Поистине, Он – Щедрый!
ХАДИС ТРИНАДЦАТЫЙ
Стремление к благому
عن أبي موسى رضيَ اللّهُ عنهُ قال: كانَ رسولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم إذا جاءه السائلُ أو طُلبَتْ إليه حاجةٌ قال: ] اشفَعوا تُؤْجَروا ، ويَقضِي اللّهُ على لسان نبيِّهِ ما شاءَ .
Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда к посланнику Алаха, , приходил человек, просивший чего-либо для себя или для других, он всегда говорил (тем, кто у него находился): «Ходатайствуйте (за просящих), [36] и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка». Аль-Бухари и Муслим.
Этот полезнейший хадис заключает в себе одну из важных основ религии. В нём говорится о том, что рабу следует стремиться к совершению благих дел независимо от того, осуществится ли желаемое полностью или частично или из этого вообще ничего не получится, и это подобно ходатайству за нуждающихся в чём-либо перед владыками и влиятельными лицами. Многие люди отказываются от подобных действий, если не знают, будет ли принято их ходатайство, тем самым лишая себя великого блага, которое они могли бы получить от Аллаха, а своего брата – того благодеяния, которое мог бы оказать ему ходатай. Вот почему пророк, , повелевал своим сподвижникам помогать нуждающимся посредством ходатайства за них, тем самым побуждая их добиваться награды Аллаха, ведь он сказал: «Ходатайствуйте, и вы получите награду…» Аллах любит благое и угодное Ему ходатайство [37], ведь Всевышний сказал:
{Тому, кто заступится хорошим заступничеством, будет от него удел.} “Женщины”, 85.
Стремясь получить свою награду, ходатай в то же время стремится и оказать благодеяние своему брату, так как в случае успеха получится, что он сделал ему добро.
Кроме того, часто бывает так, что ходатайство человека становится причиной полного или частичного удовлетворения желаний того, за кого он ходатайствует, а стремление к совершению благого, которое может осуществиться или не осуществиться, является очевидным благом, приучает души оказывать другим людям помощь в благих делах и готовит почву для такого заступничества, которое будет принято, на что, по меньшей мере, можно надеяться.
Ходатайство приносит пользу, ибо говорит о стремлении к избавлению от всего, что приводит людей к отчаянию, ведь поиски и стремление свидетельствуют о надежде и желании добиться желаемого, тогда как обратное свидетельствует об обратном. В этом хадисе указывается на то, что желательно направлять людей к совершению благого. Кроме того, в нём говорится, что заступничество не обязательно будет принято, поскольку это может произойти лишь в том случае, если ходатайствуют с целью удовлетворения законных прав тех, за кого просят, ибо эти права должны соблюдаться и без заступничества; если же с заступничеством в подобных случаях обращаются, то удовлетворение таких прав становится еще более обязательным.
В этом хадисе имеется указание также и на милосердие пророка, , стремившегося к тому, чтобы члены его общины приходили к благу самыми разными путями. И это – лишь один из многих тысяч примеров, свидетельствующих о милосердии и сострадательности пророка,
, ибо только благодаря его участию, наставлениям и руководству исламская община смогла обрести всё благое и полезное для себя во всех отношениях, а помимо этого он ещё и направлял членов этой общины к отражению всевозможных проявлений зла и всего того, что могло бы нанести им вред. Он довёл до сведения людей всё, что было ему поручено, выполнив возложенную на него миссию, и дал необходимые наставления своей общине. Да пребудут с ним, его семейством и его сподвижниками благословения Аллаха, мир и благодать!
Теперь о том, что касается слов пророка, : «…и пусть Аллах через своего посланника объявит об угодном Ему решении».
Решение [38] Всевышнего, имеющее отношение к предопределению [39], бывает двух видов. Первое охватывает собой не только всё благо и всё зло, все проявления покорности и ослушания, но и вообще всё то, что было и будет. Что же касается второго, то оно носит более ограниченный характер и имеет отношение к предопределению в сфере религиозных дел. Это касается лишь того, что любит Аллах, и о чём Он объявляет через Своего пророка, так как этот пророк, , был Его рабом и посланником, и полностью соотвествовал тому, чего требовало положение раба Аллаха, достигшего высшей ступени в качестве Его посланника. Это значит, что все его слова, дела, наставления и проявления нравственных качеств являлись служением Аллаху, и имели отношение к тому, что любит Аллах Всевышний. И что бы из дозволенного ни совершил пророк,
, за это его обязательно ждёт награда и воздаяние, не говоря уже о том, что было ему повелено. Таково положение раба, являющегося посланником, которое он,
, сам избрал для себя, когда ему было предложено на выбор быть посланником и ангелом или же посланником и рабом, поскольку последнее является высшей ступенью. [40]
ХАДИС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
Воздаяние соответствует проступку
عن أَبي صِرْمَةَ رضي الله عنه أَنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم قالَ: ] مَنْ ضَارَّ ضَارَّ اللهُ به ، وَمَنْ شَاقَّ شَاقَّ اللهُ عليه .
Сообщается, что Абу Сирма, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто старается наносить вред (другим), Аллах (тоже) нанесёт вред, и для того, кто станет создавать трудности для других, Аллах (тоже) создаст трудности».
Ахмад, Абу дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дулаби, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн аль- Асир и аль-Мази.
Этот хадис является указанием на две основы из числа основ шариата.
Суть первой состоит в том, что в силу достохвального и мудрого установления Аллаха воздаяние за добро, равно как и за зло, будет соответствовать поступку. Так, Аллах будет любить совершающего то, что Он любит, а того, кто совершает ненавистное Аллаху, Он возненавидит; тому, кто облегчит положение мусульманина, Аллах облегчит его собственное положение в обоих мирах; того, кто избавит верующего от одной из печалей в мире этом, Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения, и Аллах будет помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату. И точно также Аллах причинит вред тому, кто станет стремиться к причинению вреда мусульманину, и перехитрит того, кто станет хитрить с Ним [41], и создаст трудности для того, кто поставит мусульманина в трудное положение, и будет поступать так во всех остальных случаях, имеющих отношение к этой основе шариата.
Суть второй основы состоит в предотвращении нанесения вреда и умышленного причинения его другим, ибо пророк, , сказал: «Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ) [42] » [43], что касается всех видов причинения ущерба.
Причинение вреда влечёт за собой одно из двух: либо лишение человека того, что приносит ему пользу, либо причинение ему какого-либо вреда. Необоснованное причинение вреда людям непозволительно, наоборот, человек должен стремиться к тому, чтобы никоим образом не причинять людям вред и не наносить им обиды.
К этому имеет отношение обман и мошенничество в торговых делах, сокрытие изъянов товара, применение всевозможных уловок и взвинчивание цены [44], встреча каравана [45] и стремление купить, продать или сдать в аренду что бы то ни было, если раньше этим уже начал заниматься кто-то другой, что относится и ко всем остальным сделкам. То же самое касается сватовства к той девушке, к которой уже посватался твой брат [46], и стремления занять ту или иную должность, если она уже занята человеком, который способен справляться со своими обязанностями, поскольку все подобные действия являются не чем иным, как запретным нанесением вреда.
Аллах не благословит ни одной сделки такого рода, поскольку тому, кто наносит вред мусульманину, Аллах тоже нанесёт вред, а того, кому Он нанесёт вред, покинет благо и постигнет зло в наказание за то, что он приобрёл.
То же самое относится и к нанесению вреда словом и делом своему партнёру или соседу, причём человеку не позволяется делать со своим имуществом ничего такого, что может причинить косвенный вред его соседу, не говоря уже о нанесении ему прямого ущерба.
То же самое относится к нанесению ущерба должником своему заимодавцу и к его попыткам заняться тем, что может повредить заимодавцу, причём должнику не позволяется ни подавать милостыню за счёт долга без разрешения последнего, ни отдавать в залог своё имущество одному из заимодавцев в обход других, ни передавать своё имущество в вакф, ни отпускать на волю рабов, если это причинит ущерб его заимодавцу, ни тратить больше необходимого без его разрешения.
То же самое относится и к нанесению ущерба в завещаниях, относительно чего Всевышний сказал так:
{…после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда…} “Женщины”, 12.
В данном случае имеется в виду выделение завещателем одному из наследников больше положенной ему доли, или, наоборот, обделение наследника, или же выделение доли тому, кто не входит в число законных наследников, с целью нанесения ущерба последним.
Точно так же во многих случаях мужу не позволяется причинять вред жене, например, намеренно поступать по отношению к ней несправедливо для того, чтобы выплатила ему деньги при разводе [47], или вновь возвращать её к себе с целью причинения ей вреда [48], или относиться к одной из своих двух жён так, что от этого будет страдать другая, иначе говоря, ставить её в положение женщины, с которой муж не общается, но в то же время и не разводится с ней.
То же самое относится и к несправедливым решениям, свидетельствам, разделам и прочим действиям, идущим на пользу одним людям за счёт других, так как всё это является причинением вреда, а виновный в совершении подобных действий заслуживает наказания и того, чтобы Аллах причинил вред ему самому.
В ещё большей мере это касается злословия о людях в присутствии лиц, наделённых властью, и правителей, когда человек подстрекает их подвергнуть кого-либо наказанию, отнять его имущество или же лишить его принадлежащего ему по праву. Любой человек, который поступает так, является притеснителем, и ему следует ожидать наказания в обоих мирах.
К этому же имеет отношение и то, что пророк, , запретил больному заразной болезнью встречаться со здоровым [49], так как это может принести здоровому вред.
Кроме того, пророк, , запретил прокажённым и им подобным находиться среди людей [50].
Обо всём этом и подобном этому Аллах Всевышний сказал так:
{А те, которые причиняют обиды верующим мужчинам и женщинам, не имея на то оснований, понесут на себе бремя клеветы и явного греха}. “Сонмы”, 58.
Кроме того, пророк, , запретил пугать мусульманина, даже если это делается в шутку [51].
К этой же категории поступков относятся также высмеивание людей, издевательство над ними, злословие, задевающее их честь, и разжигание между ними розни, так как всё это является причинением вреда и противодействием воле Аллаха, что неизбежно влечёт за собой наказание.
Таким образом, смысл этого хадиса состоит в указании на то, что Аллах причинит вред тому, кто причинит его людям, и воспротивится тому, кто станет противиться Ему, подразумевается же в нём то, что если человек отвратит вред от мусульманина и поможет ему в трудном положении, то Аллах дарует ему благо и отвратит от него вред и всяческие напасти в качестве воздаяния за это.
ХАДИС ПЯТНАДЦАТЫЙ
Всеобъемлющие благие качества
عن أبي ذرٍ رضي الله عنه قالَ: قالَ رسولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] اتقِّ اللّهَ حيثما كُنتَ ، واتْبَعِ السيئةَ الحسنةَ تمحُهَا ، وخالقِ الناسَ بخُلُقٍ حسنٍ
Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был; совершив дурное, сделай вслед за этим что-нибудь хорошее, и это сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия (в отношениях) с людьми». Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким.
В этом великом хадисе посланник Аллаха, , говорит как о праве Аллаха, так и о правах Его рабов. Право Аллаха, которое обязаны соблюдать Его рабы, состоит в том, что им следует бояться Его должным образом и страшиться Его гнева и Его наказания, что выражается в отказе от запретного и выполнении обязательного.
Эти слова заключают в себе наказ Аллаха первым и последним [52], как заключают они в себе и наказ каждого Его посланника своему народу, ибо каждый из них говорил: “Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его!”
О качествах, которые свидетельствуют о благочестии, Аллах Всевышний сказал так:
{Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу, нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к (имуществу), расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершать молитву, и давать закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, и это – богобоязненные}. “Корова”, 177.
И Аллах Всевышний также сказал:
{Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю (, равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных...} “Семейство Имрана”, 133.
А затем Он упомянул о качествах, свидетельствующих о богобоязненности. Аллах Всевышний сказал:
{…которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев и прощают людям (, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!} “Семейство Имрана”, 134.
Таким образом, характеризуя богобоязненных, Аллах указал, что они обладают истинной верой, с которой сообразуются их явные и тайные дела, выполняют свои религиозные обязанности, совершая молитвы и расходуя свои средства, проявляют терпение в беде, нужде и в опасности, прощают людям, сносят причиняемые ими обиды, оказывают им благодеяния и спешат получить прощение и покаяться, если совершат что-нибудь неподобающее или обидят самих себя. Что же касается пророка, , то он заповедал каждому рабу Аллаха придерживаться богобоязнености всегда, везде и в любом положении, поскольку каждый человек крайне нуждается в благочестии и не может обойтись без него ни при каких обстоятельствах.
Однако, поскольку раб Аллаха неизбежно будет допускать те или иные упущения в том, что касается благочестия, пророк, , велел заниматься тем, благодаря чему эти упущения можно устранять и стирать, иными словами совершать что-то доброе после совершения дурного. Под “ добрым ” здесь подразумевается всё то, что приближает к Аллаху Всевышнему, а важнейшими из добрых дел, устраняющих дурное, являются искреннее покаяние, мольба о прощении и обращение к Аллаху, что подразумевает поминание аллаха, любовь к Нему, страх перед Ним, надежду на Него и постоянное стремление к Нему и к Его милости. К числу добрых дел, которые искупают собой дурное, относится также установленное Аллахом расходование средств и совершение молитв.
Кроме того к числу добрых дел, устраняющих собой дурное, относятся поступки тех, кто прощает людей, оказывает благодеяния не только людям, но и всем живым существам, утешает испытывающих печаль, облегчает участь окозавшихся в трудном положении и устраняет всё вредоносное, а Аллах Всевышний сказал: