ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 2 глава




«Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшие­ся (там) по уважительной причине (, но тем не менее) находив­шиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади [11] мы ни шли»[12]. Аль-Бухари.

И если раб Аллаха захочет совершить что-то благое, но сделать это ему не суждено, то за то, что он желал и намеревался сделать, ему будет записано совершение целого доброго дела. Благодеяния, оказываемые людям с помощью денег, слов или действий, являют­ся добрыми делами и будут вознаграждены Аллахом, но воздаяние за них будет ещё больше, если в основе их лежат благие намере­ния.

Аллах Всевышний сказал:

} {

{Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одоб­ряемое или примирять людей между собой…} “Женщины”, 114.

Таким образом, это является благом. А затем Аллах Всевыш­ний сказал: { }

{…а тому, кто делает это, стремясь снискать благоволение Аллаха, Мы даруем награду великую}. “Женщины”, 114.

Таким образом, за совершение всего вышеупомянутого великая награда полагается в том случае, если это делается в стремлении к благоволению Аллаха. Кроме того, в “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:

] مَن أخَذَ أموالَ الناسِ يُريدُ أداءَها أدَّى اللهُ عنه ، ومَن أخَذَ يُريدُ إتلافَها أتْلَفَهُ الله 

«Аллах отдаст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, же­лая вернуть их, [13] а того, кто берёт, желая (только) растратить их (и не намереваясь возвращать), Аллах погубит» [14]. Аль-Бухари.

Обрати же внимание на то, что пророк, , указывает на благое намерение как на причину, во многом способствующую по­лучению удела и тому, что Аллах помогает уплатить человеку его долг, тогда как дурное намерение он называет причиной гибели и уничтожения.

Такую же роль играет намерение и в дозволенных мирских делах, и поэтому если человек в своих приобретениях и прочих упомянутых нами выше действиях использует это с целью соблюдения прав Ал­лаха и выполнения всего обязательного и желательного и основыва­ется на благих намерениях, начиная есть или пить, или отходя ко сну, или желая отдохнуть, или стараясь приобрести что-либо, то эти обыч­ные дела превращаются для него в различные формы поклонения, а Аллах благословляет раба в его делах и открывает перед ним врата блага и удела, на что он никогда не рассчитывал и о чём никогда даже не помышлял. Если же человек не придерживается благих намерений в силу своего невежества или нерадения, то винить в этом ему остаёт­ся только самого себя. В “Сахихе” приводится хадис, в котором сооб­щается, что пророк, , сказал:

] إِنّكَ لنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتغي بِها وجهَ اللّهِ إِلاّ أُجِرْتَ عليها ، حتى ما تَجعلُ في

فِيِّ امرأتِكَ 

«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене» [15].

Таким образом, в данном хадисе речь идёт обо всех благих де­лах, а это значит, что верующему, который хочет спасти свою ду­шу и принести ей пользу, следует усвоить его смысл и постоянно стремиться следовать ему на практике при всех обстоятельствах.

Что же касается хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, в ко­тором сообщается, что пророк, , сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему от­ношения, это будет отвергнуто» [16], то указанием на определённые вещи служит как его явный смысл, так и то, что в нём подразуме­вается.

Явный смысл этого хадиса состоит в том, что ни одно нововве­дение в этой религии не имеет никакой основы ни в Коране, ни в сунне. Это в равной степени касается и нововведений в речи, при­мером чего могут служить такие термины, как “таджаххум”, “рафд”, “и‘тизаль” [17] и так далее, и нововведений в сфере рели­гиозных обрядов, что распространяется на все те виды поклоне­ния, указания на которые в Коране и сунне отсутствуют. Всё это будет отвергнуто и возвращено тем, кто придерживался подобно­го, а сами они заслуживают порицания в зависимости от вида сво­их нововведений и степени их удалённости от религии. Вводящим новшества является любой человек сообщающий нечто такое, о чём не говорится ни в Коране, ни в сунне, или же придерживаю­щийся таких форм поклонения, которые не были дозволены и уза­конены Аллахом и Его посланником, . Таким образом, вводящим нововведения является тот, кто запрещает дозволенное или придерживается не узаконенных шариатом форм поклонения.

суть подразумевающегося в данном хадисе состоит в том, что если человек совершит любое обязательное или желательное дей­ствие, соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, , и являющееся одной из форм поклонения Аллаху, будь то следование правильным воззрениям или совершение праведных обязательных или желательных дел, дело его будет принято, а за свои усилия он получит награду.

С другой стороны, содержание этого хадиса позволяет сделать вывод о том, что всякая запретная форма поклонения является не­пригодной, так как не соответствует велению Аллаха. Непригод­ность обусловлена запретностью, а всякое действие, запрещённое Аллахом, является недействительным и в расчёт не принимается.

ХАДИС ТРЕТИЙ

Религия есть искреннее отношение [18]

عَنْ تَمِيمٍ الدّارِيّ رضي الله عنه أَنّ النّبِيّ صلى الله عليه وسلم قَالَ:
] الدِّينُ النَّصِيحَةُ  قُلْنَا: لِمَنْ ؟ قَالَ:
] لله وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ .

Сообщается, что Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды пророк, , сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: “По отношению к кому?” Он ска­зал: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его послан­нику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам, вооб­ще» [19]. Ахмад и Муслим

Пророк, , повторил эти слова несколько раз, желая под­черкнуть важность сказанного им, и направить на верный путь свою общину, чтобы члены её должным образом усвоили, что исповедо­вание религии в целом со всеми её внешними и внутренними аспек­тами сводится к искреннему отношению, проявлять которое в пол­ной мере обязательно в пяти ниже перечисленных случаях.

ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К АЛЛАХУ подразумевает при­знание единственности Аллаха и того факта, что Ему присущи та­кие атрибуты совершенства, подобными которым ни в коей мере не обладает больше никто, осуществление явного и тайного покло­нения Ему, постоянное ощущение себя в качестве раба Аллаха, об­ращение к Нему с просьбами в стремлении к получению награды Аллаха и из страха перед Его наказанием, а также раскаяние и по­стоянные мольбы о прощении. Всё это необходимо в силу того, что, выполняя свои религиозные обязанности, раб Аллаха неиз­бежно допускает те или иные упущения или же осмеливается со­вершать нечто запретное, но благодаря постоянному раскаянию и просьбам о прощении его недостатки исправляются, а дела и слова становятся совершенными.

ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К КНИГЕ АЛЛАХА выражается в запоминании Корана и размышлении над ним, изучении его слов, постижении его смысла и старании на практике следовать его ус­тановлениям самому и приводить к этому других.

ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОСЛАННИКУ, , выражается в вере в него, такой любви к нему, которая превосходит любовь человека к самому себе, богатству и своим детям, следо­вании ему как в основах религии, так и в её ответвлениях, пред­почтении его слов словам любого иного человека и старании всег­да следовать его путём и оказывать всемерную помощь его рели­гии.

ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РУКОВОДИТЕЛЯМ МУСУЛЬ­МАН, то есть к их правителям, начиная с верховного правителя и всевозможных эмиров и шариатских судей вплоть до любого из обладающих хоть какой-нибудь властью над ними выражается в признании их власти, подчинении им и побуждении людей к тому же и старании по мере сил направлять правителей на путь истин­ный, обращать их внимание на всё то, что может принести пользу им самим и другим людям, и побуждать их к исполнению того, что входит в круг их обязанностей.

ИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ МУСУЛЬМАНАМ ВО­ОБЩЕ заключается в том, чтобы желать им того же, чего желаешь самому себе, и не желать того, чего самому себе не желаешь, до­биваясь этого по мере своих возможностей, а тот, кто стремится к чему-либо, будет стараться осуществлять это и доводить это до со­вершенства.

Пророк, , раскрыл смысл понятия «искреннее отно­шение » (насыха), пояснив, что смысл этот заключается в выше­упомянутых пяти вещах, подразумевающих соблюдение прав Ал­лаха, прав Его Книги, прав Его посланника, , и прав всех мусульман независимо от различий в их материальном и социаль­ном положении. Это охватывает собой всю религию в целом, и нет в ней ничего такого, чего не касались бы эти всеобъемлющие сло­ва, а Аллах знает об этом лучше.

ХАДИС ЧЕТВЁРТЫЙ

Дело, которое позволит войти в рай

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنّ أَعْرَابِيا أتى النَّبيَّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: دُلَّنِي عَلَى عَمَلٍ إِذا عَمِلْتُهُ دَخَلْتُ الْجنّةَ. قَالَ: ] تَعْبُدُ اللّهَ لاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئا ، وَتُقِيمُ الصَّلاَةَ الْمَكْتُوبَةَ ، وَتُؤَدّي الزَّكَاةَ الْمَفْرُوضَةَ ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ . قَالَ: وَالّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لاَ أَزِيدُ عَلَى هَذَا. فَلَمّا وَلّى قَالَ النّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: ] مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجنّةِ ، فَلْيَنْظُرْ إِلَى هَذَا .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Однажды к пророку, , пришёл какой-то бедуин, ко­торый сказал ему: “Укажи мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай, если я буду совершать его”. (В ответ послан­ник Аллаха, ,) сказал: “Поклоняйся Аллаху, (никого и) ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай предписан­ную молитву, выплачивай обязательный закят и постись в ра­мадане [20] ”. (Бедуин) воскликнул: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!” – а когда он ушёл, пророк, , сказал: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей рая! »

Аль-Бухари и Муслим.

О той великой основе, на которую указывает данный хадис, го­ворится также и во многих других хадисах, идентичных или близ­ких друг к другу по смыслу. Смысл же их заключается в том, что если человек выполняет и обязанности, общие для всех (фард аль-‘айн), и обязанности, выполнением которых могут занимать толь­ко отдельные члены мусульманской общины (фард аль-кифайа), и избегает запретного, он заслуживает того, чтобы войти в рай и быть спасённым от огня. Человек, которому присуще подобное ка­чество, достоин называться мусульманином и верующим; он стал одним из благочестивых, достигших успеха, и вошёл в число тех, кто следует прямым путём.

Подобным этому и близким к нему по смыслу является ниже­следующий хадис.

ХАДИС ПЯТЫЙ

Решающее слово

عَنْ سُفْيَانَ بْنِ عَبْدِ الله الثّقَفِيّ رضي الله عنه قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللّهِ قُلْ لِي فِي الإِسْلاَمِ قَوْلاً لاَ أَسْأَلُ عَنْهُ أَحدا بَعْدَكَ ، قَالَ: ] قُلْ آمَنْتُ بِالله فَاسْتَقِمْ.

Сообщается, что Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я попросил (пророка ) “О посланник Ал­лаха, скажи мне об исламе такое слово, после которого мне уже не надо будет спрашивать об этом никого иного”. Он, , сказал: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха” а потом придерживай­ся прямоты [21]. » Муслим.

Этот человек попросил пророка, , указать ему на нечто полезное, что вместило бы в себя всё благо и могло бы привести человека, придерживающегося смысла этих слов, к успеху. В от­вет на это пророк, , велел ему не отступать от веры в Алла­ха, поскольку такая вера включает в себя как всё то, в чём человек должен быть убеждён, иначе говоря, догматы и основы веры, так и связанные с этим дела сердец, а также внешнее и внутреннее под­чинение Аллаху, после чего он велел придерживаться этого посто­янно и не отступать от прямоты до самой смерти. Веление пророка , полностью соответствует словам Аллаха Всевышнего, Который сказал:

{Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживался прямоты [22], нисходят ангелы (, возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”} “Разъяснены”, 30.

Таким образом, вера и прямота позволяют человеку избавиться от всех видов зла и приводят его к раю и обретению того, к чему он стремится.

Многие аяты Корана и хадисы указывают на то, что вера включает в себя не только истинные убеждения сердец и их чувства, например любовь к благому и страх перед злом, намерение обрести благо и отвращение ко злу, но оказывает воздействие также и на внешние действия, ибо если человек не утвердился в вере, он не достигнет ни того ни другого.

 

ХАДИС ШЕСТОЙ

Определение мусульманина,
верующего и мухаджира

عن عبدِ اللّهِ بن عَمْرٍو رضي اللّهُ عنهما عن النبيّ صلى الله عليه وسلم قال: ] المُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ المُسْلِمونَ مِن لِسانِهِ وَيَدهِ ، والمهاجِرُ مَن هَجرَ ما نَهى اللّهُ عنه  رواه البخاري ، وفي رواية الإمام أحمد  والمجاهدُ مَنْ جاهد نفسه في طاعةِ الله عز وجلَّ .

Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Пророк, , сказал: «Мусульманин - это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром [23] же является тот, кто прекратил (совершать) запрещённое Аллахом». Аль-Бухари.

В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, к этому добавлено следующее: «… а верующим является тот, кому люди могут доверить свою жизнь и своё имущество».

Что же касается версии, приводимой имамом Ахмадом, то в ней к этому добавлено следующее: «… а борцом (муджахид) является тот, кто борется с собственной душой, чтобы прийти к покорности Аллаху».

В этом хадисе упоминается о достоинстве того, что Аллах и Его посланник, , определяют как причину счастья человека в мире этом и в мире вечном, а именно – о достоинстве ислама, веры, отказа от запретного и борьбы с собственной душой.

Кроме того, в этом хадисе были даны краткие, но ёмкие опреде­ления всех этих понятий. Так, например, истинный ислам есть не что иное, как покорность Аллаху, полноценное поклонение Ему, а также соблюдение Его прав и прав мусульман. Ислам человека не будет совершенным до тех пор, пока он не станет желать другим му­сульманам того же, чего желает самому себе, а это может осущест­виться лишь в том случае, если они будут в полной безопасности от зла, которое он может причинить им своим языком и своими рука­ми. Именно это и является основой того, чего он обязан придержи­ваться по отношению к мусульманам, ибо если они не будут в безо­пасности от этого, то как же человек сумеет выполнить то, что вхо­дит в число его обязанностей по отношению к его братьям в исла­ме? Таким образом, непричинение зла мусульманам словом и делом свидетельствует о совершенстве ислама человека.

Верующим пророк, , называет такого человека, которо­му люди могут доверить свою жизнь и своё имущество. И действи­тельно, если вера появляется в сердце и наполняет его собой, это накладывает на человека определённые обязательства по отноше­нию к ней, важнейшими из которых являются сохранение доверенного, искренность во взаимоотношениях с людьми и боязнь до­пустить несправедливость в том, что имеет отношение к жизни и имуществу других. Если человек придерживается всего упомяну­того нами, люди замечают это, доверяют ему свои жизни и своё имущество и полагаются на него, зная, что он сохранит доверен­ное, ведь сохранение его относится к числу наиболее специфичес­ких обязанностей верующего, в связи с чем посланник Аллаха, , сказал: [ لا إيمانَ لِمَنْ لا أَمانَةَ لَهُ 

«Лишён веры тот, кто не отличается надёжностью» [24].

Ибн Абу Шайба,Ахмад,Ибн Ади и аль-Байхаки.

Расставание (хиджра), являющееся обязанностью всех без исключения мусульман, пророк, , определяет как удаление от грехов и ослушания. От этой обязанности ни при каких условиях не освобождается ни один из дееспособных мусульман, ибо Аллах за­претил Своим рабам нарушать Его запреты и совершать грехи. Что же касается хиджры особого рода, иначе говоря, переселения из страны, в которой получило распространение неверие, или того мес­та, где придерживаются нововведений, в страну распространения ислама и следования сунне, то она представляет собой часть хидж­ры как общей обязанности, но не является обязательной для всех без исключения, а становится таковой лишь при наличии известных ус­ловий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: