{Поистине, добрые дела устраняют дела дурные.} “Худ”, 114.
Кроме того, по милости Своей Аллах сделал недопущение тяжких грехов средством искупления прегрешений мелких.
Аллах Всевышний сказал:
{Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам запрещены, Мы простим ваши дурные дела и введём вас (через вход) почётный.} “Женщины”, 31.
Что же касается тяжких грехов, то обязательным условием их искупления является покаяние.
Таким образом, из данного хадиса мы узнаём о том, что, когда в каком-нибудь аяте Корана или хадисе говорится, что некоторые благие дела искупают собой дурные, подразумеваются мелкие прегрешения. С другой стороны, если даже такие важнейшие виды поклонения не служат искуплением тяжких грехов, то что же говорить о менее значительных видах поклонения?
Кроме того, данный хадис ясно указывает на то, что грехи подразделяются на тяжкие и мелкие.
О том, какие различия существуют между тяжкими и мелкими грехами, было сказано очень много, наилучшим же определением можно считать следующее: тяжким является такой грех, который влечёт за собой установленное шариатом наказание (хадд) в этом мире, или такой, за который совершившему его угрожает наказание в мире ином, или такой, за совершение которого виновный заслуживает удаления от милости Аллаха, или такой, грех совершение которого навлекает на виновного гнев Аллаха, мелкими же являются все прочие грехи.
Можно сказать и так: тяжкими грехами являются такие, запретность которых касается самой цели определённых действий, что же касается мелких, то их запретность распространяется на средства достижения подобных целей. Примером вышеупомянутых средств могут служить запретные взгляды на постороннюю женщину, с которой человек оказывается наедине, примером же тяжкого греха является совершение прелюбодеяния как такового, или ростовщичество как таковое, или получение процентов за предоставление отсрочки, или иные подобные действия, а Аллах знает об этом лучше.
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ
Молитва, азан и икама [80]
عن مالك بن الحُويرث رضي الله عنه قال: قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: ] صَلُّوا كما رأيتموني أُصَلِّي ، فإِذا حضَرَتِ الصلاةُ فلْيُؤَذِّنْ لكم أَحَدُكُم وَلْيَؤُمَّكُمْ أَكبرُكُم .
Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве и пусть старший из вас руководит вашей молитвой». [81] Аль-Бухари и Муслим.
Сказанное пророком, , состоит из трёх частей, важнейшей из которых является первая.
Первой частью следует считать слова: «…когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве…» Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним из требований шариата, что азан обязателен, поскольку пророк, , велел произносить его, и что произносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением из этого правила является утренняя молитва, так как посланник Аллаха,
, сказал: [إن بلالاً يُؤَذِّنُ بليلٍ ، فكُلوا واشربوا حتى يُنادِيَ ابنُ أُمِّ مَكتُومٍ
«(Когда) Билял станет произносить азан ночью [82], (продолжайте) есть и пить [83], пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум!» [84]
Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа) [85], а не всеобщей обязанностью (фард аль-‘айн), так как всеобщей обязанностью это было бы в том случае, если бы пророк, , адресовал данное веление каждому взрослому и дееспособному человеку, но этого не было, а поскольку он потребовал только, чтобы этот призыв произносился, не указав на конкретных исполнителей, мы и говорим, что это – “фард аль-кифайа”. Кроме того, в этом хадисе сообщается, что он,
, сказал: «…пусть один из вас произнесёт слова азана…», что же касается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны.
Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть надёжным человеком, знать об установленном времени наступления молитв и стараться точно определять такое время, поскольку для достижения цели это является наилучшим, но, как правило, достаточно будет, если он просто станет своевременно объявлять о наступлении времени молитвы.
Данный хадис служит указанием на обязательность азана как в обычных обстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамы, то она дополняет собой азан, поскольку азан является объявлением о наступлении времени молитвы, а икама – объявлением о начале молитвы как таковой.
Известно множество хадисов, в которых указывается на достоинство азана, большую награду, которая полагается за его произнесение, и желательность повторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, что говорит муаззин, за исключением его слов: [ حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ ، حَيَّ عَلَى الصّلاَةِ
“Cпешите на молитву, спешите к спасению!” – вместо которых человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чему Аллах его призывает и в чём заключается всё благо. В этом случае человеку следует произнести слова: [ لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوّةَ إِلاّ بِالله
“Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха” /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/ [86], после чего вознести мольбы за пророка, , и сказать:
]اللهمَّ ربَّ هذهِ الدعوةِ التامَّة والصلاةِ القائمة ، آتِ محمداً الوسيلةَ والفضيلةَ ، وابعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَه
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе [87] и высокому положению [88] и направь его к месту достохвальному [89], которое Ты обещал ему!» [90], а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы, обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следует стремиться возносить их.
Второй частью являются слова пророка, : «…и пусть имамом вашим будет старший из вас». Эти слова указывают на обязательность совместной молитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимают участие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуя примеру имама. Здесь есть также и указание на то, что имамом должен быть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха,
, сказал:
]يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُـمْ لِكِتَـابِ الله، فَإِنْ كَانُوا فِي الْقِرَاءَةِ سَوَاءً ، فَأَعْلَمُهُمْ بِالسُّنَّةِ ، فَإِنْ كَانُوا فِي السُّنَّةِ سَوَاءً ، فَأَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً ، فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً ، فَأَقْدَمُهُمْ سِلْماً
«Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всех знает Книгу Аллаха [91], если же в этом отношении они равны, то – лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то – раньше всех совершивший хиджру [92] или раньше всех остальных принявший ислам». Муслим.
Таким образом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чём говорится в приведённом нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом стал старший из них. Выдвижение вперёд старшего по возрасту в каждом деле, которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если только младший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха, , сказал:
[كَبِّرْ كَبِّرْ « (Уступи) старшему, (уступи) старшему!» [93]
Таким образом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того, кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвы имам нужен для того, чтобы другие молились, подражая ему, и когда он произносит слова “ Аллах велик ”, все остальные должны повторять их вслед за ним. Кроме того, они должны повторять за имамом его движения, когда он совершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же всё это одновременно с ним запрещается. Что же касается опережения его во всех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это не только является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом велено подражать ему и запрещено совершать любые движения одновременно с ним, опережать его и намного отставать от него. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если они встанут в ряд позади имама, но допускается также, чтобы они становились справа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в молитве принимает участие только один человек, то ему следует встать справа от имама, а женщина должна занять своё место позади мужчины или же мужчин. Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоять в своём ряду в одиночестве, а если женщин несколько, им следует выстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. В том случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчин стоит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитва его является недействительной.
Для того,чтобы осуществлять свои функции во время молитвы должным образом, имаму следует совершать всё необходимое. Имеется в виду, что, он должен произносить вслух словаاللَّهُ أكبَر “ Аллах велик ” и в нужные моменты произносить слова
سَمِعَ اللَّهُ لِمَن حَمِدَهُ “ Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу ”, а также читать вслух Коран в соответствующих случаях [94]. Кроме того, имам обязательно должен находиться впереди остальных молящихся, следить за тем, чтобы люди успевали повторять за ним всё необходимое, и не слишком затягивать чтение аятов Корана, но в то же время совершать всё должным образом.
Третья часть, которая в данном хадисе находится на первом месте, состоит из слов посланника Аллаха, : «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…» Таким образом, в том, что касалось молитвы, пророк,
, наставлял людей словом и делом и точно так же он поступал во время хаджжа, говоря людям: [ لِتَأْخُذُوا مَنَاسِكَكُمْ
« (Я поступаю так,) чтобы вы учились (у меня совершению) ваших обрядов». [95]
Эти слова касаются всего того, что пророк, , говорил, делал и повелевал делать во время молитвы. Его указания были направлены на то, чтобы каждый раб Аллаха полностью выполнил все предварительные условия совершения молитвы, после чего встал бы на место её совершения и обратился лицом к кибле, имея в своём сердце намерение совершить определённую молитву, а потом сказал бы: “ Аллах велик ”, и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просьбами о защите от шайтана перед началом своей молитвы, говоря то же самое, что в подобных случаях говорил посланник Аллаха,
, например, следующее:
]سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ ، وَتَعَالَى جَدُّكَ ، وَلا إِلَهَ غَيْرُكَ
«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя» /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табаракя исмукя, ва та’аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/. После этого он должен сказать:بسم الله الرحمن الرحيم “ С именем Аллаха Милостивого, Милосердного ”, и прочитать “Аль-Фатиху”, а затем – одну из длинных сур, если совершается утренняя молитва, и одну из коротких, если совершается молитва закатная, что же касается прочих молитв, то во время их совершения после “Аль-Фатихи” читаются средние по длине суры. Затем он должен совершить первый поясной поклон, предварительно произнеся слова “ Аллах велик ” и подняв руки до уровня плеч [96], поднимая их таким же образом при выпрямлении после каждого поясного поклона [97], при произнесении слов “ Аллах велик ” перед началом молитвы и при вставании после первого ташаххуда во время совершения молитв, состоящих из четырёх или трёх ракатов. Совершая поясной поклон, обязательно следует сказатьسُبحانَ رَبيَّ العَظيم “ Слава моему Великому Господу ” /Субхана Рабби-ль-‘Азым/, хотя бы один раз [98], а для того, чтобы сделать всё наилучшим образом необходимо произнести эти слова трижды или более того. То же самое относится и к произнесению слов سبحان ربي الأعلى “ Слава моему Высочайшему Господу ” /Субхана Рабби-ль-А‘ля/, при совершении земного поклона. После совершения поясного поклона и независимо от того, совершается молитва индивидуально или же совершающий её является имамом, он должен сказать:
] سمعَ اللهُ لمن حمِدَه ، ربَّنا ولكَ الحمدُ حمداً كثيراً طيِّباً مباركاً فيه
“ Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная!” /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-х! Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи!/. Если молитва совершается под руководством имама, каждый молящийся произносит те же слова, но не говорит: “ Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!” Затем следует произнести слова “ Аллах велик ” и совершить земной поклон, касаясь земли семью костями: ступнями, коленями, кистями рук, а так же лбом и носом. При этом не следует широко расставлять локти, уподобляясь раскинувшей лапы собаке. Затем необходимо выпрямиться со словами “ Аллах велик ” и усесться на левую ногу, подняв вертикально ступню правой так, чтобы пальцы этой ноги были направлены в сторону киблы. Усаживаясь во время совершения молитвы, человек должен принимать такую позу (ифтираш) во всех случаях за исключением его сидения во время последнего ташаххуда, когда он садится непосредственно на пол, просовывая левую ногу под правую (таваррук) [99]. В промежутке между двумя земными поклонами он говорит:
[ اللهُمَّ اغْفِرْ لِي وارحَمْني واجْبُرْنِي واهْدِني وارْزُقْنِي
“О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и исправь моё положение, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию и помоги мне!” /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни, ва-рзук-ни ва-джбур-ни!/, а затем совершает второй земной поклон точно так же, как и первый. Те же действия он повторяет во время совершения каждого раката молитвы, и при этом после перехода к каждой новой молитвенной позе, когда человек поднимается или опускается на колени, совершает поясные или земные поклоны, встает или садится, ему следует на некоторое время задержаться в таком положении. Совершая ташаххуд, он должен сказать:
] التحيَّاتُ للَّهِ والصلواتُ والطيِّبات، السلامُ عليكَ أَيُّها النبيُّ وَرحمةُ اللهِ وَبرَكاتهُ، السلامَ علينا وعلى عبادِ اللهِ الصالحين، أَشهدُ أن لا إلَهَ إلاَّ اللهُ، وأشهَدُ أَنَّ محمداً عبدُهُ ورسولُه
“ Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник ” /Ат-тахийат ли-Ллях, ва-с-саляват ва-т-тайибат, ас-саляму аляй-кя, аййу-ха-н-наби, ва рахмату-Ллах ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллях ас-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллах ва ашхаду анна Мухаммадан - ‘абду-ху ва расулю-ху/. Эти слова произносятся после первого ташаххуда, после чего, если данная молитва состоит из трёх или четырёх ракатов, молящийся встаёт и совершает её до конца, читая при этом только “Аль- Фатиху”. Если же этот ташаххуд является единственным или последним, то он говорит:
] اللّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلّيْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ ، اللّهُمَّ بَارِكْ علَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ اللّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ ، وَمِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ ، وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
“ О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения [100] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искушения Антихриста! ” /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма салляйта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджидун! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма баракта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнам, ва мин ‘азаби-ль-кабр, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат ва мин фитнати-ль-Масихи-д-даджжаль!/ После этого он обращается к Аллаху с мольбами о том, в чём он нуждается, и произносит слова таслима: “ Мир вам и милость Аллаха ” /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/, поворачиваясь направо и налево, а потом поминает Аллаха по примеру посланника Аллаха, . Что же касается слов пророка,
, сказавшего: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…», то они означают, что необходимо следовать всем его действиям, словам и наставлениям, и это является велением, исполнение которого либо обязательно, либо желательно в зависимости от того, чем обосновывается его обязательность или желательность. Те части молитвы, пропускать которые недопустимо ни по небрежности, ни по неведению, ни тем более намеренно, называются столпами [101]. К их числу относятся такие составляющие молитвы, как произнесение слов “ Аллах велик ” непосредственно перед началом молитвы (такбират аль-ихрам), чтение “Аль-Фатихи”, последний ташаххуд, произнесение слов таслима, стояние, поясные и земные поклоны и выпрямление после их завершения.
Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются по невнимательности, что может быть исправлено путём совершения дополнительного земного поклона после завершения молитвы [102], то они носят название “ваджиб” (обязательное). К их числу относятся такие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда, произнесение слов “ Аллах велик ” во всех случаях, кроме произнесения их перед началом молитвы, произнесение слов “ Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу ”, имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов “ Господь наш, хвала Тебе ” каждым молящимся, однократное произнесение слов “ Cлава моему Великому Господу ” во время совершения поясного поклона и слов “ Слава моему Высочайшему Господу ” во время совершения земного поклона, а также произнесение слов “ Господь, прости меня! ” между двумя земными поклонами.