История развития нейропсихологии




Нейропсихология начала складываться в 1920-40-е гг. в разных странах и особенно интенсивно в России, что вызвано успехами психологии, нейрофизиологии и медицины.

Основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р.Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С.Выготским в 1920-е гг.

Л.С.Выготский


    • сформулировал основные положения о развитии ВПФ, о смысловом и системном строении сознания.

    • начал изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности.

    • сформулировал принципы локализации ВПФ, принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (освоение форм социального поведения → новые «межфункциональные отношения» в КБП). Считал, что человеческий мозг по сравнению с мозгом животных обладает новым локализационным принципом.


→ т.о. Выготским высказана идея о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности.

 


    • наблюдая за детьми, вывел основную закономерность психического развития: последовательность формирования ВПФ человека и последовательность прижизненного изменения их мозговой организации.

    • сформулировал положение о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на ВПФ на разных этапах психического развития: при расстройствах развития, вызванных каким-л. церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному центр и относительно меньше низший; при распаде (у взрослого) какого-л. центра больше страдает ближайший к пораженному низший (зависящий от него) и относительно меньше страдает высший.

    • Принципы, сформулированные Выготским:

  • Послужили началом целенаправленных исследований последствий локальных поражений мозга, проводившихся А.Р.Лурия и его сотрудниками;

  • Определили становление отечественной нейропсихологической школы.

        • Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В.Зейгарник со своими сотрудниками:

  • Были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

  • Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов – в других.

    • С позиций нейропсихологии представляют интерес работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (н-р, Д.Н.Узнадзе).

    • Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. Прежде всего, это работы Б.Г.Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий ГМ. В них получен обширный фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия полушарий ГМ в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка и др.

    • Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в лабораториях. К ним относятся исследования Г.В.Гершуни, посвященные слуховой системе и позволившие по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов КБП у человека.

    • Большой вклад в отечественную нейропсихологию внесли исследования крупных отечественных физиологов (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, Е.Н.Соколов, Н.П.Бехтерев, О.С.Адрианов и др.).

      • Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга. Положения Н.А.Бернштейна о физиологии активности явились одним из логических «блоков» в построении нейропсихологической модели целесообразного поведения человека.

      • Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динамической локализации ВПФ человека.

      • Работы Е.Н.Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов.

      • В работах Н.П.Бехтеревой, В.М.Смирнова при помощи метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов (когнитивных и эмоциональных).

        • Т.о., отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология, определяется многоплановым характером ее центральной проблемы – «мозг как субстрат психических процессов».

        • Современная нейропсихология развивается, в основном, двумя путями:


Отечественная нейропсихология Создана трудами Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, продолжается их учениками. Традиционная западная нейропсихология Наиболее яркие представители – Р.Рейтан, Д.Бенсон, Х.Экаэн, О.Зангвилл.

 

Задачи

  1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга.
  3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

 

 

Билет 34.

Можно выделить основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций:

- каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

- различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

- при повреждении определенного участка мозга возникает "первичный" дефект - нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

- как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать "вторичные" дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

Билет 35. Нарушение узнавания

 

Основными видами оптико-пространственных нарушений являются: односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки, а также некоторые проявления синдрома Балинта.

а) Односторонняя пространственная агнозия.

Больные игнорируют левую часть пространства, которая как бы не существует для них. Это приводит к резкому затруднению пространственной ориентировки как в повседневной жизни, так и при работе с картами, схемами и т. д. Игнорирование отчетливо проявляется при рисовании объектов. Типично, когда больной, рисуя ромашку, изображает лепестки лишь на правой половине цветка.

Подавляющее большинство авторов указывают, что односторонняя пространственная агнозия возникает при поражении теменных и теменно-затылочных структур правого полушария у правшей.

б) Нарушение пространственной топографической ориентировки.

Нарушается ориентировка в знакомом пространстве. Больные забывают дорогу домой, не могут запомнить, находясь в больнице, путь в столовую, палату, туалет, не ориентируются в расположении хорошо известных до болезни улиц родного города. Нарушается также ориентировка в планах, схемах, картах. Больные затрудняются в описании знакомых мест - плана квартиры, палаты, не могут нарисовать схему расположения кроватей в палате и обозначить на ней свою. Особенно грубо нарушается ориентировка в географической карте, в частях света. Больные не могут показать на контурной карте, где расположены страны, крупные города, моря, реки. Они не в состоянии мысленно изменить пространственные положения объекта - мысленно повернуть его на 90° или 180°.

Слуховая агнозия - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности опознания - звуков, фонем и шумов. При слуховой, или слухоречевой, агнозии - которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии - которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание - знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии - нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный слух.

Тактильная Агнозия (астереогноз). При тактильной агнозии утрачивается способность узнать предъявленные предметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности (поверхностной и глубокой), а также определить качественную характеристику материала, из которого эти предметы сделаны. Различают два основных типа тактильной агнозии: тактильная предметная агнозия и тактильная агнозия текстуры объекта.а)

Тактильная предметная агнозия - при ощупывании с закрытыми глазами больные не узнают величину и форму предмета (ключа, расчески, монеты и т. д.), затрудняются в определении функционального назначения объекта. Особенно трудным является восприятие предметов с учетом трех мерной характеристики. Нередко при ощупывании возникают тактильные парагнозии, например, ощупывая ключ, больной приходит к выводу, что это карандаш. Тактильное опознание предмета несколько облегчается при ограничении выбора.

Тактильная агнозия текстуры объекта - наблюдается либо вместе с тактильной предметной агнозией, либо в виде самостоятельного расстройства тактильного гнозиса. Нарушается способность определить путем ощупывания качество материала, из которого сделан предмет, его текстуру (дерево, металл, пластмасса, стекло и т. д.), характер поверхности предмета (шероховатость, гладкость), плотность объекта и т. д.. В качестве одной из форм тактильной агнозии рассматривается также "дермолексия" - своеобразное расстройство по типу тактильной алексии, когда больные затрудняются в узнавании букв и особенно цифр, рисунок которых воспроизведен тонким предметом на коже испытуемого. Нарушения тактильного гнозиса наиболее часто двусторонние, возникают при поражении средних и верхних отделов задней центральной извилины. Существуют также данные о возможности возникновения астереогноза при поражениях в области надкраевой извилины теменной доли и мозолистого тела. В последнем случае преобладает левосторонний дефект.

Зрительные Агнозия возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек - при достаточной сохранности остроты зрения - не может узнать предметы и их изображения (предметная Агнозия), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная А.); у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А. на лица, или прозопагнозия), нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая Агнозия), утрачивается способность различать буквы (буквенная Агнозия) (этот вид А. лежит в основе одной из форм нарушения чтения, см. Алексия), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная Агнозия). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей.

Алексия ( от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазитрон). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

Алексия встречается в двух основных формах: «чистая алексия» (или «алексия без аграфии») и «алексия с аграфией». «Чистая алексия» развивается при повреждении медиальной поверхности затылочной доли, которое прерывает связи зрительной коры с левой (доминантной) височно-теменной областью. Обычно это повреждения, расположенные позади и ниже заднего рога бокового желудочка. При «чистой алексии» острота зрения у большинства пациентов нормальная, хотя квадрантная гемианопсия или полная гемианопсия могут иметь место. Невербальные стимулы (любые другие объекты и лица) могут распознаваться нормально.

«Алексия с аграфией» характерна для повреждения конвекситальной поверхности затылочной доли, ближе к височной доле, и проявляется не только нарушением чтения, но и дефектами письма, что чаще всего обнаруживается у больных с разными формами афазии.

 

 

Билет 36. Нарушение действий

Апра́ксия (лат. apraxia от др.-греч. ἀπραξία — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Аграфия (от др.-греч. ἀ- — приставка со значением отсутствия и γράφω — пишу) — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.

Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги.

-Афатическая аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти.

-Апрактическая аграфия возникает при идеаторной афазии, конструктивная — при конструктивной афазии. Выделяется также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария.

 

Билет 37.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) нарушение голосообразования изменение темпа и ритма речи изменение интонации.

 

Амнестическая афазия – проявляется потерей способности называть вещи и явления с сохранением способности их описать. Другими словами, это потеря словесной памяти. Больной с афазией не может вспомнить название предмета, но если ему подсказать первые пару звуков, то он может вспомнить. Та же ситуация и с написанием слов на бумаге. Заболевание вызвано нарушениями в работе теменного и височного участка коры головного мозга.

 

Моторная афазия – нарушение устной речи по причине речевой апраксии (нарушения целенаправленных действий, выполнение лишь элементарных движений). Артикуляционный аппарат (язык, челюсть, губы, гортань) функционирует нормально. Принято выделять полную и частичную моторную афазию. При полной речь практически полностью теряется, больной переходит на жестикуляцию. При частичной возможно произношение коротких простейших слов (обычно это глаголы и существительные), слова искажаются, некоторые слова пропускаются, становится трудно подбирать слова для выражения мысли. Речь замедляется, часто повторяются одни и те же слова или звуки. Моторная афазия сильно бьет по способности читать и писать, написание слов полностью отражает нарушения устной речи (пропуск, искажение слов и т.д.). Возникновение моторной афазии связано с поражением коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и смежных участков. Поэтому нередко ее еще называют афазией Брока.

 

Сенсорная афазия (афазия Вернике) – расстройство понимания чужой речи, так называемая словесная глухота. Слух больного не нарушен, чужую речь он слышит, но понять суть не может. Речь воспринимается как совокупность звуков, распознать которые не получается. Собственная речь больного не контролируется, наблюдается сплошной поток слов, зачастую без всякого смысла. Написание слов и чтение становятся практически невозможными: слова пропускаются, искажаются, теряется всякий смысл. Причина – поражение заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. В случае поражения смежной области (теменной) проявляется нарушение счета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: