Билет 29. Деонтологический аспект деятельности патопсихолога. Особенности работы с психически больными людьми.




Эффективность патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе его между исследующим и больным. Так, исследующий должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к обследуемому. Исследование не должно носить характер экзамена. Допускаемые больным ошибки могут анализироваться в беседе с ним, но только в порядке обсуждения мотивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуемый. Нельзя лишь регистрировать ошибки и не искать их причину. Лишь в тех случаях, когда у обследуемого необходимо создать впечатление об ошибочности решения, например при исследовании «уровня притязаний», допускается акцентуация внимания больного на допущенной ошибке.

Иногда исследующий помогает больному выполнить задание наводящими вопросами, показом решения аналогичных заданий. Сохранение патопсихологом во время обследования невозмутимости, беспристрастности обязательно. В то же время излишняя беспристрастность исследующего также может отрицательно сказаться на результатах исследования. Уловив проявления безразличия, обследуемый также изменяет свое отношение к исследованию и показывает худшие результаты. Бесстрастность неприемлема при обследовании детей, когда приходится создавать игровую ситуацию.

Патопсихолог должен быть хорошо подготовлен теоретически и практически, глубоко знать основы психологической науки и быть достаточно сведущим в вопросах клинической психиатрии. Для того чтобы не стать ремесленником в своем деле, патопсихолог должен постоянно следить за новой научной литературой по проблемам психологии и психиатрии. Обязательно сохранение профессиональной тайны. Свои результаты и диагностические соображения патопсихолог сообщает только психиатру, направившему больного на исследование. Патопсихолог не может делиться своими предположениями относительно диагноза, лечения и прогноза с родственниками больного. Неверное заключение может способствовать нанесению ущерба больному как при неправильно назначенном лечении, так и в случаях принятия неадекватных мер социально-правового порядка. Патопсихологическое исследование не должно быть ятрогенным. После проведения исследования у больного не должны возникать мысли о своей психической несостоятельности в связи с поведением исследующего. Нужно способствовать оптимистическим тенденциям больного в прогнозе течения заболевания и результатов лечения.

 

Билет 30. Методы выявления нарушений интеллекта в детском возрасте.

Наиболее эффективным методом является диагностика и выявление показателей IQ. Однако поскольку четких границ по показателям IQ между нормой и одаренностью, между нормой и ЗПР, между ЗПР и умственной отсталостью не существует, необходимо учитывать еще и данные клинико-психологического метода. Поэтому совершенно недопустимым является решение вопроса о направлении, например, ребенка в специальную коррекционную школу только на основании IQ.

Принцип системного подхода. Клинический психолог не может просто исследовать психические явления по отдельным изолированно взятым показателям; он должен изучать их взаимосвязи, определять их причины, установить иерархию обнаруженных отклонений в психическом развитии.

Принцип комплексного подхода в отношении диагностики интеллекта детей предполагает, что должны быть изучены все познавательные психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание. Ребенок должен обследоваться и другими специалистами (психиатром, невропатологом, психоневрологом, дефектологом).

Принцип моделирования, или деятельностного подхода. Исследование ребенка с отклонениями в индивидуальном развитии должно осуществляться на модели ведущей деятельности. В преддошкольном и дошкольном возрасте – это игра, а начиная с младшего школьного возраста – учебная деятельность.

Принцип индивидуального и личностного подхода. Только такая форма диагностики дает возможность максимально полно выявлять все специфические особенности психического дизонтогенеза, гибко реагировать по ходу обследования ребенка на его состояние, мотивацию, эмоциональные особенности и другие характеристики личности.

Принцип единства качественного и количественного анализа включает диагностику интеллектуального развития ребенка с помощью валидного теста интеллекта, результаты которого определяют уровень развития интеллекта в объективных количественных показателях. Качественный анализ включает систематизацию данных по всем используемым методам (беседа, наблюдение, история развития ребенка, его поведение в школе и дома и т. д.), а также анализ процесса выполнения ребенком различных тестовых заданий.

Принцип единства диагностики, психопрогностики и коррекции предполагает, что исследование ребенка на всех этапах диагностической работы должно быть нацелено на оказание помощи ребенку с отклонениями в развитии.

 

Билет 31.

Нарушения сознания — расстройства сознания, приводящие к нарушению адекватного отражения объективной реальности.

 

Выключение сознания:

 

Оглушенность — характеризуется ограничением словесно - речевого контакта, повышением порога восприятия внешних раздражителей – звуковых, световых, болевых, снижением собственной двигательной активности. При глубокой оглушенности появляется сонливость, нарушение ориентации во времени и месте, возможно выполнение лишь простых инструкций. Возможно сочетание оглушенности с галлюцинациями, бредом, расширением зрачков, тахикардией, тремором, повышением артериального давления. Наиболее частой причиной такого делирия (психического расстройства, протекающего с нарушением сознания) бывает злоуотребление алкоголем, высокая температура тела, интоксикация некоторыми лекарственными препаратами (психостимуляторами, антидепрессантами, седативными), онкология, тяжелые нейроинфекции (менингит), черепно-мозговые травмы.

 

Сопор — более тяжелое нарушение сознания, когда сохраняются только защитные реакции, открывание глаз в ответ на болевые, звуковые и другие раздражители, эпизодический кратковременный минимальный словесный контакт — больной по просьбе врача открывает глаза, поднимает руку.

Кома – полное выключение сознания. По степени тяжести разделяется на три степени – умеренная, глубокая и запредельная. Кома может развиться при сахарном диабете, заболевании почек, сердца, мозговом инсульте, черепно-мозговой травме, отравлении.

 

Билет 32.

 

ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ - расстройства предметного сознания и самосознания, которые характеризуются затрудненным восприятием окружающего, неспособностью к связному мышлению, нарушением ориентировки в месте и времени, полным или частичным выпадением из памяти периода помраченного сознания. Выделяют несколько вариантов клинического проявления помрачения сознания.

Делирий - состояние, проявляющееся дезориентировкой в окружающем, зрительными и слуховыми галлюцинациями, яркими бредовыми представлениями, двигательным возбуждением и др. После делирия отмечается частичная амнезия. В зависимости от причины различают делирий алкогольный, сосудистый, инфекционный, интоксикационный. При делирии больных госпитализируют и проводят дезинтоксикационную терапию и купирование психических расстройств в стационарных условиях.

Онейроид - сновидное помрачение сознания с полной отрешенностью от реальности и яркими бредоподобными иллюзорными и галлюцинаторными переживаниями фантастического содержания, которые могут сопровождаться кататоническим возбуждением или ступором. Наблюдается при шизофрении, эпилепсии и органических заболеваниях головного мозга.

Аменция - состояние острой спутанности сознания, несобранности, растерянности. Больные фрагментарно воспринимают окружающую обстановку, но не в состоянии ее осмыслить. Может наблюдаться однообразное двигательное возбуждение, ограничивающееся пределами постели. Аменция наблюдается при тяжелых соматических и инфекционных заболеваниях, при сепсисе в послеродовом периоде.

Сумерки - расстройство сознания сопровождается фрагментарным восприятием окружающей обстановки, собственной личности и амнезией на период болезни. Сознание больного сужено, внешний мир воспринимается как бы при рассматривании через длинную трубу. Состояние сопровождается галлюцинаторно-бредовыми переживаниями, аффектами тоски, злобы, страха. Чаще всего встречается при эпилепсии, истерии.

 

 

Билет 33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: