МАТЕРИАЛЫДЛЯ ЗАЧЕТА
По курсу «Региональный культурный дискурс Урала»
(ПГГПУ. Историки-магистры. Преподаватель – доц. Порозов В.А.)
ТЕСТЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
ВОПРОСЫДЛЯ СДАЧИ ЗАЧЕТА В УСТНОЙ ФОРМЕ
(сдача письменной работы при этом не обязательна)
ТЕСТЫ
по материалам пособия
Порозов В.А. Краеведческий курс «История и культура Прикамья».
Пермь: ПГГПУ, 2014.
1. Субъектом РФ, который можно отнести к Большому Прикамью, является:
1. | Нижегородская область | 4. | Свердловская область |
2. | Оренбургская область | 5. | Удмуртская Республика |
3. | Самарская область |
2. Субъектом РФ, который нельзя отнести к Большому Прикамью, является:
1. | Кировская область | 4. | Республика Татарстан |
2. | Пермский край | 5. | Челябинская область |
3. | Республика Башкортостан |
3. Из субъектов РФ последней четверти ХХ в., который можно отнести к Большому Прикамью,
не считался (не считалась) после 1917 г. уральским (уральской):
1. | Кировская область | 4. | Республика Башкортостан |
2. | Коми-Пермяцкий автономный округ | 5. | Удмуртская Республика |
3. | Пермский край |
4. Из субъектов РФ, входящих в Большое Прикамье, относят к Поволжью:
1. | Кировскую область | 4. | Республику Татарстан |
2. | Пермский край | 5. | Удмуртскую Республику |
3. | Республику Башкортостан |
5. Из историков Прикамья жил и творил в последней четверти ХХ в.:
1. | В.С. Верхоланцев | 4. | А.А. Дмитриев |
2. | Ф.А. Волегов | 5. | В.А. Оборин |
3. | Ф.С. Горовой |
6. Из историков Прикамья прежде всего археологом является:
1. | О.Н. Бадер | 4. | В.Н. Шишонко |
2. | Р.Г. Кузеев | 5. | А.В. Эммаусский |
3. | А.Н. Усманов |
7. Из пермских историков прежде всего этнографом является:
|
1. | А.М. Белавин | 4. | М.Г. Суслов |
2. | И.С. Капцугович | 5. | Г.Н. Чагин |
3. | В.В. Мухин |
8. Из предложенных формулировок соответствует профессиональной компетенции ПК – 11 и в наибольшей степени формируется курсом «История и культура Прикамья»:
1. владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
2. готов руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества
3. способен выявлять и использовать возможности региональной образовательной среды
для организации культурно-просветительной деятельности
4. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место
человека в историческом процессе, политической организации общества
5. способен понимать значение культуры как формы человеческого существования
9. К территории бассейна Камы не относится река:
1. | Белая (Агидель) | 4. | Уфа |
2. | Вятка | 5. | Чусовая |
3. | Урал (Яик) |
10. Музей истории и культуры Среднего Прикамья находится в городе:
1. | Елабуге | 4. | Сарапуле |
2. | Осе | 5. | Чайковском |
3. | Перми |
11. Граница между Верхним и Средним Прикамьем проходит по городу:
1. | Осе | 4. | Соликамску |
2. | Перми | 5. | Чайковскому |
3. | Сарапулу |
12. Нижнее Прикамье — это преимущественно территория:
1. | Башкортостана | 4. | Удмуртии |
2. | от Осы до Чайковского | 5. | юга Пермского края (южнее Перми) |
3. | Татарстана |
___________
|
13. Синонимами являются понятия:
1. Великая степь, Скифия, Туран
2. Великая степь, Скифия, Туркестан
3. Великая степь; Средняя Азия и Казахстан; Татар (Татария)
4. Великая степь; Средняя Азия и Казахстан; Туран
5. Великая степь, Туран, Туркестан
14. Гунны, по Л.Н. Гумилеву, являлись воспреемниками:
1. | античной цивилизации | 4. | китайской цивилизации |
2. | индийской цивилизации | 5. | скифского цивилизационного очага |
3. | иранской цивилизации |
15. Синонимом по отношению к угро-самодийским племенам, по Л.Н. Гумилеву, не являются
названия:
1. | вогулы и остяки | 4. | северяне или севрюки |
2. | мари и мордва | 5. | ханты и манси |
3. | савир или север |
16. Не синонимом термина «орда», а лишь совпадающим по смыслу и звучанию термином является:
1. европейский средневековый орден
2. неуправляемая, в переносном значении, толпа
3. раннегосударственная организация степных народов
4. ставка хана с воинами, семьями, слугами
5. ставка ханского вельможи с воинами, семьями, слугами
17. Каганатами являлись раннегосударственные образования
1. | вогулов и остяков | 4. | скифов и сарматов |
2. | русов и черемисов | 5. | тюрков и хазар |
3. | самодийцев и финнов |
18. Война хазар с арабами в Поволжье имела место в:
1. | VII в. | 4. | первой половине IХ в. |
2. | первой половине VIII в. | 5. | второй половине IХ в. |
3. | второй половине VIII в. |
19. Цари-евреи при правителе-кагане существовали в государстве:
1. | булгар | 4. | тюрков |
2. | ногайцев | 5. | хазар |
3. | скифов |
20. Первые башкиры, по Л.Н. Гумилеву, появляются на Южном Урале в:
|
1. | IХ в. | 4. | ХII в. |
2. | Х в. | 5. | ХIII в. |
3. | ХI в. |
21. В Х в. на южных и восточных границах Большого Прикамья не было:
1. | гузов | 4. | торков |
2. | печенегов | 5. | угров ( венгров) |
3. | половцев (кимаков) |
22. Наименее вероятно в период средневековья пребывание на территории Прикамья:
1. | арабов | 4. | китайцев |
2. | викингов | 5. | хазар |
3. | иранцев (персов) |
23. Принимая во внимание историю Аркаима, наиболее ранним на формирование интеллигенции Прикамья следует признать влияние:
1. | арийско-иранское | 4. | новгородское |
2. | булгаро-татарское | 5. | скифо-сарматское |
3. | московское |
_____________________
24. Официальный титул Строгановых в XVI – XVII вв.:
1. | бароны | 4. | именитые люди |
2. | бояре | 5. | князья |
3. | графы |
25. Последовательность в роде Строгановых:
1. | Аникей Федорович | 4. | Сергей Григорьевич |
2. | Григорий Дмитриевич | 5. | Павел Александрович |
3. | Максим Яковлевич |
26. Среди уральских магнатов-землевладельцев значительных владений на территории современного Пермского края не имели:
1. | Абамелек-Лазаревы | 4. | Шаховские |
2. | Демидовы | 5. | Яковлевы |
3. | Голицыны |
27. С историей рода Всеволожских, а не Строгановых связана история населенного пункта:
1. | Орел | 4. | Очер |
2. | Пожва | 5. | Чусовские городки |
3. | Пыскор |
28. Первой «столицей» строгановских владений в Приуралье был город:
1. | Великий Устюг | 4. | Соль Камская (Соликамск) |
2. | Новое Усолье | 5. | Чердынь |
3. | Соль Вычегодская (Сольвычегодск) |
29. Первой «столицей» строгановских владений, расположенной на территории Прикамья, стал город, поселение:
1. | Верхний Чусовской Городок | 4. | Пыскор |
2. | Новое Усолье | 5. | Сольвычегодск |
3. | Очер |
30. Последней «столицей» строгановских владений в Прикамье был город, поселение:
1. | Добрянка | 4. | Очер |
2. | Ильинское | 5. | Пермь |
3. | Новое Усолье |
31. Соответствие заводов и их владельцев:
1. | Александровский | А. | Всеволожские |
2. | Билимбаевский | Б. | Голицыны |
3. | Лысьвенский | В. | Лазаревы |
4. | Нытвенский | Г. | Строгановы |
5. | Чермозский | Д. | Шаховские |
Е. | Яковлевы |
32. Соответствие заводов и их владельцев:
1. | Всеволодо-Вильвенский | А. | Всеволожские |
2. | Кувинский | Б. | Голицыны |
3. | Кусье-Александровский | В. | Лазаревы |
4. | Полазненский | Г. | Строгановы |
5. | Юго-Камский | Д. | Шаховские |
Е. | Яковлевы |
33. Музей соли находится в городе:
1. | Березники | 4. | Соликамск |
2. | Кунгур | 5. | Усолье |
3. | Пермь |
34. Строгановы не содействовали лишь:
1. воспитанию художников и иконописцев
2. открытию школ — в провинции и в столице
3. развитию революционного движения
4. созданию архитектурных ансамблей
5. формированию провинциальной интеллигенции
35. Соответствие:
1. | 1794 г. | А. | основание Строгановского художественного училища в Москве |
2. | 1807 г. | Б. | основание театра в Очере — первого в Пермском Прикамье |
3. | 1817 г. | В. | открытие школы в Ильинском |
4. | 1824 г. | Г. | открытие «Школы земледелия, горных и лесных наук» в Санкт-Петербурге |
5. | 1825 г. | Д. | первые театральные представления в городе Перми |
Е. | первые театральные представления в Усолье |
36. Театральным и музыкальным деятелем был крепостной строгановский художник:
1. | А. Кривощеков | 4. | И. Некрасов |
2. | И. Дощенников | 5. | С. Юшков |
3. | И. Мельников |
37. Соответствие:
1. | А.Н. Воронихин | А. | великий архитектор, уроженец Прикамья |
2. | В.А. Всеволожский | Б. | выдающийся музыкант, работавший в Прикамье |
3. | Л.В. Маурер | В. | известный певец и артист |
4. | Ф.А. Плюснин | Г. | основатель крепостного театра в Пожве |
5. | С.П. Самойлович | Д. | руководитель хора и оркестра в Перми |
Е. | руководитель хора и оркестра в Пожве |
38. Выдающимися представителями крепостной интеллигенции, составившими династию управляющих строгановскими владениями, стали:
1. | Волеговы | 4. | Любимовы |
2. | Вологдины | 5. | Теплоуховы |
3. | Демидовы |
39. Выдающиеся постройки в стиле классицизма в городе Ижевске осуществил архитектор:
1. | А.Н. Воронихин | 4. | И.И. Свиязев |
2. | С.Е. Дудин | 5. | А.Б. Турчевич |
3. | М.Л. Малахов |
40. Соответствие автора и назначения архитектурного памятника:
1. | А.Л. Витберг | А. | арсенал |
2. | С.Е. Дудин | Б. | Благородное собрание |
3. | А.И. Мельников | В. | Офицерское собрание |
4. | П.Г. Пятницкий | Г. | сад |
5. | И.И. Свиязев | Д. | торговые ряды |
Е. | университет |
41. Выдающиеся постройки в стиле классицизма в городе Перми осуществил архитектор:
1. | А.Н. Воронихин | 4. | И.И. Свиязев |
2. | С.Е. Дудин | 5. | А.Б. Турчевич |
3. | М.Л. Малахов |
42. Не только И.И. Свиязев является первоначальным автором архитектурного памятника
в Перми:
1. | Благородное собрание | 4. | ротонда Загородного сада |
2. | Всехсвятская церковь | 5. | Спасо-Преображенский собор |
3. | дом Крылова |
___________________
43. Из важнейших показателей развития народного образования в 1965–1985 гг. возрастало:
1. количество учащихся вечерних, заочных общеобразовательных школ
2. количество учащихся дневных общеобразовательных школ
3. количество учителей с высшим образованием
4. общее количество учителей
5. число вновь построенных школьных зданий
44. Сфера деятельности, в которой учителя региона добились к 1980-м гг. безусловных успехов:
1. | вечернее образование взрослых | 4. | массовая физическая культура |
2. | внешкольная работа с детьми | 5. | техническое творчество учащихся |
3. | краеведение |
45. Соответствие (дата образования и коллектив):
1. | 1936 г. | А. | Государственный ансамбль песни и танца «Италмас» |
2. | 1937 г. | Б. | Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан |
3. | 1985 г. | В. | квартет «Каравай» |
4. | 1987 г. | Г. | Коми-пермяцкий ансамбль «Шондибан» |
5. | 1990 г. | Д. | Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии |
Е. | Удмуртский государственный театр фольклорной песни «Айкай» |
46. Соответствие (деятель художественной культуры и коллектив):
1. | З.С. Ахметова | А. | Академический ансамбль народного танца РБ |
2. | Ф.А. Гаскаров | Б. | Государственный ансамбль народной песни, музыки и танца «Танок» |
3. | А.В. Мамонтов | В. | Государственный ансамбль песни и танца «Италмас» |
4. | В.А. Салин | Г. | Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан |
5. | Е.Г. Серебренников | Д. | Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии |
Е. | Удмуртский государственный театр фольклорной песни «Айкай» |
47. Лабораторией современной оперы называли:
1. | Башкирский театр оперы и балета | 4. | Татарский театр оперы и балета |
2. | Пермский театр оперы и балета | 5. | Удмуртский музыкальный театр |
3. | Свердловский театр оперы и балета |
48. Художественным руководителем Пермского академического театра драмы был:
1. | И.Т. Бобылев | 4. | А.А. Людмилин |
2. | И.И. Келлер | 5. | С.Г. Ходес |
3. | В.А. Курочкин |
49. Соответствие художественных руководителей и пермских театров:
1. | Борис Мильграм | А. | Академический театр драмы («Театр-Театр») |
2. | Георгий Исаакян | Б. | Академический театр оперы и балета |
3. | Игорь Тернавский | В. | «Новая драма» |
4. | Михаил Скоморохов | Г. | Театр кукол |
5. | Сергей Федотов | Д. | Театр «У моста» |
Е. | Театр юного зрителя |
50. Выдающимся хормейстером, работавшим в Пермском театре оперы и балета, был
1. | В.В. Васильев | 4. | В.И. Лицман |
2. | С.С. Вейхман | 5. | В.С. Руденко |
3. | Ю.А. Иллютович |
51. Первым руководителем пермской организации Союза композиторов стал:
1. | И.В. Ануфриев | 4. | Г.Р. Терпиловский |
2. | В.Л. Куликов | 5. | А.К. Трухин |
3. | И.Е. Машуков |
52. Основателем Пермского хореографического училища является:
1. | Е.Н. Гейденрейх | 4. | Л.П. Сахарова |
2. | К.А. Есаулова | 5. | В.Н. Толстухин |
3. | Ю.И. Плахт |
53. Хронологическая последовательность главных балетмейстеров Академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского:
1. | Г.Д. Алексидзе | 4. | В.Н. Салимбаев |
2. | Н.Н. Боярчиков | 5. | К.А. Шморгонер |
3. | Н.С. Маркарьянц |
54. Хронологическая последовательность первых прима-балерин Академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского:
1. | Галина Шляпина | 4. | Наталья Моисеева |
2. | Елена Кулагина | 5. | Римма Шлямова |
3. | Людмила Шипулина |
55. В модерн-танце раскрылся талант:
1. | Виталия Полещука | 4. | Романа Геера |
2. | Евгения Панфилова | 5. | Сергея Мершина |
3. | Радия Миниахметова |
56. Главным дирижером Академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского является:
1. | Алексей Мирошниченко | 4. | Дмитрий Батин |
2. | Валерий Платонов | 5. | Теодор Курентзис |
3. | Виталий Полонский |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
(для развернутых ответов на полторы-две страницы;
номер вопроса должен соответствовать порядковому номеру
студента в журнале группы)
По теме: История одной улицы (Сибирская)
1. Почему сад имени Горького до революции назывался Загородным?
2. Перечислите постройки архитектора И.И. Свиязева в городе Перми.
3. Почему Электроприборная компания в 1960—1970-е гг. называлась часовым заводом?
4. Воспроизведите боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса.
5. Назовите Дважды Героев Советского Союза увековеченных на мемориальных досках Дома офицеров. Кого еще из героев-пермяков Вы помните?
6. Почему за «Дом Якуба Коласа» нужно «драться»?
7. Каково происхождение названия «Дом чекистов»?
8. Перечислите достопримечательности «Земского сада».
9. Что Вы знаете об истории главного корпуса ПГГПУ?
10. Каково происхождение названия «Пермские Афины»?
11. Какая разница между «Дворянским собранием» и «Благородным собранием»?
12. Что Вы знаете об истории Дома губернатора?
13. Общались ли между собой А.В. Синакевич и М.С. Симанович?
14. Что Вы знаете об истории Дома журналиста?
По т е м е: Посещение драматических театров
1. Какие пермские драматические и детские театры Вы знаете?
2. Выделите из них свой любимый театр, перечислите посещенные Вами спектакли этого театра.
3. Назовите постановщиков спектаклей и Ваших любимых актеров в этом театре.
4. Расскажите сюжет Вашего самого любимого спектакля. В чем, по-Вашему, его идея и художественные достоинства?
5. Назовите Вашего любимого пермского артиста и его роли. Какая Вам нравится больше всего?
6. Назовите художественных руководителей ведущих пермских театров.
7. Сколько лет Пермскому Театру юного зрителя? Что Вам известно о его творческих достижениях?
8. Что Вам известно о постановках пьес М. МакДонаха на пермской сцене?
9. Чем «Новая драма» отличается от других театров Перми?
10. Какова специфика спектаклей в Доме актера?
11. О каких нашумевших постановках двух последних сезонов в пермских театрах вы слышали? На каких удалось побывать? Каково впечатление?
12. Когда Вы последний раз были на утреннем или дневном спектакле для детей? Что это был за спектакль? Что Вы помните об этом посещении?
13. Какие три пермских спектакля текущего репертуара Вам хотелось бы посмотреть больше всего?
СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Текст на стр. 1:
Пермский государственный гуманитарано-педагогический университет
Исторический факультет
Магистратура
УЧЕБНАЯ РАБОТА
По курсу
«КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС УРАЛА»