградации происходит также и у студентов.

Рассуждая о противоречии в целях обучения и воспитания В.Дьяченко пишет: «...каждый ученик работает для себя и только для себя. А какова конечная цель обучения и воспитания? Во всех школах мира ставится одна и та же конечная цель: подготовить детей к тому, чтобы они стали нужными и полезными обществу людьми, были полноценными работниками, работали на общее благо. Разве не в этом состоит главная общечеловеческая ценность, отличие человека от зверя, животного? Что же происходит в действительности? Получается так, что каждый день – на уроках и дома – ученик работает только на себя, учится (учит себя), а конечная цель – приносить пользу людям, работать на общее благо, делать людям добро – отодвигается на будущее, чаще всего отсутствует. Так как учение – основная деятельность школьников и студентов – происходит по 7-8-10 часов ежедневно, то формируется и закрепляется то, что связано с постоянной целью: все делать для себя, и не формируются, не закрепляются качества общечеловеческие: гуманизм, умение быть полезным людям, служение общественным целям. Словом, все то, что называется нравственными добродетелями. Мы, конечно, не собираемся доказывать, что ученик не должен приобретать знания, учиться для себя. Каждый здравомыслящий человек понимает, что обе цели важны. Зачем ученику ходить в школу, если он в школе не приобретает того, что понадобиться ему в жизни: читать, писать, считать, решать задачи, уметь говорить на иностранном языке, иметь знания по географии, физике, истории и т.д. Для того и посещают школу, что она дает учащимся знания и умения, необходимые для них в будущей жизни. Это понимает каждый обыватель. Речь идет совсем о другом. Если школьнику предстоит жить и работать среди людей, то, естественно, он должен уметь с ними общаться, быть для них полезным, научиться делать людям добро. А это вовсе не такая простая наука, как может показаться на первый взгляд при поверхностном рассмотрении поднимаемого вопроса. Речь идет о формировании главных ценностей человека, без которых не могло бы возникнуть общество и не мог бы осуществляться прогресс человека как члена общества. Если все сводится только к тому, чтобы каждый учился, работал только для себя, то нормального, цивилизованного общества не может быть. Цивилизация, в отличие от дикого стада, началась тогда, когда человек стал заботиться не только о себе, но и о своих ближних и даже дальних сородичах, словом, о других людях. На этом держались и держатся все религии мира. Вся нравственность может быть выражена одной фразой: делай добро людям. Человек, который все только делает для себя, является безнравственным человеком. Но именно в такое положение поставлен каждый ученик и не на один день, не на месяц и не на год, а на протяжении 10-11 лет, пока продолжает учение в школе и вузе».

Соглашаясь в принципе с выводом В.Дьяченко, я по трем вопросам хотел бы ему возразить. Во-первых, общечеловеческие ценности пока в реальной жизни массой людей никогда не применялись, они присутствуют только в сочинениях мудрецов. В каждый период времени люди реально руководствуются той моралью, которая соответствует господствующим в обществе отношениям. Отсюда, второе возражение: в современном капиталистическом мире как раз господствует правило – человек человеку волк, во всю процветает эгоизм и индивидуализм. И школа, а также вузы воспитывают людей именно такими, какими они должны быть, чтобы выжить в буржуазных джунглях. И, в-третьих, суть мировых религий полна противоречий. Каждый может трактовать положения той или иной религии так, как ему угодно. Я уже не говорю о церквях, безнравственность которых (с позиций общечеловеческих принципов морали) подтверждена тысячелетней их деятельностью (см. мою статью «Церковь и экономика»).

Далее В.Дьяченко обращается к истории Советского Союза. Он пишет: «Во времена бывшего СССР мы – педагоги – обязаны были формировать у своих учеников коммунистическую нравственность. Под этим подразумевалось служение обществу, народу. Отказ от своих личных интересов в пользу общественных<...>На словах провозглашалось самоотречение во имя интересов народа и неопределенного коммунистического будущего, а непосредственно в поведении формировалось себялюбие, шкурничество, безразличие к нуждам и бедам своего ближнего, эгоизм». Противоречие в целях обучения и воспитания, заложенное в содержании учебного процесса в школе и вузах, переходило в общественную жизнь, порождало двойную мораль, приводило к разложению общества. Получается, что советская школа готовила фальшивых коммунистов, демагогов, разваливших в конце концов страну. В.Дьяченко со всей страстью обрушивается на фальшивых коммунистов, оказавшихся предателями. Он цитирует слова писателя Ивана Васильева: «Набирало силу второе «товарищество» - поддельных партийцев, тех, для кого смысл жизни – служить собственной утробе... Утробникам нужны были поблажки, они рвались избавиться от главного принципа партийного товарищества: у коммуниста нет привилегий, кроме самоотречения во имя служения народу. Им был в тягость этот принцип, они упорно насаждали систему отбора: строптивых удалять, послушных выдвигать. В касту утробников густо полезли (это и должно было произойти, если войти в понимание бытия школьника, учащегося в условиях советской школы – В.Д.), здесь они проходили науку «казаться слугами» - самую гадкую науку человеческой мимикрии, ведущую к единственному концу - предательству».

Вклад педагогов, предлагающих и отстаивающих новую форму обучения учащихся – коллективную, в раскрытие механизма функционирования советской системы, безусловно, должен быть оценен по достоинству. Они высветили еще одну важнейшую грань общественной жизни, которая имеет огромное значение в теории демократического социализма. Что собой представляет коллективная форма обучения? Обратимся к разъяснению ее сути, который дает В.Дьяченко: «Под коллективной фор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: