Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян | ||
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
1. Напишите рассуждение на тему:
I вариант: «Столыпин – великий реформатор» ( показать величие дела премьера, убедить в целесообразности его политики )
II вариант «Почему проиграл Столыпин? » ( показать противоречия, отрицательные черты в действиях премьера, почему его перестали поддерживать практически все слои населения)
" Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия. " (Высечено на его могиле)
Из выступлений П.А. Столыпина в Государственной Думе
«На очереди главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте — и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских.
Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии».
«Когда мы пишем законы для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых»
«…Цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами».
|
… Настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения…»
«…безрассудно было бы думать, что такие результаты достигнуты по настоянию правительственных чинов. Правительственные чины много поработали над делом землеустройства, и я ручаюсь, что работа их не ослабнет. Но я с слишком большим уважением отношусь к народному разуму, чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению».
«…По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей …»
Основные положения реформы:
9 ноября 1906 года издается (по ст. 87 Основных законов) главный законодательный акт аграрной реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»
|
1. Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества (разрушение общины!) и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли.
Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.
В тех обществах, где переделов общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот участок земли, которым он пользовался на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность подлежал такой участок, который данному домохозяйству в настоящий момент следовал по тем принципам, по которым был произведен последний передел (например, по количеству работников в семье); дополнительная земля уже подлежала выкупу у сельского общества.
При укреплении в собственность участков за новыми собственниками сохранялось прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).
Домохозяева, желающие закрепить землю в собственность, должны были заявить о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано в месячный срок собрать сельский сход и принять необходимое решение, для чего требовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель мог обратиться к земскому участковому начальнику, который далее принимал решение об укреплении своей властью. Жалобы на постановления сельских сходов и решения земских начальников подавались в уездные съезды.
|
2. Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и дом владельца — «хуторами. Законразрешал предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.
Отруб – участок земли, получаемый в одном месте крестьянином, выходящим из общины. Крестьянин, получивший отруб, оставался жить в деревне.
Хутор – обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи. На участке крестьянин строил дом и вёл хозяйство
КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК
В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным".
По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
Кооперация
В годы аграрной реформы в России все большее развитие получает кооперация. Основными видами кооперации были потребительская, снабженческо-сбытовая, кредитная и производственная. Основными целями создания кооперативов в деревне были: повышение рентабельности крестьянских хозяйств, взаимопомощь, борьба со скупщиками и спекулянтами сельскохозяйственных продуктов и включение в систему внутреннего и мирового рынка. В частности, для достижения этих целей был создан Союз сибирских маслодельных артелей. В 1913г. Сибирь вывезла 6 млн. пудов масла, в том числе 90% всего российского экспорта, это давало огромные доходы своей стране. В документах сохранились данные о росте числа кредитных кооперативов за годы реформы. Например, в 1901г. было зарегистрировано 837 кредитных кооперативов, а в 1917г.- 16055, следовательно, число кредитных кооперативов увеличилось в 19 раз. Численность потребительских обществ выросла в 33 раза т.д. В 1912г. был создан кооперативный Московский народный банк (МНБ), который осуществлял кредит и поставку крестьянам через кооперацию сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Банк также взял на себя роль координатора деятельности местных кооперативных союзов, которые выполняли роль своеобразного механизма, посредством которого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему не только российского, но и мирового рынка.
Кооперация значительно снизила цены на рынке, оказывала помощь не только зажиточным и средним слоям деревни, но и беднякам. На 1 января 1917 года в стране насчитывалось 63 тысячи различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек, или 82,5% деревенского населения. К 1917 году кооперация дала свои результаты: снижение цен, массовость (63000 кооперативов различных видов), обслуживала 82,5% сельского населения, выход на мировой рынок и создание Московского народного банка в 1912 году.
За годы реформ в России произошли существенные изменения, посевные площади увеличились на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общин на 150%. Закупки сельскохозяйственных машин крестьянами выросли в 3,5 раза. Россия в этот период производила 25% мирового экспорта зерна.
Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же процессе труда. Коллективное производство, торговое объединение, создаваемое на средства его членов.
Итоги реформы
Итоги реформы в численном выражении оказались следующими:
ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн.домохозяйств из существовавших 13.5 млн.
- из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25.2 млн. (21.2 %), ещё на 9.1 млн десятин (7.6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель).
- около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствоваших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1.8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
- Выделилось 20-35 % крестьян, хуторское хозяйство завели 10 % домохозяев. Г.В.Сироткин писал по этому поводу: «Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.». Но урожайность в стране с 1906 года по 1915 год выросла на 14 %, а в Сибири – на 25 %. Столыпинская аграрная реформа укрепила положение сельской буржуазии. Она положило начало юридическому оформлению прав собственности на землю. Выросла специализация землевладения, увеличился ввоз и внутреннее изготовление сельскохозяйственных машин и орудий.
- при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1.04 млрд руб, крестьяне приобрели 9.65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).
- помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.
Результаты аграрной реформы П. А. Столыпина:
- Выход из общины около 2 млн. крестьянских дворов
- К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10% всех крестьянских хозяйств
- Увеличение в среднем на 10% посевных площадей
- Увеличение на 35% хлебного экспорта
- Увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобрений
- В 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин
- Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире (8,8%)
- В Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек
- Переселенцы освоили 30 млн. десятин целины
- К началу 1917 г. в России насчитывалось 63 тыс. различных кооперативов
- Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек
Реформы П.А. Столыпина
- Аграрная реформа
- Введение свободы вероисповедания
- Установление гражданского равноправия
- Улучшение быта рабочих
- Реформа местного самоуправления
- Реформа высшей и средней школы
- Введение всеобщего начального обучения
- Улучшение материального обеспечения народного учительства
- Полицейская реформа
Таким образом, реформы требовали времени и немалого. Аграрная реформа должна была повлечь за собой и другие реформы. По мнению Столыпина, Россия могла стать развитым, демократическим, правовым государством, если бы в течение, хотя бы, 20 лет она не вела активную внешнюю политику.