Урок музыки
Тема: Разучивание песни «Во поле береза стояла»
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.
Ход урока:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?
«Русская народная песня-душа народа».
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.
У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –
У ХАКАССКОГО –
У НЕМЕЦКОГО ---------
У КИТАЙСКОГО ------
МОЛОДЦЫ.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народ писал не только песни, но и шутки, прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, поддевки, народные игры.
Наряду с народными песнями существуют народные инструменты
Давайте с вами поиграем «Отгадай меня»: Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Парой ходим по дорожкам Ну конечно это…(Ложки)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
Это точно вам не «Байка» Называют …… (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. Не поместишь на ладонь Называется……(Гармонь)
Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным в прок А зовут меня…… (Рожок)
|
Молодцы, а теперь посмотрим фильм с народными инструментами, которые являются неотъемлемой частью русского народного творчества в целом.
https://www.youtube.com/watch?v=wjauKPp8Wws
ПЕРСОНАЖИ народных песен пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. русские народные песни имеют несколько жанров:
А какие жанры песен знаете вы, ребята:
Дети называют знакомые жанры русской народной песни:
1.Хороводные «Вечеринка»
2.Шуточные «Ай поедем жана во Китай город гулять»
3. Колыбельные «»Уж вы ночи»»
4. Свадебные « На улице дождик»
5. Лирические «Рябина».
Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента. Это слово для вас новое, посмотрите на доску – это наше словарное слово – а капелла Давайте запишем в наш словарь, а позже мы к нему еще вернёмся.
Сегодня мы с вами будем разучивать русскую народную песню «Во поле береза стояла ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами распоёмся:
1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки.
- улыбочка, укольчик, машина гудит, свеча.
2. Скороговорки проговорим для чёткой дикции:Какие вы знаете скороговорки? - «От топота копыт пыль по полю летит», - «У ужа – ужата, у еже – ежата», - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»
3. Упражнение на динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8 4 раза - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.
|
4. Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно». Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.
5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»
https://www.youtube.com/watch?v=CEVCruvAe1U
Спасибо! Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные песни, что они разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)узнали новое словарное слово – а капелла.
Заключительное слово учителя.
Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.
Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Оценивание учащихся.
Этап рефлексии.
Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к грустной мордашке!
Работа с классом. Выделить лишнее слово из перечисленных.
Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.
Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.
Выход из класса под музыку.
Самоанализ урока.
Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.