ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 6 глава




{Поистине, добрые дела устраняют дела дурные}. “Худ”, 114.

Что же касается пророка, , то он сказал:

] الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ ، مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ مَا اجْتُنِبَت الْكَبَائِرَ 

«(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюде­ние поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов».

Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.

А сколь много других аятов и хадисов, в которых указывается, что добиться прощения можно благодаря совершению благих дел!

Кроме того, Аллах сделал средством искупления прегрешений всевозможные бедствия, поскольку какая бы печаль, огорчение или неприятность ни постигли верующего, будь это даже колючка, вонзившаяся в его тело, Аллах обязательно прощает ему за это его прегрешения. Таким бедствием может стать невозможность осу­ществления желаемого или же любая из скрытых или явных не­приятностей, имеющих отношение к телу, сердцу и не зависящих от воли раба Аллаха. Вот почему про­рок, , велел совершать хорошее после дурного, если речь идёт о собственных действиях раба.

Упомянув о праве Аллаха, иначе говоря, дав завет не отступать от благочестия, что подразумевает убеждённость в истинности догматов религии и совершение сообразующихся с её установле­ниями явных и тайных дел, пророк, , сказал: «…и придер­живайся благонравия (в отношениях) с людьми».

Наилучшее проявление благонравия состоит в том, чтобы ты не наносил людям никаких обид сам и прощал им те обиды, которые они наносят тебе, а также оказывал им благодеяния словом и де­лом. К числу наиболее характерных признаков благонравия отно­сится также проявление кротости и терпения по отношению к ним, отсутствие раздражения, приветливое выражение лица, обходи­тельность в речах и способность говорить собеседнику то, что мо­жет доставить ему радость и избавить его от скованности и отчуж­дённости. Если шутки могут пойти на пользу, то иногда можно и пошутить, но слишком увлекаться этим не стоит, так как шутка в речах подобна соли в еде, а это значит, что и её избыток и её отсутствие одинаково нежелательны.

К числу наиболее характерных признаков благонравия отно­сится также способность разговаривать с каждым – с малым и ста­рым, умным и глупым, знающим и невежественным - как подоба­ет, иными словами в соответствии с его положением.

Тот, кто по-настоящему боится Аллаха и придерживается бла­гонравия во взаимоотношениях с людьми независимо от их при­надлежности к той или иной группе, обрёл всё благое, ибо такой человек соблюдает и право Аллаха, и права людей, а также ввиду того, что он вошёл в число тех, кто должным образом поклоняется Аллаху и оказывает благодеяния рабам Аллаха.

ХАДИС ШЕСТНАДЦАТЫЙ

Последствия несправедливости

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا ، عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: ] الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ 

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком». Ахмад, Муслим и аль-Бухари.

В этом хадисе содержится предостережение от проявлений не­справедливости и побуждение к тому, что является её противопо­ложностью.

Весь шариат в целом является воплощением справедливости, велит придерживаться справедливости и запрещает несправедли­вость.

Аллах Всевышний сказал:

{Скажи: "Повелел Господь мой придерживаться справед­ливости…”}. “Преграды”, 29.

Аллах Всевышний также сказал:

{Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает (всё) непристойное, порицаемое и греховное. Он увещевает вас, чтобы вы опомнились.} “Пчёлы”, 90.

Аллах Всевышний также сказал:

{Те, которые уверовали и не осквернили веру свою не­справедливостью, – именно они пребывают в безопасности, и ведомы они прямым путём.} “Скот”, 82.

Вера как совокупность её основ и скрытых и явных ответвле­ний является воплощением справедливости, тогда как противопо­ложное ей представляет собой несправедливость. Высшим прояв­лением справедливости и её основой является искреннее призна­ние единобожия Аллаха, вера в Его атрибуты и прекрасные имена, а также искренность в религии и поклонении Ему.

Что же касается величайшей несправедливости, то ею является придание Аллаху сотоварищей, ибо Аллах Всевышний сказал:

{…поистине, многобожие – великая несправедливость!}

“Лукман”, 13.

И в самом деле, ведь справедливость есть не что иное, как спо­собность расставлять всё по своим местам и соблюдать опреде­лённые права, соблюдение которых является обязательным, тогда как несправедливость есть нечто противоположное. В первую оче­редь необходимо соблюдать право Аллаха на то, чтобы Его рабы познавали Его и поклонялись Ему, не поклоняясь наряду с Ним никому и ничему больше, после чего необходимо придерживаться основ веры и соблюдать законоположения ислама, то есть совер­шать молитву, отдавать закят, соблюдать пост во время рамадана, совершать хаджж к Священному дому Аллаха и советовать друг другу придерживаться истины и хранить терпение, несправедли­востью же будет неисполнение чего-либо из вышеупомянутого.

Кроме того, признаком справедливости является соблюдение таких прав пророка, , как вера в него, такая любовь к нему, которая больше любви ко всем остальным людям, проявление по­корности ему, проявление почтения к нему и убеждённость в том, что его веления и слова выше велений и слов любого другого из людей.

Нарушение рабом любого из прав пророка, , является великой несправедливостью, поскольку он знал о верующих больше, чем сами они о себе, и был более милосерден и сострада­телен к ним, чем любой иной человек, и только через него каждый мусульманин обрёл свою долю блага.

Признаком справедливости является проявление почтительно­сти к родителям, поддержание связей с родственниками и соблю­дение прав друзей и всех тех, с кем общается человек, тогда как признаком несправедливости является неисполнение всего выше­упомянутого.

Признаком справедливости является также соблюдение каж­дым из супругов прав другого супруга, а если кто-то из них пре­небрегает этим, значит, он несправедлив.

Что же касается проявлений несправедливости по отношению к людям, то видов их существует множество, а указанием на всё это в целом могут служить слова пророка, , сказанные им во время проповеди в ходе прощального паломничества:

] فإن دماءَكم وأموالَكم وأعراضَكم بينكم حرامٌ كحُرمةِ يومِكم هذا في بلدِكم هذا في شهركم هذ 

«Поистине, во взаимоотношениях между вами ваша кровь [53], ваше имущество и ваша честь должны быть столь же священ­ными для вас, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе! [54] » 3 Аль-Бухари.

В День воскресения все проявления несправедливости обернут­ся густым мраком, а несправедливые понесут наказание, соответ­ствующее степени допущенной ими несправедливости. Что же ка­сается обиженных, то они получат возмещение за счёт благих дел, которые совершали несправедливые [55], а если окажется, что при жизни те не совершали добрых дел или же добрых дел этих людей недостаточно [56], тогда дурные дела обиженных будут возлагаться на притеснителей.

Если же говорить о любых проявлениях справедливости, то в День воскресения все они обернутся светом, так как Аллах Все­вышний сказал:

{В тот День, когда ты увидишь, как свет верующих мужчин и женщин будет изливаться перед ними и справа от них (, им будет сказано): “Сегодня (возвещается) вам радостная весть о садах, где внизу текут реки...”} “Железо”, 12.

Аллах Всевышний запретил несправедливость Себе Самому и объявил её запретной среди Его рабов. Аллах Всевышний придер­живается прямого пути в Своих словах, делах и в Своём воздая­нии, и Он – Справедливый. Он определил прямой путь, имеющий отношение к справедливости и для Своих рабов, а поэтому тот, кто отклонится от справедливости в сторону несправедливости и притеснений, окажется в аду.

Несправедливость бывает трёх видов, а такой несправедливо­стью, которую Аллах не простит, является многобожие.

Об этом Аллах Всевышний сказал так:

{Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним…} “Женщины”, 48.

Вторым видом несправедливости, ни одно из проявлений кото­рой Аллах не оставит без внимания, является несправедливость ра­бов в отношениях между собой, а свидетельством совершенства справедливости Аллаха является то, что положение Его рабов по отношению друг к другу будет определяться степенью допущен­ных ими несправедливостей.

Если же говорить о третьем виде несправедливости, то здесь всё будет зависеть от воли Аллаха, и если Он пожелает, то покара­ет виновных в противном же случае Он простит их. Здесь речь идёт обо всех грехах рабов перед их Господом за исключением греха многобожия.

ХАДИС СЕМНАДЦАТЫЙ

Способ выражения благодарности

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] انْظُرُوا إِلَىَ مَنْ أَسْفَلَ مِنْكُمْ ، وَلاَ تَنْظُرُوا إِلَىَ مَنْ هُوَ فَوْقَكُمْ ، فَهُوَ أَجْدَرُ أَنْ لاَ تَزْدَرُوا نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто над вами, ведь лучше все­го будет, если не станете вы пренебрежительно относиться к милостям, которые оказал вам Аллах!» [57] Ахмад и Муслим.

Какое полезное наставление и сколь убедительные и целитель­ные слова! Они побуждают человека благодарить Аллаха за Его милости, говорить о них, воспринимать их как напоминание о не­обходимости повиноваться Дарующему блага и не упускать ниче­го из того, что могло бы помочь выразить Ему свою благодар­ность. Поистине, выражение благодарности Аллаху является глав­ным видом поклонения, основой блага и тем, что Он назвал перво­очередной обязанностью Своих рабов, ведь всё благое, что прихо­дит к рабам, исходит от Аллаха. Это Он дарует благо и всё хоро­шее, это Он отвращает зло и всё дурное, и Он достоин того, чтобы Его рабы прилагали все свои силы для выражения Ему своей бла­годарности. Следовательно, раб должен использовать все средст­ва, которые могут помочь ему выразить эту благодарность.

И пророк, , указал людям на удивительный и действен­ный способ выражения благодарности Аллаху. Суть его состоит в том, что раб Аллаха должен постоянно обращать внимание на тех, кто стоит ниже него по своим умственным способностям, проис­хождению, материальным возможностям и уровню благополучия во всех иных отношениях. И если он действительно будет раз­мышлять об этом постоянно, это обязательно заставит его часто благодарить своего Господа и прославлять Его, ведь он постоянно будет видеть многих людей, которые во всех отношениях стоят ниже него и многие из которых желают хотя бы приблизиться к нему в том, что касается состояния здоровья, благополучия, внешности и нравственных качеств. И поэтому он будет часто возда­вать хвалу Аллаху, говоря: “Хвала Аллаху, облагодетельствовав­шему меня и отдавшему мне предпочтение перед многими из тех, кого Он сотворил!” [58]

Он будет смотреть на многих людей, лишённых разума, и воз­давать хвалу своему Господу за то, что сам он обладает совершен­ным разумом. И он увидит многих людей, у которых нет ни запа­сов еды, ни жилищ, где бы они могли найти для себя убежище, в то время как он спокойно живёт в своём доме в полном достатке.

И он увидит множество людей, страдающих всевозможными болезнями, тогда как он не знает этого и наслаждается здоровьем. И он увидит также и многих других, поражённых ещё более страшным недугом, каковым является отклонение от религии и по­гружённость в скверну грехов, в то время как его Аллах уберёг от них или от многих из них.

И он увидит множество озабоченных, опечаленных, поддав­шихся искушениям и недовольных людей, а потом заметит, что он избавлен от подобных напастей и что Аллах даровал ему душев­ное спокойствие, и ведь часто бывает так, что этого блага, то есть удовлетворённости и безмятежности, у иного бедняка куда боль­ше, чем у многих богачей.

Далее, человек, которого постигло что-нибудь из подобных ис­пытаний, увидит множество людей, испытавших нечто ещё более тяжкое, и воздаст Аллаху хвалу за своё благополучие и за облег­чение своих тягот, поскольку. какая бы неприятность ни случи­лась, всегда выясняется, что с другими случаются ещё более не­приятные вещи.

Чувство благодарности человека, которому посчастливилось встать на путь, указанный людям пророком, , будет посто­янно увеличиваться и усиливаться, что же касается милостей Алла­ха, то они будут ниспосылаться ему одна за другой. Что же касается поступающего наоборот и взирающего на таких людей, благополу­чие и богатство которых превосходят собой имеющееся у него, то такой человек обязательно будет недооценивать милости Аллаха, оказанные ему, и не станет благодарить Его. Однако если человек прекратит благодарить Аллаха, он лишится того, что имеет, на него обрушатся всевозможные бедствия, он всё время будет испытывать озабоченность и печаль, ему не будет нравиться то благое, чем он располагает, и он станет проявлять недовольство Аллахом как Гос­подом и Управителем, что причинит ему вред в религиозных и в мирских делах и обернётся явным ущербом.

Знай, что тот, кто станет размышлять о многочисленных благо­деяниях Аллаха и думать о Его явных и тайных милостях, о том, что всё это происходит только благодаря милости Аллаха, и о том, что раб не в состоянии исчислить того, что относится даже к од­ному из видов милостей Аллаха, не говоря уже обо всех, как не в силах он воздать Ему благодарность за это; итак, тот, кто пораз­мыслит об этом, неизбежно признает эти милости полностью, ста­нет часто прославлять Аллаха и устыдится своего Господа, если у него возникнет желание использовать что-либо из Его милостей для совершения того, что Он не любит и что неугодно Ему. Гос­подь его вменил стыдливость, являющуюся одной из наилучших ответвлений веры, в обязанность ему, и поэтому он устыдится то­го, что Аллах может увидеть его занятым тем, что Он запретил ему, или же не выполняющим того, что Он повелел ему делать.

И поскольку возможность обретения блага находится в прямой зависимости от выражения благодарности, пророк, , сказал Му‘азу бин Джабалю:

] إِنّي لأُحِبُّكَ... لاَ تَدَعَنَّ في دُبُرِ كُلّ صَلاَةٍ تَقُولُ: اللّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ .

«Поистине, я люблю тебя…, так никогда не забывай после каждой обязательной молитвы говорить: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”» [59]. Ахмад, ан-Наса’ и, Абу Дауд и другие мухаддисы.

Что же касается самого пророка, , то сообщается, что он часто произносил такие слова: [رَبِّ اجْعَلْنِي لَكَ شَكَّاراً ، لَكَ ذَكَّاراً

«Господь мой, сделай так, чтобы я постоянно благодарил Тебя и постоянно поминал Тебя!»

Ат-Тайалиси, Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.

И даже пророк, , являвшийся величайшим изо всех тех, кто выражал свою благодарность Аллаху, признал, что он не в си­лах возблагодарить Аллаха за Его милости в полной мере, и ска­зал: [ لاَ أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ ، أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ 

«Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Ты Сам восславил Себя» [60], а Аллах знает об этом лучше.

 

ХАДИС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

Нет молитвы без омовения

عن أبي هريرةَ رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
] لا تُقْبَلُ صَلاةُ مَنْ أَحْدَثَ حَتَّى يَتَوَضَّأَ.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Не будет принята мо­литва от осквернившегося, пока он не совершит омовение».

Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Очевидный смысл этого хадиса указывает на то, что если после осквернения человек не совершит омовения, то молитва его не бу­дет принята, иными словами, она окажется недействительной. Подразумевается же в нём то, что молитва совершившего омове­ние будет принята, конечно, если он выполнит и все прочие необ­ходимые условия, поскольку Аллах многие Свои установления связывает с некоторыми иными вещами, а это значит, что некото­рые веления Аллаха невозможно выполнить до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые условия и пока не будут устра­нены все препятствия для выполнения этих велений должным об­разом. Между улемами нет расхождений во мнениях об этой осно­ве шариата, поскольку установления шариата относительно покло­нения, включающего в себя многие вещи, например молитву, не обязательно приводятся в каком-либо одном аяте Корана или ха­дисе. Они включают в себя всё то, что было об этом сказано, и в совокупности своей должны извлекаться из различных аятов Ко­рана и хадисов. Это является одним из важнейших методов, кото­рые применяют факихи при разработке и классификации различ­ных ветвей фикха, а также при объединении между собой того, что относится к разным родам и видам для того, чтобы это было понятно другим людям [61]. Заслуги факихов в этом велики, и да воз­даст им Аллах благом за то, что они сделали для ислама и мусуль­ман!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: