И, наконец, пророк, , называет “муджахидом” (борцом) того, кто борется с собственной душой, стремясь прийти к покорности Аллаху. Поистине, душа, склонная к лени, старается уклониться от совершения благих дел, велит совершать дурное и быстро приходит в возбуждение под воздействием всевозможных бедствий, а это значит, что для того, чтобы обязать её неуклонно подчиняться Аллаху, удержать от грехов и приучить терпеливо сносить бедствия, необходимо проявлять терпение и бороться с ней. Что же касается проявления покорности, то суть этого состоит в исполнении велений Аллаха, удалении от запретного и проявлении терпения по отношению к предопределённому.
Таким образом, истинным борцом является тот, кто борется с собственной душой ради осуществления всего вышеупомянутого, желая добиться того, чтобы душа выполняла свои обязанности и свои функции.
Человек, совершающий всё то, на что указывает содержание этого хадиса, выполняет свои религиозные обязанности в полном объёме, так как, если человек не причиняет вреда мусульманам своим языком и своими руками, если люди могут доверить ему свою жизнь и своё имущество и если он удаляется от того, что запретил Аллах, и борется со своей душой, стремясь привести её к покорности Аллаху, это значит, что не осталось таких благих дел, будь то дела религиозные или мирские, явные или тайные, которых он не совершил бы, как не осталось и таких дурных дел, от которых он бы не отказался, а к успеху приводит один лишь Аллах.
ХАДИС СЕДЬМОЙ
Качества лицемера
عنْ عبدِ اللّهِ بنِ عَمْرٍو أنّ النبيّ صلى الله عليه وسلم قال: ] أربعٌ مَنْ كُنّ فيهِ كان مُنافِقاً خالصاً ، وَمَنْ كانتْ فيهِ خَصْلةٌ مِنهنّ كانتْ فيهِ خَصْلةٌ مِنَ النفاقِ حتى يَدَعَها: إذا ائْتُمِنَ خان ، وإذا حدّثَ كَذَبَ ، وإذا عاهَدَ غدرَ ، وإذا خاصمَ فَجَرَ .
Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Пророк, , сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо) ». Аль-Бухари и Муслим.
Лицемерие лежит в основе зла, а заключается оно в выставлении напоказ благого и сокрытии дурного. Это касается и большого лицемерия, имеющего отношение к сфере убеждений и состоящего в том, что лицемер притворяется мусульманином и скрывает от других своё неверие. Лицемерие такого рода ставит лицемера вне религии полностью, а сам он окажется в нижнем слое адского пламени. Аллах указал, что таким лицемерам присущи все дурные качества, в том числе неверие, привычка насмехаться над религией и её приверженцами и издеваться над ними, а также чувство симпатии к врагам религии, обусловленное желанием участвовать вместе с ними в борьбе против ислама. Такие люди существовали во все времена, но особенно много их в наше время, когда столь широкое распространение получили маериализм, атеизм и вседозволенность.
Здесь речь идёт о второй составной части лицемерия, о котором упоминается в данном хадисе. Это – проявление лицемерия на практике [25], и хотя оно не ставит человека вне религии полностью, но всё же может привести к неверию. Человек, которому присущи все четыре вышеупомянутых свойства, объединяет в себе всё дурное в целом и отличается всеми качествами лицемеров. Что же касается правдивости, привычки сохранять доверенное, выполнения обещаний и опасений перед посягательствами на права людей, то в этих качествах объединяется всё благое. Человек, утративший хотя бы одно из вышеупомянутых благих качеств, нарушил одну из обязанностей ислама и веры, так что же говорить об утратившем все эти качества?
Ложью может быть и то, что говорится об Аллахе и пророке, , но тот, кто возводит на него ложь намеренно, должен занять своё место в огне, ведь Аллах Всевышний сказал:
{А кто несправедливее того, кто возвёл на Аллаха ложь?}
“Ряд”, 7.
Ложными могут быть и такие сообщения, которые касаются событий общего или частного характера, а тот, кто их передает, отличается одним из наиболее характерных качеств, а именно – лживостью, о чём пророк, , сказал так:
] إِيَّاكُمْ وَالْكَذِبَ ، فَإِنّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَىَ الْفُجُورِ ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَىَ النَّارِ ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَكْذِبُ وَيَتَحَرَّىَ الْكَذِبَ حَتَّىَ يُكْتَبَ عِنْدَ اللّهِ كَذَّاباً
«Ни в коем случае не лгите, ибо, поистине, ложь подталкивает к греху, а грехи подталкивают к огню, и человек (начинает) лгать, а потом это входит у него в привычку, и так продолжается до тех пор, пока его не записывают пред Аллахом как отъявленного лжеца» [26]. Аль-Бухари и Муслим.
Где вера того, кому доверяют имущество или тайну или предоставляют права на что-либо, а он поступает вероломно? Куда девается истинный ислам такого человека? Кроме того, одним из отвратительных качеств лицемеров отличается и тот, кто нарушает свои договоры с Аллахом или с людьми. То же самое относится и к тем, кто не страшится распоряжаться имуществом людей и нарушать их права, пользуясь удобным случаем и используя ложные доводы, чтобы доказать ложь или опровергнуть истину. Если человеку присущи все вышеупомянутые качества, это значит, что он не обладает верой в достаточной степени, поскольку такие качества абсолютно несовместимы с верой.
Знай, что суть того, на чем основываются приверженцы сунны и согласия [27], состоит в том, что рабу Аллаха в одно и то же время могут быть присущи как благие, так и дурные качества, качества веры, и качества неверия или лицемерия. Если же говорить о той награде или том наказании, которые заслужит человек, то это будет определяться его делами, ибо они послужат причиной награды или наказания, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы, а все эти указания следует применять на практике, как следует и верить им. Вот почему мы должны отречься от мазхаба хариджитов, отвергающих смысл вышеупомянутых указаний, в соответствии с которыми человек сохраняет часть веры и продолжает оставаться в лоне религии, несмотря на совершённые им грехи, если только он не допустил ничего такого, что полностью ставит его вне веры. Что же касается хариджитов, то они отвергают всё это, утверждая, что человек, совершивший какие-либо тяжкие прегрешения или отличающийся теми или иными свойствами неверных или лицемеров, стоит вне религии и останется в аду навечно. Положения этого мазхаба противоречат Корану, сунне и единодушному мнению наших праведных предшественников
ХАДИС ВОСЬМОЙ
Вера в предопределённость благого и дурного
عَن عَبْدِ اللّهِ بن عُمَر رضي الله عنهما قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] كُلُّ شَيْءٍ بِقَدَرٍ ، حَتَّىَ الْعَجْزُ وَالْكَيْسُ .
Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах, ими обоими, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Всё предопределено, и в том числе – слабость и проницательность». Малик, аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис содержит в себе одну из шести великих основ веры, которой является вера в предопределённость благого и дурного, приятного и неприятного, общего и частного, минувшего и будущего. Суть этой основы состоит в признании рабом того, что знание Аллаха объемлет собой всё и что Он заранее знал о благих и дурных делах Своих рабов, а также обо всём том, что с ними будет происходить, и изначально занёс это на Сохраняемую Скрижаль, о чём Всевышний сказал так:
{Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо о том, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании [28], поистине, это для Аллаха легко!} “Хаджж”, 70.
Далее, в своё время Аллах осуществляет предопределённое Им в соответствии со Своей мудростью и Своей волей, которые охватывают собой всё то, что было и что будет, а также всё творение и управление им. Однако Аллах не только сотворил и рабов, и их дела, и их свойства, но также наделил их способностью к действиям и волей, благодаря чему они действуют по своему выбору, тогда как Всевышний не принуждает их к совершению тех или иных действий. Он – Тот, Кто сотворил их способность к действию и их волю, и Он является Творцом причины и причины причин. Таким образом, действия и слова людей являются результатом их способности к совершению действий и их воли, созданных Аллахом, Который создал и все прочие их явные и тайные способности. Однако Всевышний облегчает каждому путь к тому, для чего он был сотворён.
Тому, кто обращается к своему Господу и устремляется к Нему, Аллах внушает любовь к вере и украшает её для сердца такого человека, в то же время внушая ему отвращение к неверию, нечестию и ослушанию. Всевышний причисляет его к следующим правильным путём, и благодаря этому милости, оказываемые Аллахом такому человеку, становятся совершенными во всех отношениях.
Если же человек обращается к кому-нибудь иному помимо Аллаха и приближается к шайтану, являющемуся врагом Аллаха, то Он не облегчает для него всего этого, нет, Аллах просто вверяет его тому, к чему он направился, оставляет его без помощи и вверяет такого человека его собственной душе, в результате чего тот начинает блуждать и сбивается с пути. При этом человек не сможет привести никаких доводов в качестве оправдания перед своим Господом, поскольку Аллах даровал ему все средства, чтобы он мог выйти на путь истинный, а он сам предпочёл заблуждения правильному пути, в чём ему остаётся винить только самого себя и никого больше.
Аллах Всевышний сказал:
{Некоторых вывел Он на правильный путь, а некоторым (другим) суждено было (впасть) в заблуждение, (ибо,) поистине, избрали они (для себя) покровителями шайтанов (, отвергнув) Аллаха}. “Преграды”, 30.
Аллах Всевышний также сказал:
{Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание, ~ которым Аллах ведёт путями мира следующих тому, что угодно Ему, выводя их из мрака к свету с позволения Своего и направляя к прямому пути}. “Трапеза”, 15 – 16.
Предопределение охватывает собой все обстоятельства, в которых оказывается раб, а также все его действия и качества, и в том числе – слабость и проницательность. Это – два противоположных друг другу качества, поскольку первое, то есть слабость, приводит к разочарованию и потерям, а второе помогает проявлять усердие в изъявлении покорности Милостивому. При этом под слабостью здесь подразумевается то, за что раб Аллаха заслуживает порицания, иначе говоря, отсутствие воли и лень, а не та слабость, причиной которой является отсутствие способности. В этом и состоит смысл другого хадиса, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
]أَمَّا أَهْلُ السَّعَادَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ السَّعَادَةِ ، وَأَمَّا أَهْلُ الشَّقَاوَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ الشَّقَاوَةِ
«Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных» [29].
Аль-Бухари и Муслим.
Таким образом, счастливым облегчается совершение того, что приводит к счастью, а происходит это благодаря их собственной проницательности, а также содействию Аллаха и оказанию им Его милости. О проницательном и слабом были сказаны и такие слова: «Проницательным является обвиняющий (во всём) самого себя и старающийся ради того, что будет после смерти; слаб тот, кто следует страстям своей души и при этом обращается со своими пожеланиями к Аллаху».
ХАДИС ДЕВЯТЫЙ
Награда призывающему к правильному пути
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم قَالَ: ] مَنْ دَعَا إِلَىَ هُدًى كَانَ لَهُ مِنَ الأَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ ، لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئاً. وَمَنْ دَعَا إِلَىَ ضَلاَلَةٍ كَانَ عَلَيْهِ مِنَ الإِثْمِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ تَبِعَهُ ، لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ آثَامِهِمْ شَيئاًْ .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Награда призывавшего к правильному пути будет подобна наградам (всех) тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту; что же касается призывавшего к заблуждению, то он понесёт на себе грех, подобный грехам (всех) тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственных грехов ни на йоту». Муслим.
Этот и подобные ему по смыслу хадисы побуждают людей призывать к правильному пути и благу и, с одной стороны, говорят о достоинстве призывающего, а, с другой, – предостерегают от призывов к заблуждению, указывая на великую тяжесть греха, который понесёт на себе призывающий к подобному, и на ожидающее его наказание.
Правильный путь есть не что иное, как полезное религиозное знание и праведные дела, а призывающим к правильному пути является каждый из передающих знание или направляющих искателей знания на такой путь, следуя которому они смогут приобрести его.
Кроме того, призывающим к правильному пути является и каждый из тех, кто призывает к совершению праведных дел, имеющих отношение к соблюдению прав Аллаха или же соблюдению как общих, так и частных прав людей.
Призывающим к правильному является и каждый из тех, кто проявляет искренность по отношению к людям в религиозных или мирских делах, стремясь следовать установлениям своей религии.
И, наконец, призывающим к правильному пути является каждый из тех, кто сам стал на верный путь в своём знании или в своих делах и за кем в этом последовали другие.
К числу призывающих к правильному пути относится и человек, опережающий других в благотворительной деятельности или осуществлении того, что приносит пользу всем. Что же касается того, кто поступает наоборот, то он является призывающим к заблуждению.
Призывающие к правильному пути являются предводителями благочестивых и лучшими из верующих, тогда как призывающие к заблуждению являются предводителями тех, кто зовёт к огню.
Таким образом, каждый помогающий другому в делах благочестия и богобоязненности относится к числу призывающих к правильному пути, а каждый из тех, кто помогает другому в грехе и вражде, относится к числу призывающих к заблуждению.
ХАДИС ДЕСЯТЫЙ
Стремление к постижению религии
является признаком счастья
عن مُعاوِيةَ رضي الله عنه قال: سَمِعْتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: ] مَنْ يُرِدِ اللّهُ به خَيراً يُفَقِّهْهُ في الدِّين .
Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Аллах наставляет в религии того, кому Он желает блага».
Аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис указывает на величайшее достоинство знания, а смысл его заключается в том, что обладание полезным знанием является признаком счастья раба и свидетельствует о том, что Аллах желает ему блага.
Понимание религии подразумевает знание основ веры и установлений ислама, а также осведомлённость об истиной сути чистосердечия, поскольку религия включает в себя всё вышеупомянутое. Об этом говорится в хадисе о Джибриле, в котором сообщается о том, что он задал пророку, , вопросы о вере, исламе и чистосердечии и получил от него ответы, которые служат определениями всех этих понятий. Так, пророк,
, раскрыл суть веры, указав на шесть её основ, и раскрыл смысл ислама, указав на пять его столпов; если же говорить о чистосердечии, то пророк,
, указал, что суть его «в том, чтобы поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то (,помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Муслим. Кроме того, это включает в себя стремление к постижению догматов веры, знание о том, чего придерживались в этом отношении наши предшественники, практическое осуществление этого как явно, так и тайно, знание сути вероучений противников этого и способность объяснить, в чём именно они расходятся с Кораном и сунной.
И это включает в себя знание основ и ответвлений фикха, установлений, касающихся религиозных обрядов (‘ибадат), отношений между людьми (му‘амалят), установлений о наказаниях за уголовные преступления и многое другое.
И это включает в себя стремление к постижению истинной сути веры и знание о том, чего следует придерживаться по отношению к Аллаху и что должно соответствовать указаниям Корана и сунны.