ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 3 глава




И, наконец, пророк, , называет “муджахидом” (бор­цом) того, кто борется с собственной душой, стремясь прийти к покорности Аллаху. Поистине, душа, склонная к лени, старается уклониться от совершения благих дел, велит совершать дурное и быстро приходит в возбуждение под воздействием всевозможных бедствий, а это значит, что для того, чтобы обязать её неуклонно подчиняться Аллаху, удержать от грехов и приучить терпеливо сносить бедствия, необходимо проявлять терпение и бороться с ней. Что же касается проявления покорности, то суть этого состо­ит в исполнении велений Аллаха, удалении от запретного и прояв­лении терпения по отношению к предопределённому.

Таким образом, истинным борцом является тот, кто борется с собственной душой ради осуществления всего вышеупомянутого, желая добиться того, чтобы душа выполняла свои обязанности и свои функции.

Человек, совершающий всё то, на что указывает содержание этого хадиса, выполняет свои религиозные обязанности в полном объёме, так как, если человек не причиняет вреда мусульманам своим языком и своими руками, если люди могут доверить ему свою жизнь и своё имущество и если он удаляется от того, что за­претил Аллах, и борется со своей душой, стремясь привести её к покорности Аллаху, это значит, что не осталось таких благих дел, будь то дела религиозные или мирские, явные или тайные, кото­рых он не совершил бы, как не осталось и таких дурных дел, от которых он бы не отказался, а к успеху приводит один лишь Ал­лах.

ХАДИС СЕДЬМОЙ

Качества лицемера

عنْ عبدِ اللّهِ بنِ عَمْرٍو أنّ النبيّ صلى الله عليه وسلم قال: ] أربعٌ مَنْ كُنّ فيهِ كان مُنافِقاً خالصاً ، وَمَنْ كانتْ فيهِ خَصْلةٌ مِنهنّ كانتْ فيهِ خَصْلةٌ مِنَ النفاقِ حتى يَدَعَها: إذا ائْتُمِنَ خان ، وإذا حدّثَ كَذَبَ ، وإذا عاهَدَ غدرَ ، وإذا خاصمَ فَجَرَ .

Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Пророк, , сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рас­сказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заклю­чает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо) ». Аль-Бухари и Муслим.

Лицемерие лежит в основе зла, а заключается оно в выставлении напоказ благого и сокрытии дурного. Это касается и большого лице­мерия, имеющего отношение к сфере убеждений и состоящего в том, что лицемер притворяется мусульманином и скрывает от дру­гих своё неверие. Лицемерие такого рода ставит лицемера вне рели­гии полностью, а сам он окажется в нижнем слое адского пламени. Аллах указал, что таким лицемерам присущи все дурные качества, в том числе неверие, привычка насмехаться над религией и её при­верженцами и издеваться над ними, а также чувство симпатии к вра­гам религии, обусловленное желанием участвовать вместе с ними в борьбе против ислама. Такие люди существовали во все времена, но особенно много их в наше время, когда столь широкое распростра­нение получили маериализм, атеизм и вседозволенность.

Здесь речь идёт о второй составной части лицемерия, о котором упоминается в данном хадисе. Это – проявление лицемерия на практике [25], и хотя оно не ставит человека вне религии полностью, но всё же может привести к неверию. Человек, которому присущи все четыре вышеупомянутых свойства, объединяет в себе всё дур­ное в целом и отличается всеми качествами лицемеров. Что же ка­сается правдивости, привычки сохранять доверенное, выполнения обещаний и опасений перед посягательствами на права людей, то в этих качествах объединяется всё благое. Человек, утративший хотя бы одно из вышеупомянутых благих качеств, нарушил одну из обязанностей ислама и веры, так что же говорить об утратив­шем все эти качества?

Ложью может быть и то, что говорится об Аллахе и пророке, , но тот, кто возводит на него ложь намеренно, должен за­нять своё место в огне, ведь Аллах Всевышний сказал:

{А кто несправедливее того, кто возвёл на Аллаха ложь?}

“Ряд”, 7.

Ложными могут быть и такие сообщения, которые касаются событий общего или частного характера, а тот, кто их передает, отличается одним из наиболее характерных качеств, а именно – лживостью, о чём пророк, , сказал так:

] إِيَّاكُمْ وَالْكَذِبَ ، فَإِنّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَىَ الْفُجُورِ ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَىَ النَّارِ ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَكْذِبُ وَيَتَحَرَّىَ الْكَذِبَ حَتَّىَ يُكْتَبَ عِنْدَ اللّهِ كَذَّاباً 

«Ни в коем случае не лгите, ибо, поистине, ложь подтал­кивает к греху, а грехи подталкивают к огню, и человек (на­чинает) лгать, а потом это входит у него в привычку, и так продолжается до тех пор, пока его не записывают пред Аллахом как отъявленного лжеца» [26]. Аль-Бухари и Муслим.

Где вера того, кому доверяют имущество или тайну или предо­ставляют права на что-либо, а он поступает вероломно? Куда дева­ется истинный ислам такого человека? Кроме того, одним из отвратительных качеств лицемеров отличается и тот, кто нарушает свои договоры с Аллахом или с людьми. То же самое относится и к тем, кто не страшится распоряжаться имуществом людей и нару­шать их права, пользуясь удобным случаем и используя ложные доводы, чтобы доказать ложь или опровергнуть истину. Если чело­веку присущи все вышеупомянутые качества, это значит, что он не обладает верой в достаточной степени, поскольку такие качества абсолютно несовместимы с верой.

Знай, что суть того, на чем основываются приверженцы сунны и согласия [27], состоит в том, что рабу Аллаха в одно и то же время могут быть присущи как благие, так и дурные качества, качества веры, и качества неверия или лицемерия. Если же говорить о той награде или том наказании, которые заслужит человек, то это бу­дет определяться его делами, ибо они послужат причиной награды или наказания, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы, а все эти указания следует применять на практике, как следует и верить им. Вот почему мы должны отречься от мазхаба хариджитов, отвергающих смысл вышеупомянутых указаний, в соответствии с которыми человек сохраняет часть веры и продол­жает оставаться в лоне религии, несмотря на совершённые им гре­хи, если только он не допустил ничего такого, что полностью ста­вит его вне веры. Что же касается хариджитов, то они отвергают всё это, утверждая, что человек, совершивший какие-либо тяжкие прегрешения или отличающийся теми или иными свойствами не­верных или лицемеров, стоит вне религии и останется в аду навеч­но. Положения этого мазхаба противоречат Корану, сунне и еди­нодушному мнению наших праведных предшественников

ХАДИС ВОСЬМОЙ

Вера в предопределённость благого и дурного

عَن عَبْدِ اللّهِ بن عُمَر رضي الله عنهما قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] كُلُّ شَيْءٍ بِقَدَرٍ ، حَتَّىَ الْعَجْزُ وَالْكَيْسُ .

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах, ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Всё предопределено, и в том числе – слабость и проницательность». Малик, аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис содержит в себе одну из шести великих основ веры, которой является вера в предопределённость благого и дурного, приятного и неприятного, общего и частного, минувшего и буду­щего. Суть этой основы состоит в признании рабом того, что зна­ние Аллаха объемлет собой всё и что Он заранее знал о благих и дурных делах Своих рабов, а также обо всём том, что с ними будет происходить, и изначально занёс это на Сохраняемую Скрижаль, о чём Всевышний сказал так:

{Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо о том, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании [28], поистине, это для Аллаха легко!} “Хаджж”, 70.

Далее, в своё время Аллах осуществляет предопределённое Им в соответствии со Своей мудростью и Своей волей, которые охва­тывают собой всё то, что было и что будет, а также всё творение и управление им. Однако Аллах не только сотворил и рабов, и их де­ла, и их свойства, но также наделил их способностью к действиям и волей, благодаря чему они действуют по своему выбору, тогда как Всевышний не принуждает их к совершению тех или иных действий. Он – Тот, Кто сотворил их способность к действию и их волю, и Он является Творцом причины и причины причин. Таким образом, действия и слова людей являются результатом их способ­ности к совершению действий и их воли, созданных Аллахом, Ко­торый создал и все прочие их явные и тайные способности. Одна­ко Всевышний облегчает каждому путь к тому, для чего он был сотворён.

Тому, кто обращается к своему Господу и устремляется к Нему, Аллах внушает любовь к вере и украшает её для сердца такого че­ловека, в то же время внушая ему отвращение к неверию, нечес­тию и ослушанию. Всевышний причисляет его к следующим пра­вильным путём, и благодаря этому милости, оказываемые Алла­хом такому человеку, становятся совершенными во всех отноше­ниях.

Если же человек обращается к кому-нибудь иному помимо Ал­лаха и приближается к шайтану, являющемуся врагом Аллаха, то Он не облегчает для него всего этого, нет, Аллах просто вверяет его тому, к чему он направился, оставляет его без помощи и вверя­ет такого человека его собственной душе, в результате чего тот начинает блуждать и сбивается с пути. При этом человек не смо­жет привести никаких доводов в качестве оправдания перед своим Господом, поскольку Аллах даровал ему все средства, чтобы он мог выйти на путь истинный, а он сам предпочёл заблуждения правильному пути, в чём ему остаётся винить только самого себя и никого больше.

Аллах Всевышний сказал:

{Некоторых вывел Он на правильный путь, а некоторым (другим) суждено было (впасть) в заблуждение, (ибо,) поистине, избрали они (для себя) покровителями шайтанов (, отвергнув) Аллаха}. “Преграды”, 30.

Аллах Всевышний также сказал:

{Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание, ~ кото­рым Аллах ведёт путями мира следующих тому, что угодно Ему, выводя их из мрака к свету с позволения Своего и на­правляя к прямому пути}. “Трапеза”, 15 – 16.

Предопределение охватывает собой все обстоятельства, в кото­рых оказывается раб, а также все его действия и качества, и в том числе – слабость и проницательность. Это – два противоположных друг другу качества, поскольку первое, то есть слабость, приводит к разочарованию и потерям, а второе помогает проявлять усердие в изъявлении покорности Милостивому. При этом под слабостью здесь подразумевается то, за что раб Аллаха заслуживает порица­ния, иначе говоря, отсутствие воли и лень, а не та слабость, причи­ной которой является отсутствие способности. В этом и состоит смысл другого хадиса, в котором сообщается, что пророк, , сказал:

]أَمَّا أَهْلُ السَّعَادَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ السَّعَادَةِ ، وَأَمَّا أَهْلُ الشَّقَاوَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ الشَّقَاوَةِ 

«Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных» [29].

Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, счастливым облегчается совершение того, что приводит к счастью, а происходит это благодаря их собственной проницательности, а также содействию Аллаха и оказанию им Его милости. О проницательном и слабом были сказаны и такие слова: «Проницательным является обвиняющий (во всём) самого себя и старающийся ради того, что будет после смерти; слаб тот, кто следует страстям своей души и при этом обращается со своими пожеланиями к Аллаху».

ХАДИС ДЕВЯТЫЙ

Награда призывающему к правильному пути

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم قَالَ: ] مَنْ دَعَا إِلَىَ هُدًى كَانَ لَهُ مِنَ الأَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ ، لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئاً. وَمَنْ دَعَا إِلَىَ ضَلاَلَةٍ كَانَ عَلَيْهِ مِنَ الإِثْمِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ تَبِعَهُ ، لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ آثَامِهِمْ شَيئاًْ .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Награда призывавшего к правильному пути будет подобна наградам (всех) тех, кто по­следовал за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту; что же касается призывавшего к заблуждению, то он понесёт на себе грех, подобный грехам (всех) тех, кто после­довал за ним, что не уменьшит их собственных грехов ни на йоту». Муслим.

Этот и подобные ему по смыслу хадисы побуждают людей при­зывать к правильному пути и благу и, с одной стороны, говорят о достоинстве призывающего, а, с другой, – предостерегают от при­зывов к заблуждению, указывая на великую тяжесть греха, ко­торый понесёт на себе призывающий к подобному, и на ожидаю­щее его наказание.

Правильный путь есть не что иное, как полезное религиозное знание и праведные дела, а призывающим к правильному пути яв­ляется каждый из передающих знание или направляющих искате­лей знания на такой путь, следуя которому они смогут приобрести его.

Кроме того, призывающим к правильному пути является и каж­дый из тех, кто призывает к совершению праведных дел, имеющих отношение к соблюдению прав Аллаха или же соблюдению как общих, так и частных прав людей.

Призывающим к правильному является и каждый из тех, кто проявляет искренность по отношению к людям в религиозных или мирских делах, стремясь следовать установлениям своей религии.

И, наконец, призывающим к правильному пути является каж­дый из тех, кто сам стал на верный путь в своём знании или в сво­их делах и за кем в этом последовали другие.

К числу призывающих к правильному пути относится и чело­век, опережающий других в благотворительной деятельности или осуществлении того, что приносит пользу всем. Что же касается того, кто поступает наоборот, то он является призывающим к за­блуждению.

Призывающие к правильному пути являются предводителями благочестивых и лучшими из верующих, тогда как призывающие к заблуждению являются предводителями тех, кто зовёт к огню.

Таким образом, каждый помогающий другому в делах благо­честия и богобоязненности относится к числу призывающих к правильному пути, а каждый из тех, кто помогает другому в грехе и вражде, относится к числу призывающих к заблуждению.

ХАДИС ДЕСЯТЫЙ

Стремление к постижению религии
является признаком счастья

عن مُعاوِيةَ رضي الله عنه قال: سَمِعْتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: ] مَنْ يُرِدِ اللّهُ به خَيراً يُفَقِّهْهُ في الدِّين .

Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Аллах на­ставляет в религии того, кому Он желает блага».

Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис указывает на величайшее достоинство знания, а смысл его заключается в том, что обладание полезным знанием является признаком счастья раба и свидетельствует о том, что Ал­лах желает ему блага.

Понимание религии подразумевает знание основ веры и уста­новлений ислама, а также осведомлённость об истиной сути чис­тосердечия, поскольку религия включает в себя всё вышеупомяну­тое. Об этом говорится в хадисе о Джибриле, в котором сообщает­ся о том, что он задал пророку, , вопросы о вере, исламе и чистосердечии и получил от него ответы, которые служат опреде­лениями всех этих понятий. Так, пророк, , раскрыл суть веры, указав на шесть её основ, и раскрыл смысл ислама, указав на пять его столпов; если же говорить о чистосердечии, то пророк, , указал, что суть его «в том, чтобы поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то (,помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Муслим. Кроме того, это включает в себя стремление к постижению догматов веры, знание о том, чего придерживались в этом отношении наши предшествен­ники, практическое осуществление этого как явно, так и тайно, знание сути вероучений противников этого и способность объяс­нить, в чём именно они расходятся с Кораном и сунной.

И это включает в себя знание основ и ответвлений фикха, уста­новлений, касающихся религиозных обрядов (‘ибадат), отноше­ний между людьми (му‘амалят), установлений о наказаниях за уголовные преступления и многое другое.

И это включает в себя стремление к постижению истинной сути веры и знание о том, чего следует придерживаться по отношению к Аллаху и что должно соответствовать указаниям Корана и сун­ны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: