Упражнения для формирования навыков выразительного чтения




Банк заданий к урокам чтения

Категория: Банк заданий к урокам чтения

Чтобы избежать монотонной работы на уроках чтения и ученики не теряли интерес к предмету, увлечь детей и добиться хороший результатов, я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта учителей (банк заданий). Все виды заданий разделила условно на три группы: задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

 

 

 

Упражнения для развития техники чтения

Чтение вслух.

Чтение про себя.

Чтение жужжащее.

Чтение хором.

Чтение в темпе скороговорки.

Чтение 2цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

«Буксир»:

А) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз»: на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

19. «Угадай»: а) антиципация слов, предложений, пословиц; б) чтение текста через решётку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

 

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

Чтение скороговорок.

«Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

Чтение одного предложения с разной интонацией.

«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

«Словарь настроений». Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.

Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу(старушки, ребёнка, слона и др.).

«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

Чтение по ролям.

Чтение по ролям без слов автора.

Инсценирование.

Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: