«Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине (, но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади [11] мы ни шли»[12]. Аль-Бухари.
И если раб Аллаха захочет совершить что-то благое, но сделать это ему не суждено, то за то, что он желал и намеревался сделать, ему будет записано совершение целого доброго дела. Благодеяния, оказываемые людям с помощью денег, слов или действий, являются добрыми делами и будут вознаграждены Аллахом, но воздаяние за них будет ещё больше, если в основе их лежат благие намерения.
Аллах Всевышний сказал:
} {
{Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой…} “Женщины”, 114.
Таким образом, это является благом. А затем Аллах Всевышний сказал: { }
{…а тому, кто делает это, стремясь снискать благоволение Аллаха, Мы даруем награду великую}. “Женщины”, 114.
Таким образом, за совершение всего вышеупомянутого великая награда полагается в том случае, если это делается в стремлении к благоволению Аллаха. Кроме того, в “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
] مَن أخَذَ أموالَ الناسِ يُريدُ أداءَها أدَّى اللهُ عنه ، ومَن أخَذَ يُريدُ إتلافَها أتْلَفَهُ الله
«Аллах отдаст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, желая вернуть их, [13] а того, кто берёт, желая (только) растратить их (и не намереваясь возвращать), Аллах погубит» [14]. Аль-Бухари.
|
Обрати же внимание на то, что пророк, , указывает на благое намерение как на причину, во многом способствующую получению удела и тому, что Аллах помогает уплатить человеку его долг, тогда как дурное намерение он называет причиной гибели и уничтожения.
Такую же роль играет намерение и в дозволенных мирских делах, и поэтому если человек в своих приобретениях и прочих упомянутых нами выше действиях использует это с целью соблюдения прав Аллаха и выполнения всего обязательного и желательного и основывается на благих намерениях, начиная есть или пить, или отходя ко сну, или желая отдохнуть, или стараясь приобрести что-либо, то эти обычные дела превращаются для него в различные формы поклонения, а Аллах благословляет раба в его делах и открывает перед ним врата блага и удела, на что он никогда не рассчитывал и о чём никогда даже не помышлял. Если же человек не придерживается благих намерений в силу своего невежества или нерадения, то винить в этом ему остаётся только самого себя. В “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
] إِنّكَ لنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتغي بِها وجهَ اللّهِ إِلاّ أُجِرْتَ عليها ، حتى ما تَجعلُ في
فِيِّ امرأتِكَ
«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене» [15].
|
Таким образом, в данном хадисе речь идёт обо всех благих делах, а это значит, что верующему, который хочет спасти свою душу и принести ей пользу, следует усвоить его смысл и постоянно стремиться следовать ему на практике при всех обстоятельствах.
Что же касается хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» [16], то указанием на определённые вещи служит как его явный смысл, так и то, что в нём подразумевается.
Явный смысл этого хадиса состоит в том, что ни одно нововведение в этой религии не имеет никакой основы ни в Коране, ни в сунне. Это в равной степени касается и нововведений в речи, примером чего могут служить такие термины, как “таджаххум”, “рафд”, “и‘тизаль” [17] и так далее, и нововведений в сфере религиозных обрядов, что распространяется на все те виды поклонения, указания на которые в Коране и сунне отсутствуют. Всё это будет отвергнуто и возвращено тем, кто придерживался подобного, а сами они заслуживают порицания в зависимости от вида своих нововведений и степени их удалённости от религии. Вводящим новшества является любой человек сообщающий нечто такое, о чём не говорится ни в Коране, ни в сунне, или же придерживающийся таких форм поклонения, которые не были дозволены и узаконены Аллахом и Его посланником, . Таким образом, вводящим нововведения является тот, кто запрещает дозволенное или придерживается не узаконенных шариатом форм поклонения.
|
суть подразумевающегося в данном хадисе состоит в том, что если человек совершит любое обязательное или желательное действие, соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, , и являющееся одной из форм поклонения Аллаху, будь то следование правильным воззрениям или совершение праведных обязательных или желательных дел, дело его будет принято, а за свои усилия он получит награду.
С другой стороны, содержание этого хадиса позволяет сделать вывод о том, что всякая запретная форма поклонения является непригодной, так как не соответствует велению Аллаха. Непригодность обусловлена запретностью, а всякое действие, запрещённое Аллахом, является недействительным и в расчёт не принимается.
ХАДИС ТРЕТИЙ
Религия есть искреннее отношение [18]
عَنْ تَمِيمٍ الدّارِيّ رضي الله عنه أَنّ النّبِيّ صلى الله عليه وسلم قَالَ:
] الدِّينُ النَّصِيحَةُ قُلْنَا: لِمَنْ ؟ قَالَ:
] لله وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ .
Сообщается, что Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды пророк, , сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: “По отношению к кому?” Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам, вообще» [19]. Ахмад и Муслим
Пророк, , повторил эти слова несколько раз, желая подчеркнуть важность сказанного им, и направить на верный путь свою общину, чтобы члены её должным образом усвоили, что исповедование религии в целом со всеми её внешними и внутренними аспектами сводится к искреннему отношению, проявлять которое в полной мере обязательно в пяти ниже перечисленных случаях.
ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К АЛЛАХУ подразумевает признание единственности Аллаха и того факта, что Ему присущи такие атрибуты совершенства, подобными которым ни в коей мере не обладает больше никто, осуществление явного и тайного поклонения Ему, постоянное ощущение себя в качестве раба Аллаха, обращение к Нему с просьбами в стремлении к получению награды Аллаха и из страха перед Его наказанием, а также раскаяние и постоянные мольбы о прощении. Всё это необходимо в силу того, что, выполняя свои религиозные обязанности, раб Аллаха неизбежно допускает те или иные упущения или же осмеливается совершать нечто запретное, но благодаря постоянному раскаянию и просьбам о прощении его недостатки исправляются, а дела и слова становятся совершенными.
ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К КНИГЕ АЛЛАХА выражается в запоминании Корана и размышлении над ним, изучении его слов, постижении его смысла и старании на практике следовать его установлениям самому и приводить к этому других.
ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОСЛАННИКУ, , выражается в вере в него, такой любви к нему, которая превосходит любовь человека к самому себе, богатству и своим детям, следовании ему как в основах религии, так и в её ответвлениях, предпочтении его слов словам любого иного человека и старании всегда следовать его путём и оказывать всемерную помощь его религии.
ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РУКОВОДИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН, то есть к их правителям, начиная с верховного правителя и всевозможных эмиров и шариатских судей вплоть до любого из обладающих хоть какой-нибудь властью над ними выражается в признании их власти, подчинении им и побуждении людей к тому же и старании по мере сил направлять правителей на путь истинный, обращать их внимание на всё то, что может принести пользу им самим и другим людям, и побуждать их к исполнению того, что входит в круг их обязанностей.
ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ МУСУЛЬМАНАМ ВООБЩЕ заключается в том, чтобы желать им того же, чего желаешь самому себе, и не желать того, чего самому себе не желаешь, добиваясь этого по мере своих возможностей, а тот, кто стремится к чему-либо, будет стараться осуществлять это и доводить это до совершенства.
Пророк, , раскрыл смысл понятия «искреннее отношение » (насыха), пояснив, что смысл этот заключается в вышеупомянутых пяти вещах, подразумевающих соблюдение прав Аллаха, прав Его Книги, прав Его посланника, , и прав всех мусульман независимо от различий в их материальном и социальном положении. Это охватывает собой всю религию в целом, и нет в ней ничего такого, чего не касались бы эти всеобъемлющие слова, а Аллах знает об этом лучше.
ХАДИС ЧЕТВЁРТЫЙ
Дело, которое позволит войти в рай
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنّ أَعْرَابِيا أتى النَّبيَّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: دُلَّنِي عَلَى عَمَلٍ إِذا عَمِلْتُهُ دَخَلْتُ الْجنّةَ. قَالَ: ] تَعْبُدُ اللّهَ لاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئا ، وَتُقِيمُ الصَّلاَةَ الْمَكْتُوبَةَ ، وَتُؤَدّي الزَّكَاةَ الْمَفْرُوضَةَ ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ . قَالَ: وَالّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لاَ أَزِيدُ عَلَى هَذَا. فَلَمّا وَلّى قَالَ النّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: ] مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجنّةِ ، فَلْيَنْظُرْ إِلَى هَذَا .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды к пророку, , пришёл какой-то бедуин, который сказал ему: “Укажи мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай, если я буду совершать его”. (В ответ посланник Аллаха, ,) сказал: “Поклоняйся Аллаху, (никого и) ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай предписанную молитву, выплачивай обязательный закят и постись в рамадане [20] ”. (Бедуин) воскликнул: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!” – а когда он ушёл, пророк, , сказал: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей рая! »
Аль-Бухари и Муслим.
О той великой основе, на которую указывает данный хадис, говорится также и во многих других хадисах, идентичных или близких друг к другу по смыслу. Смысл же их заключается в том, что если человек выполняет и обязанности, общие для всех (фард аль-‘айн), и обязанности, выполнением которых могут занимать только отдельные члены мусульманской общины (фард аль-кифайа), и избегает запретного, он заслуживает того, чтобы войти в рай и быть спасённым от огня. Человек, которому присуще подобное качество, достоин называться мусульманином и верующим; он стал одним из благочестивых, достигших успеха, и вошёл в число тех, кто следует прямым путём.
Подобным этому и близким к нему по смыслу является нижеследующий хадис.
ХАДИС ПЯТЫЙ
Решающее слово
عَنْ سُفْيَانَ بْنِ عَبْدِ الله الثّقَفِيّ رضي الله عنه قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللّهِ قُلْ لِي فِي الإِسْلاَمِ قَوْلاً لاَ أَسْأَلُ عَنْهُ أَحدا بَعْدَكَ ، قَالَ: ] قُلْ آمَنْتُ بِالله فَاسْتَقِمْ.
Сообщается, что Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) я попросил (пророка ) “О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такое слово, после которого мне уже не надо будет спрашивать об этом никого иного”. Он, , сказал: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха” а потом придерживайся прямоты [21]. » Муслим.
Этот человек попросил пророка, , указать ему на нечто полезное, что вместило бы в себя всё благо и могло бы привести человека, придерживающегося смысла этих слов, к успеху. В ответ на это пророк, , велел ему не отступать от веры в Аллаха, поскольку такая вера включает в себя как всё то, в чём человек должен быть убеждён, иначе говоря, догматы и основы веры, так и связанные с этим дела сердец, а также внешнее и внутреннее подчинение Аллаху, после чего он велел придерживаться этого постоянно и не отступать от прямоты до самой смерти. Веление пророка , полностью соответствует словам Аллаха Всевышнего, Который сказал:
{Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживался прямоты [22], нисходят ангелы (, возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”} “Разъяснены”, 30.
Таким образом, вера и прямота позволяют человеку избавиться от всех видов зла и приводят его к раю и обретению того, к чему он стремится.
Многие аяты Корана и хадисы указывают на то, что вера включает в себя не только истинные убеждения сердец и их чувства, например любовь к благому и страх перед злом, намерение обрести благо и отвращение ко злу, но оказывает воздействие также и на внешние действия, ибо если человек не утвердился в вере, он не достигнет ни того ни другого.
ХАДИС ШЕСТОЙ
Определение мусульманина,
верующего и мухаджира
عن عبدِ اللّهِ بن عَمْرٍو رضي اللّهُ عنهما عن النبيّ صلى الله عليه وسلم قال: ] المُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ المُسْلِمونَ مِن لِسانِهِ وَيَدهِ ، والمهاجِرُ مَن هَجرَ ما نَهى اللّهُ عنه رواه البخاري ، وفي رواية الإمام أحمد والمجاهدُ مَنْ جاهد نفسه في طاعةِ الله عز وجلَّ .
Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Пророк, , сказал: «Мусульманин - это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром [23] же является тот, кто прекратил (совершать) запрещённое Аллахом». Аль-Бухари.
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, к этому добавлено следующее: «… а верующим является тот, кому люди могут доверить свою жизнь и своё имущество».
Что же касается версии, приводимой имамом Ахмадом, то в ней к этому добавлено следующее: «… а борцом (муджахид) является тот, кто борется с собственной душой, чтобы прийти к покорности Аллаху».
В этом хадисе упоминается о достоинстве того, что Аллах и Его посланник, , определяют как причину счастья человека в мире этом и в мире вечном, а именно – о достоинстве ислама, веры, отказа от запретного и борьбы с собственной душой.
Кроме того, в этом хадисе были даны краткие, но ёмкие определения всех этих понятий. Так, например, истинный ислам есть не что иное, как покорность Аллаху, полноценное поклонение Ему, а также соблюдение Его прав и прав мусульман. Ислам человека не будет совершенным до тех пор, пока он не станет желать другим мусульманам того же, чего желает самому себе, а это может осуществиться лишь в том случае, если они будут в полной безопасности от зла, которое он может причинить им своим языком и своими руками. Именно это и является основой того, чего он обязан придерживаться по отношению к мусульманам, ибо если они не будут в безопасности от этого, то как же человек сумеет выполнить то, что входит в число его обязанностей по отношению к его братьям в исламе? Таким образом, непричинение зла мусульманам словом и делом свидетельствует о совершенстве ислама человека.
Верующим пророк, , называет такого человека, которому люди могут доверить свою жизнь и своё имущество. И действительно, если вера появляется в сердце и наполняет его собой, это накладывает на человека определённые обязательства по отношению к ней, важнейшими из которых являются сохранение доверенного, искренность во взаимоотношениях с людьми и боязнь допустить несправедливость в том, что имеет отношение к жизни и имуществу других. Если человек придерживается всего упомянутого нами, люди замечают это, доверяют ему свои жизни и своё имущество и полагаются на него, зная, что он сохранит доверенное, ведь сохранение его относится к числу наиболее специфических обязанностей верующего, в связи с чем посланник Аллаха, , сказал: [ لا إيمانَ لِمَنْ لا أَمانَةَ لَهُ
«Лишён веры тот, кто не отличается надёжностью» [24].
Ибн Абу Шайба,Ахмад,Ибн Ади и аль-Байхаки.
Расставание (хиджра), являющееся обязанностью всех без исключения мусульман, пророк, , определяет как удаление от грехов и ослушания. От этой обязанности ни при каких условиях не освобождается ни один из дееспособных мусульман, ибо Аллах запретил Своим рабам нарушать Его запреты и совершать грехи. Что же касается хиджры особого рода, иначе говоря, переселения из страны, в которой получило распространение неверие, или того места, где придерживаются нововведений, в страну распространения ислама и следования сунне, то она представляет собой часть хиджры как общей обязанности, но не является обязательной для всех без исключения, а становится таковой лишь при наличии известных условий.