Характеристика школьных трудностей




(по Безруких М. М. 1999, и Четвериковой Е. В., 2004)

 

№ п/п Виды школьных трудностей Возможные причины школьных трудностей
1. Письмо: трудности формирования зрительного образа буквы (трудности запоминания конфигурации графического элемента) Недостаточная сформированность зрительной памяти и зрительно – пространственного восприятия; Недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)
2. Письмо: трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координации, зрительной памяти; Форсирование темпа обучения; Недостатки методики
3. Письмо: неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций и моторных функций; Недостатки методики обучения;
4. Письмо: ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия
5. Письмо: неспособность «видеть» строку, нарушение соотношения элементов буквы, путает буквы «в – д», написание «лишних элементов» («и –ш», «л – м») или, наоборот, недописывание Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия зрительной памяти; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
6. Письмо: неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) Недостаточная сформированность моторных функций; Нарушение зрительно – моторных координации; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Выраженное функциональное напряжение и утомление
7. Письмо: сильный нажим, тремор Недостаточная сформированность моторных функций; Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), в том числе в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
Письмо: пропуски согласных и гласных букв (определенного характера) Трудности звукобуквенного анализа; Форсирование темпа обучения
Письмо: замены согласных букв, близких по звучанию (з – с, г-к, б-п, д-т, и т. д.) Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия; Форсирование темпа обучения
Письмо: недописывание букв и слогов Трудности концентрации внимания; Форсирование темпа обучения
9. Письмо: не использование правил (замена букв, слитное написание предлогов и слова, не ставит точку, не разделяет предложения и т. п.) Непосильный темп; Трудности концентрации внимания; Низкая, неустойчивая работоспособность; Индивидуальные особенности организации деятельности; Педагогические недоработки
10. Письмо: ухудшение почерка, пропуски, замена и т. п. при письме под диктовку Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; Слишком быстрый темп письма
11. Письмо: ухудшение почерка, замены ит. п. при списывании Недостаточная сформированность зрительно – моторной координации и зрительной памяти
12. Письмо: очень медленный темп письма Затруднения при звукобуквенном анализе; Недостаточная сформированность координации движений и зрительно- моторных координаций
13. Чтение: плохое запоминание конфигурации букв Недостаточная сформированность зрительной памяти; Недостатки методики обучения
14. Чтение: недостаточное различие близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти; Недостатки методики обучения
15. Чтение: перестановка букв при чтении (рак - кар, нос – сон) Недостаточная сформированность зрительного восприятия
16. Чтение: замены букв, неправильное произношение при чтении Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; Нарушения произношения, трудности артикуляции
17. Чтение: трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе – трудно) Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия; Недостаточная зрелость коры головного мозга
18. Чтение: пропуски слов, букв («невнимательное чтение») Функциональная слабость центральной нервной системы; Трудность концентрации внимания; Выраженное утомление
19. Чтение: пропуски букв, слогов; угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» темп чтения) Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
20. Чтение: быстрый темп чтения с плохим восприятием прочитанного («механическое» чтение) Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
21. Чтение: очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без прогресса в течение года) Недостаточная сформированность зрительного восприятия; звукобуквенного анализа, артикуляции; Трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
22. Чтение: медленный темп чтения (но с прогрессом в течение года) Индивидуальные особенности темпа деятельности  
23. Математика: плохое выделение и различие геометрических фигур Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти; Недостатки методики обучения
24. Математика: трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций и зрительного восприятия; Форсирование темпа обучения
25. Математика: зеркальное письмо цифр «3», «6», плохое различие цифр, близких по конфигурации (6-9, 9-2); переставляет цифры (36-63) Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти
26. Математика: замены цифр при восприятии на слух: семь – восемь, три - четыре Недостаточная сформированность слухового восприятия
27. Математика: трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации и соотношение элементов Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций, зрительного восприятия; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения
28. Математика: сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим Недостаточная сформированность координации движений; Неправильное положение ручки
29. Математика: неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношение штрихов, размеров цифр Недостаточная сформированность координации движений; Неправильное положение ручки; Сильное утомление; Функциональное напряжение
30. Математика: трудности расположения заданий пот вертикали и горизонтали, перестановки Недостаточная сформированность зрительного восприятия, в том числе пространственного восприятия
31. Математика: фрагментарное восприятие задания (задачи) Функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость; Механическое чтение
32. Математика: трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности Функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость; Индивидуальные способности деятельности
33. Математика: трудности формирования математических понятий, усвоение законов, правил; Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие Недостаточная сформированность вербально – логического мышления; Недостаточная сформированность речевого развития; Недостатки методики обучения

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: