Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни




Физическое самовоспитание понимается как процесс це­ленаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ори­ентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспита­ние интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практически е умения и навыки, приоб­ретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и за­крепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания ­нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В каче­стве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки. Процесс физического самовоспитания включает три основных, этапа. Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделе­нием ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К мето­дам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и само­оценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глу­бина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выде­ленных критериев за качествами или свойствами личности. Самоана­лиз требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополни­тельной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением само­чувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью свое­го поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, Т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реаль­ными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекват­ным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, за­ниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверен­ности в собственных возможностях, ограничивает жизненные пер­спективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличи­ем четких критериев поведения, действий, развития физических ка­честв, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На втором этапе, исходя, из самохарактеристики определяется цель и про­грамма самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может но­сить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, ме­сяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познава­тельную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физи­ческое развитие и физическую подготовленность в соответствии с тре­бованиями будущей профессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности.

Третийэтап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании спо­собов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, име­нуют методамисамоуправления. К ним относятся самоприказ, само­внушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самообод­рение, самообязательство, самоконтроль, самоотче.

Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недо­статков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени - несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего пове­дение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результа­ты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени - день, неделю, несколько недель.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как под­крепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реали­зации здорового образа жизни.

 

Контрольные вопросы

1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2.Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

4.Здоровый образ жизни студента.

5.Влияние окружающей среды на здоровье.

6.Наследственность и ее влияние на здоровье.

7.Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

8.Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

9.Самооценка собственного здоровья.

10.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

11.Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

12.Режим труда и отдыха.

13.Организация сна.

14.Организация режима питания.

15.Организация двигательной активности.

16.Личная гигиена и закаливание.

17.Гигиенические основы закаливания.

18.Закаливание воздухом.

19.Закаливание солнцем.

20.Закаливание водой.

21.Профилактика вредных привычек.

22.Психофизическая регуляция организма.

23.Критерии эффективности использования здорового образа жизни.

24.Физическое самовоспитание и совершенствование - условие здорового образа жизни.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. Физическое воспитание и здоровье: Учеб. пособие. - Владимир: Гос. Унив-т, 2004.

2. Виленский М.Я., Овчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях "здоровый образ жизни" и "здоровый стиль жизни" // Теория и практика физической культуры. 2004, № 11.

3. Кох Э. Идеальный фитнес для вашего типа фигуры. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента //Теория и практика физической культуры. 2005, № 6.

5. Николаев А.В., Баранов В.А. Физическая культура и спорт в образе жизни студенческой молодежи: Учеб. пособие. - М.: Гор. унив-т, 2005.

6. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания. - М.: Фис, 2004.

7. Шоу Б. Тренинг здоровья. Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: