Государство есть необходимый способ организации жизнедеятельности общества. Любое общество имеет общие дела, интересы и потребно-сти в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Однако интересы и потребности людей часто противоречивы. Порой взаимо-исключающие, они могут создавать социальную напряженность и про-тивоборство. Поэтому государство выступает не просто как организация общества, а как высшая форма общности людей.
Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать публичные проблемы, отражающие общий ин-терес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношение людей, поддерживать общественный порядок. Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплоща-ющей право и силу. Возможности решения общих дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием го-сударственных органов создавать общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия, обес-печивать права и свободы человека и гражданина. При этом государ-ственные органы власти могут использовать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздей-ствия, но и аппарат принуждения. Можно сказать, что государство — это организованная власть.
Будучи универсальной всеобщей формой организации общества, го-сударство имеет определенные признаки, отличающие его от негосудар-ственных организаций. Для государства, являющегося единственным официальным представителем всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну), характерны:
|
10•ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
● публичная власть — государство обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, армией и т.д.;
● территориальное деление населения — государство объединяет людей, населяющих его территорию;
● суверенитет — присущее государству верховенство на своей тер-ритории и независимость в международных отношениях;
● право — государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.д.;
● монополия на правотворчество — государство издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкци-онирует обычаи, трансформируя их в юридические правила по-ведения;
● устойчивые правовые связи с населением — установление граж-данства, порядок его приобретения;
● материальные средства для проведения своей политики — нали-чие государственной собственности, бюджета, валюты;
● символы — герб, флаг и гимн, которые призваны обозначать но-сителей государственной власти.
Государству как особой универсальной организации присущи функ-ции — основные направления деятельности по решению стоящих передним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкрет-ного государства, его природа и социальное назначение. К важнейшим функциям относятся:
● функция обеспечения единой государственной власти в обществе;
● управленческая функция;
● интегральная функция;
|
● экономическая функция;
● социальная функция;
● культурно-воспитательная функция;
● внешнеэкономическая функция (защита общества от разрушаю-щих — внутренних и внешних — факторов);
● внешнеполитическая функция.
Однако современное государство, его органы не могут существовать, не взаимодействуя с институтами гражданского общества — партия-ми, общественными движениями, группами интересов при решении общих дел, принятии законов, управленческих решений. Следователь-
Глава 1. Государство как политический, социальный и правовой институт•11
Рис. 1.1. Государство как политический,социальный и правовой институт
но, государство выступает как важнейший элемент, составная часть политической системы общества. Политическая система решает важ-ную задачу общества. Она выделяет из всего комплекса общественных проблем те, которые требуют принятия обязательных решений.
Таким образом, государство представляется как сложнейшая обще-ственно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются народ, территория, система власти и управления, система права (рис. 1.1). Исходя из этого государство можно определить как политический, социальный и как правовой институт.
Обобщая сущностные признаки, автор Н.И.Глазунова определя-ет государство «как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой тер-ритории, объединенных институтом гражданства, системой государ-ственной власти и права»1.
|
К базовым функциям государства относятся:
● обеспечение целостности и стабильности общества, его террито-рии;
● создание и обеспечение правовой системы как совокупности вза-имосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридиче-ских средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;
● создание и обеспечение условий для развития всех сфер общест-венной жизнедеятельности;
● охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общест-ва, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
● координация (согласование) потребностей и интересов социаль-ных слоев общества, определение приоритетов в его развитии;
● обеспечение общенациональных интересов в мировом сообще-стве.
1 Глазунова Н. И. Система государственного управления: учебник для вузов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. С. 51.
12•ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ