Контрольные задания и иные материалы для текущей аттестации




Практическое занятие №1. Объект и предмет психологической науки. Задачи общей психологии. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

Вопросы:

1. Как между собой соотносятся объект и предмет психологической науки?

2. Что изучает психологическая наука?

3. К каким наукам можно отнести психологию — к естественным или гуманитарным?

4. Специфика психологического знания о человеке.

5. Чем определяется постановка новых задач перед психологической наукой?

6. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности.

7. Психология и практика. Особенности практической психологии.

8. Отрасли психологии и критерии их выделения. Специфика задач и методов предмет и структура общей психологии.

9. Основные категории и понятия, используемые в научной психологии.

10. Соотношение житейского и научного психологического знания

 

Практическое занятие №2. Направления современной психологии. Классическая психология сознания. Гештальтпсихология. Психоанализ. Гуманистическая психология. Когнитивная психология. Бихевиоризм как наука о поведении. Культурно-историческая психология. Деятельностная психология.

Вопросы:

1. Гомеостаз и гетеростаз как центральная дихотомия во взглядах на природу человека. 2. Условный рефлекс – центральное понятие бихевиоризма. 3. Потенциал и ограничения бихевиорального подхода к человеку. 4. Основные положения психоанализа.

5. Поведение как предмет психологии, объективный метод для исследования поведения.

6. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в развитии и становлении раннего бихевиоризма.

7. Понятие «бессознательного» в психоанализе и исследование неосознаваемых психических явлений.

8. Коренные противоречия между ортодоксальным психоанализом (З.Фрейд), аналитической психологией (К.Юнг) и индивидуальной психологией (А.Адлер)

9. Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений.

10. Гуманистическая психология.

11. Когнитивная психология.

12. Культурно-историческая психология.

13. Деятельностная психология.

 

Практическое занятие №3. Организация мотивационной сферы. Удовлетворение подробностей. Мотивационные системы в рамках органической мотивации.

Вопросы:

1. Закономерности формирования и развития мотивов. Пирамида А. Маслоу.

2. Иерархизация мотивационной сферы как механизм развития личности в теории А.Н.Леонтьева.

3. Инстинктивное поведение.

4. Проблема оптимума мотивации.

5. Потребность во сне. Анализ эксперимента.

7. Психологическая функция сновидений. Анализ эксперимента.

8. Сексуальная мотивация. Анализ исследования.

9. Пищевая мотивация.

 

Практическое занятие №4. Ситуативная динамка мотивации. Самоконтроль мотвиационных процессов.

Вопросы:

1.Ситуативное развитие мотивации в модели К.Левина.

2.Намерение. Уровень притязаний. Понятие «борьбы мотивов» в теории А.Н.Леонтьева.

3.Теория когнитивного баланса и когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

4. Проблема фрустрации мотива. «Канализация» либидозных и танатозных влечений в концепции З.Фрейда.

5. Механизмы психологической защиты.

6.Взаимодействие потребностей и «давлений» в концепции Г. Мюррея. Теория самоэффективности А.Бандуры.

7. Саморегуляция мотивации. Тревожность как личностная черта. Настойчивость как личностная черта.

Практическое занятие №5. Познавательная мотивация. Эстетическая мотивация. Мотивация достижения. Потребность в смысле жизни.

Вопросы:

1.Предпосылки формирования познавательной мотивации.

2.Мотивация достижения.

3.Проанализируйте основные подходы к пониманию источников эстетических потребностей (эстетический гедонизм, эмпатия, когнитивный подход). Каковы источники эстетических потребностей у Вас?

 

Практическое занятие №5. Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации.

Вопросы:

1. Эмоциональные состояния – тревожность, агрессивность и т.д.

2. Особенности аффекта как эмоционального состояния и использование способов диагностики аффекта.

3. Различия ситуационной и личностной тревожности. Нужно ли бороться с тревожностью?

4. Понятие стресса и его структура. Стресс как адаптационный синдром.

5. Соотношение понятий «стресс» и «дистресс».

6. Значение стресса в жизни человека, способы профилактики и преодоления стресса.

7. От каких индивидуальных качеств зависит поведение человека в стрессовой ситуации?

 

Практическое занятие №6. Современные психологические теории эмоций. Классификации эмоций.

Вопросы:

1. Теории базовых эмоций. Сравнительный анализ.

2. Центральные теории эмоций.

3. Особенности когнитивного подхода к рассмотрению эмоций

4. Континуальные модели эмоций

 

Практическое занятие №7. Развитие эмоций в онтогенезе.

Вопросы:

1. Развитие эмоций в младенчестве, раннем возрасте.

2. Эмоции в подростковом возрасте.

3. Эмоциональная сфера в зрелом возрасте.

4. Эмоции в пожилом возрасте.

 

Практическое занятие №8. Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии.

Вопросы:

1. Определение понятия «воля».

2. Как решалась проблема свободы воли в рамках различных направлений философии и психологии?

3. В чем проявляется воля?

4. В чём заключается специфика волевого психического процесса?

5. Чем отличается волевой человек от безвольного.

6. Что такое произвольность и в чем ее проявления?

7. Общее и отличия в понятиях воли и произвольности.

8. Что представляет собой высшая психическая функция произвольности/непроизвольности в протекании (в осуществлении) психических познавательных процессов?

 

Практическое занятие №9. Роль и функции воли. Воля и овладение собственным поведением

Вопросы:

1. Основной психологический механизм волевой регуляции.

2. Структура волевого действия разных видов.

3. Опишите «построение» волевого процесса из конкретных волевых актов.

4. Сравнение простого волевого действия и привычки в жизнедеятельности индивида.

5. Какова зависимость качества волевых усилий от осознанности человеком цели его деятельности?

6. Опишите взаимосвязь воли и мотивации через целеполагание.

 

Практическое занятие №10. Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия.

Вопросы:

1. Проблема исполнения и контроля за действием как проблема воли.

2. Способы воспитания и самовоспитания волевых качеств личности.

3. Методы изучения воли и произвольности.

6.3. Типовые контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Курс

1. Предмет и задачи психологии. Отличие и взаимосвязь научной и житейской психологии

2. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

3. Методы психологии. Эксперимент. Виды. Основные принципы организации и проведения.

4. Методы психологии. Наблюдение

5. Классификация отраслей психологии. Психология в междисциплинарном пространстве

6. Проблема границ психического (нейропсихизм, панпсихизм, биопсихизм, антропопсихизм). Объективный критерий наличия психики

7. Стадии развития психики в филогенезе. Стадия элементарной сенсорной психики.

8. Стадии развития психики в филогенезе Стадия перцептивной психики

9. Стадии развития психики в филогенезе Стадия интеллекта

10. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Соотношение инстинкта, научения, интеллекта в психике животного. Современный научный взгляд на поведение животных.

11. Происхождение сознания. Его общественно-историческая природа

12. Возникновение и развитие сознания. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

13. А.Р. Лурия: Теория системной локализации высших психических функций

14. Понятие и сущность установки (Д. Узнадзе, А.Г. Асмолов).

15. Развитие психологических знаний в античности, в период Средневековья и Возрождения, в Новое время. Идеалистический ассоцианизм

16. Развитие психологии как самостоятельной науки. Психология сознания. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Психоанализ

17. Развитие психологии как самостоятельной науки. Культурно-историческая психология. Деятельностный подход в психологии. Гуманистическая психология. Когнитивная психология

18. Высшие психические функции, их строение и развитие

19. Развитие психики в онтогенезе. Основные закономерности

20. Строение деятельности во взглядах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева

21. Общая характеристика мотивационной сферы человека. Мотивационные факторы: тенденции, установки, потребности

22. Соотношение потребности и мотива. Проблема классификации потребностей

23. Биологическая мотивация. Проблема инстинктивного удовлетворения потребностей. Гидродинамическая модель инстинктивного поведения. Импритинг. Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Лолсона

24. Иерархия потребностей А. Маслоу. Фрустрационная устойчивость

25. Потребность во сне и поддержании оптимальной температуры. Пищевая мотивация и потребность поддержания водного баланса

26. Мотивация достижения и мотивация любви. Альтруистическая мотивация.

27. Познавательная мотивация. Эстетическая мотивация. Трудовая мотивация.

28. Динамика мотивации. Уровень притязаний. Теория когнитивного диссонанса. Потребность в смысле жизни

29. Учение об эмоциях в отечественной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Симонов В.П.)

30. Характеристика эмоциональных явлений: аффект, настроения, чувства. Проблема классификации эмоциональных процессов.

31. Биологическая целесообразность эмоций. Теория Ч.Дарвина. Теория базовых эмоций К. Изарда

32. Физиологический и психологический стресс. Стадии развития стрессовой реакции. Пост-травматическое стрессовое расстройство. Преодоление стрессовых ситуаций: предсказуемость, субъективный контроль, оценка события как вызова, психологическая поддержка. Стратегии преодоления стресса.

33. Эмоция как оценка соматических изменений. Периферическая теория эмоций Джеймса – Ланге.

34. Теория «параллелизма» У. Кэннона и Ф.Барда. Двухфакторная теория эмоций С.Шехтера, Дж.Сингера.

35. Потребностно - информационная теория эмоций П.В.Симонова.

36. Континуальные модели эмоциональных процессов. Модель В.Вундта. Модель оппонентных эмоциональных процессов. Р.Соломона. Шкала Г. Шлоссберга.

37. Проблема ретроспективной оценки эмоций. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

38. Функции эмоций. Коммуникативная функция эмоций. Трех - компонентная модель идентификации эмоций Н. Фрижда.

39. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе.

40. Эмоциональные состояния. Субъективное переживание эмоций. Страх и тревога. Гнев. Вина и стыд. Депрессия. Оптимизм и пессимизм. Зависть. Радость и Счастье. Интеллектуальные эмоции

41. Чувства. Виды чувств и их характеристика

42. Роль воли в психологических воззрениях В.Вундта и У.Джеймса. Механизмы волевой регуляции по В.А.Иванникову

43. Структура волевого акта по С.Л.Рубинштейну. Этапы сложного волевого действия и их характеристика. Признаки волевого действия

44. Волевые качества личности. Структура волевых качеств

45. Понятие внимание. Роль и место внимание в структуре психической деятельности человека

46. Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания. Функции и механизмы внимания

47. Субъективные переживания внимания. Объективные маркеры состояния внимания.

48. Внимание как интеграция содержаний сознания. Концепция внимания В.Вундта. Объем сознания. Объем внимания. Концепция внимания Э. Титченера

49. Внимание как селекция. Концепция внимания У. Джеймса.

50. Внимание как активизация организма. Моторная теория внимания Т. Рибо. Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге

51. Формирование внимания как ВПФ. Л.С. Выготский

52. Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П.Я. Гальперина

53. Внимание как селекция. Модели внимания в когнитивной психологии. Теории ранней селекции. Эксперименты К. Черри. Модель ранней селекции. Модификация модели ранней селекции А. Трейсман. Аттенюатор. Эффект перекреста

54. Внимание как селекция.

55. Внимание как селекция. Модели поздней селекции. Модели множественной и гибкой селекции. Эксперимент А. Трейсман

56. Общая характеристика процессов ощущения и восприятия.

57. Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Проблема дифференциальных порогов ощущений. Основной психофизический закон. Вариант Г. Фехнера. Вариант С. Стивенса

58. Гаптическая система восприятия. Кожные ощущения. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова.

59. Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие

60. Одорные (ольфакторные) ощущения. Культурная обусловленность восприятия запахов

61. Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе

62. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия. Кодирование контуров объекта. Механизм латерального торможения. Иллюзия Маха. Восприятие объектов на основе гипотезы черт. Восприятие пространственных отношений

 

2 курс

 

1. Преобразование памяти с помощью культурных средств в антропогенезе и культурогенезе. Память примитива. Виды искусственных знаков. Знаки-напоминания, пиктографическое письмо, абстрактные знаки.

2. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

3. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в концепциях З.Фрейда и К.Левина. Эксперименты Г. В. Биренбаум и Б.В.Зейгарник.

4. Имплицитная и эксплицитная память. Эффект предшествования

5. Теория уровней переработки информации. Исходный эксперимент П.И.Зинченко

6. Репродуктивный аспект памяти. Бессмысленные слоги в качестве материала для запоминания. Экспериментальные методы Г. Эбингауза

7.Закон общего времени. Распределение повторений. Закон Йоста. Позиционный эффект. Влияние сходства и различия материала. Кривая забывания. Эффект реминисценции.

8. Продуктивный аспект памяти. Методы повторной и последовательной репродукции Ф. Бартлетта. Понятие «схемы»

9. Структурная модель памяти. Общая характеристика функциональных систем памяти: Сенсорный регистр, Распознаватель, Рабочая память, Долговременная память.

10. Долговременная память. Процедурная память. Память как навык.

11. Декларативная память. Семантическая память. Забывание в семантической памяти

12.Творческое мышление: проблема критериев, экспериментальные исследования

13. Осознаваемые и неосознаваемые процессы мышления. Интуитивное мышление.

14. Понятия "задача", "проблема" и " проблемная ситуация". Мышление и целеобразование

15.Индивидуальные особенности мышления. Концепции интеллекта. Уровня развития интеллекта.

16. Классификация видов мышления: критерии и типология.

17. Практическое и теоретическое мышление.

18.Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико - понятийное мышление.

19. Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление.

20.Виды и функции речи. Исследования внутренней и эгоцентрической речи.

21.Филогенез мышления. Особенности примитивного мышления. Культурно-сопоставительные исследования мышления.

22. Онтогенез мышления. Теория интеллекта Ж. Пиаже.

23. Ассоцианизм в психологии мышления. Вюрцбургская школа.

24. Проблематика мышления и творчества в психоанализе.. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.

25.Проблема мышления в гештальтпсихологии. Изучение мышления в когнитивной психологии. Проблема создания " искусственного интеллекта".

26. Общее представление о мышлении. Основные проблемы психологии мышления

27. Мышление как форма познавательной деятельности. Отличие мышления от непосредственно чувственного познания.

28. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Концепция детского интеллекта и этапов его становления (Ж. Пиаже). Стадия сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций.

29. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

30. Речь и мышление. Теории происхождения речи. Развитие речи в онтогенезе

31. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека. Связь воображения с мышлением и памятью

32. Виды воображения. Их характеристика. Воображение как фактор поведения.

33. Функции воображения. Связь воображения с другими познавательными психическими процессами.

34.Проблема развития воображения Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.

35.Понятие о типологии и типах в психологии. Различные основания построения типологий индивидуальных различий.

36.Связь психических особенностей с физиологическими, морфологическими, соматическими особенностями человека. Генетические предпосылки индивидуальных различий.

37. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

38. Высшие психические функции как фенотипические свойства личности.

39. Структура личности. Черта как элемент анализа структуры

личности (Кеттелл)

40. Основные подходы к исследованию структуры личности в трудах А.В. Петровского. Структура личности по К.К. Платонову

41.З.Фрейд о структуре личности. Понятие «Оно», «Я» и «Сверх Я». Развитие этих представлений в учении К.Юнга

42.Параметры структуры личности в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Параметры структуры личности в трудах Б.Г. Ананьева

43. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности.

44.Экзистенциалистический подход к проблеме развития личности (А. Маслоу, Г. Олпорт).

45.Деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

46. Развитие личности во взглядах А.В. Петровского

47. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона

48.Организм, нервная система и темперамент, их взаимосвязь. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

49.Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента.

50. Вклад Теплова, Небылицина, Русалова в развитие учения о темпераменте.

51. Понятие темперамента, его природа и содержание. Сравнительная психологическая характеристика типов темперамента. Взгляды Г. Айзенка, Я. Стреляу на природу и свойства темперамента

52. Проблема характера человека в психологической науке. Понятие и свойства характера

53. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

54. Становление характера в процессе социализации индивида. Структура характера

55. Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром

56. Взаимосвязь строения тела и особенностей психики. Учение Э. Кречмера и В. Шелдона.

57. Акцентуации характера (Леонгард). Акцентуации характера (Личко)

58. Понятие способностей человека (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков). Виды способностей.

59. Проблема биологического и социального в структуре способностей. Способности и задатки. Их взаимосвязь

70. Понятие креативности. Проблема соотношения интеллектуальных способностей и креативности. (Е. Торренс, Ф. Барон, Дж. Гилфорд).

61. Критерии креативности: беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность (М.А. Холодная).

62. Понятие интеллектуальных способностей. Виды интеллектуальных способностей: конвергентные и дивергентные способности.

63. Психомоторные и духовные способности. Одаренность талант, гениальность.

 

 

Маклаков А. Г.

Общая психология: учебное пособие для вузов

Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010, 2011

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: